Ирина Пятерева
«Наши занимательные эксперименты». Конспект интегрированной НОД в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие поисковой – познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- формировать у детей способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств и экспериментов;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, стремление узнать новое, самостоятельность.
Материал: вода, песок, глина, магниты, молоко, тарелочки, стакан, пакет, палочка, трубочка, тарелка, чашка.
Публикация «„Наши занимательные эксперименты“, Конспект интегрированной НОД в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Демонстрационный материал: картинки с изображением предметов (мебель, лопата, машина, дерево, посуда).
Предварительная работа: беседы, разгадывание загадок о воздухе, воде, песке, магните. Организация игр с различными предметами и материалами.
Ход НОД.
Уважаемые педагоги! Сегодня наши дети пригласили вас в свою лабораторию, чтобы поделиться своим опытом работы с различными материалами и веществами. Просим вас принять участие в наших исследованиях.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество –
внимательность,
А поможет все узнать
Наша наблюдательность.
Правила. Ребята, соблюдаем тишину, осторожность, внимательно слушаем.
ЭКСПЕРИМЕНТ 1. Чтобы узнать, с чем дети будут работать, необходимо отгадать загадку: (ребенок загадывает загадку взрослым).
Мы его не замечаем
Мы о нем не говорим
Просто мы его вдыхаем
Он ведь нам необходим.
(воздух)
А). Ребенок берет целлофановый пакет и ловит воздух. Закручивает пакет (Показывает пакет).
- Что произошло с пакетом? – он наполнился воздухом.
- Давайте проверим. Острой палочкой прокалываем мешочек, услышали хлопок или вы почувствовали, что выходит воздух.
ВЫВОД: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Б). И все таки воздух можно увидеть.
Ребенок берет трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует.
Ведущий. Извлекаемые из воды пузырьки и есть воздух.
ЭКСПЕРИМЕНТ 2.
Ребенок: Чтобы лился дождик с неба
Чтоб росли колосья хлеба
Чтобы плыли корабли
Жить нельзя нам без…. Воды
- Будем изучать некоторые свойства воды.
А) Перед ребенком стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить по ложечке.
ВЫВОД: вода прозрачная, а молоко нет.
Б). Ребенок наливает воду в стакан, в тарелку, в чашку.
- Что происходит с водой в разных емкостях?
ВЫВОД: вода принимает форму того предмета, в котором находится.
Игра «Подбери материал для названного предмета».
ЭКСПЕРИМЕНТ № 3.
Ребенок: Бывает речной
Бывает морской
Бывает он мокрый
Бывает сухой. (песок)
А). Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, зато он может принять любую нужную форму. Фигурка из маленькой формы песочника. Почему?
ВЫВОД: когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает и песчинки слипаются друг с другом.
Б). Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыпем на лист бумаги. Теперь попробуем посыпать глину. Глина слипается комочками и её нельзятак легко высыпать из стаканчика как песок.
ВЫВОД: песок сыпучий, а глина вязкая.
ЭКСПЕРИМЕНТ № 4.
Ребенок: Черный камень не живой,
Но затейник он такой.
Все железные детали
Крепко схватит, как рукой. (магнит)
А). Мы знаем, что магнит способен притянуть металлические предметы через воздух. Проведем эксперимент и узнаем, может ли магнит притягивать предметы через какую – либо преграду (через бумагу, через ткань, через деревянные пластины).
ВЫВОД: магнитная сила может проходить через предметы: бумагу, ткань, дерево.
Б). Действует ли магнитная сила в воде?
Опускаем рыбку – магнит в воду и подносим магнит к сосуду. Рыбка – магнит примагнитилась к сосуду и следует по стенкам сосуда.
ВЫВОД: магнит сохраняет свои свойства в воде.
Игра «Подбери материал для названного предмета».
Цель: Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны;
Развивать наблюдательность, внимание.
Материал: картинки с изображением предметов, кусочки разных материалов (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса для каждого ребенка).
Ход игры.
До начала игры воспитатель уточняет знания детей о том, что все предметы сделаны из различных материалов. Затем предлагает детям поиграть
Воспитатель показывает картинку с изображением предмета. Дети показывают кусочек материала, из которого сделан изображенный предмет. (Дети дают краткие объяснения).
Оборудование для опытов.
1 опыт: целлофановый пакет и острая палочка;
Прозрачная емкость, трубочка, вода.
2 опыт: 2 прозрачных стакана, две ложки, вода, молоко, фартук, салфетки.
Чашка, стакан, тарелка, подкрашенная вода в лейке.
3 опыт: чашка, мокрый песок, формочка для песка, дощечка, фартук, салфетка.
Стаканчик с песком, стаканчик с глиной, 2 тарелочки.
4 опыт: бумага, ткань, деревянная дощечка, магнит.
Прозрачный сосуд с водой, рыбка – магнит, магнит.