Татьяна Безменова
Конспект интегрированной НОД с детьми разновозрастной группы «Не только у ёлочки тонкие зелёные иголочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: Формирование знаний о видовом многообразии хвойных деревьев.
Задачи:
-Познакомить детей с характерным признаком всех хвойных деревьев: листья зеленого цвета, имеют форму иголок
Публикация «Конспект интегрированной НОД с детьми разновозрастной группы „Не только у ёлочки тонкие зелёные иголочки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
-Развивать способность дифференцировать хвойные деревья по внешнему виду, определять названия деревьев по хвое и шишкам
-Способствовать развитию познавательного интереса
-Закрепить приобретённые знания о форме хвои в процессе изготовления поделки
-Совершенствовать творческие способности детей
-Воспитывать бережное отношение к природе
Материал: карточки с изображением хвойных деревьев, наглядное пособие «Расскажите детям о деревьях», веточки сосны, елочки из ДВП, картонные заготовки в виде треугольника, зелёные нитки, клей, салфетки для рук, ножницы (старшая подгруппа)
Предварительная работа: Просмотр видеоролика «Достопримечательности нашего села: Курган –наш замечательный сосновый бор»
Хд НОД
Воспитатель:
-Ребята, наступила зима и принесла с собой холод, мороз, снег. Большие изменения произошли в природе, снежное покрывало укутало дома, поля, а посмотрите какие красивые стоят деревья.
(Дети рассматривают в окно деревья)
Художественное слово:
Намело, навьюжело,
Все деревья в кружеве:
Снег на соснах,
На кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели.
Н. Гончаров
Воспитатель:
-Ребята, все деревья стоят припорошенные снегом и очень трудно понять, где какое дерево, только берёзку выдают её чёрные пятнышки. А как вы думаете, почему же все деревья зимой похожи друг на друга?
Возможные варианты ответов детей:
-Все деревья в снегу.
-Потому, что нет листьев.
Воспитатель:
-Действительно, ребята, ещё осенью деревья сбросили свою листву и зиму встретили совсем голыми. Ребята, перечислите мне деревья, которые вы знаете.
Дети перечисляют знакомые деревья.
Воспитатель:
-Ребята, давайте их рассмотрим.
(Дети рассматривают карточки с изображением деревьев)
Воспитатель:
-Ребята, подумайте и скажите мне, что общего у всех этих деревьев?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Верно, ребята, у всех деревьев есть ствол, ветки, листья, которые представляют собой тонкую пластинку разной формы. Такие деревья мы называем лиственными, но есть деревья, у которых листочки сильно отличаются от листьев лиственных деревьев. Они растут в виде тонких иголок – хвоинок, ещё их называют- хвоя.
Послушайте загадку.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
А. Рождественская
(Ёлка)
Ёлки, или по научному ели — стройные деревья с пушистыми ветками, покрытыми хвоей. Иголочки у елочки тонкие, зелёные и коротенькие. Ель приносит большую пользу зверям и птицам, обитающим в лесу. Из еловых шишек птицы достают семена, которыми они питаются в суровое зимнее время. Особенно нравятся семена ели клестам, которые даже свои гнезда вьют на еловых ветвях. Не отказываются полакомиться этими семенами и дятлы. Они зажимают еловую шишку в развилке дерева и свои крепким клювом достают из нее семена. Часть семян у них просыпается мимо. Эти семена достаются лесным мышам.
Копытные животные зимой поедают молодые еловые побеги. А между корней зеленой елки медведи выкапывают свои берлоги. Привлекают лесных обитателей к елям еще грибы, которым нравится расти рядом с корневой системой этих деревьев. Посмотрите картинки.
Воспитатель:
-Ребята, но не только у ели есть зелёные иголочки, в нашей местности растут родственницы ели – сосны. Помните, мы с вами смотрели видеоролик о нашем Кургане, красивом месте, где растут сосны? Сосны — деревья стройные, высокие, светолюбивые, с красивыми золотистыми стволами, их можно встретить на песчаных почвах, на болотах, на скалах, среди расщелин. Они не капризны и могут приспосабливаться к разным условиям. Сосна тоже относится к хвойным деревьям, но отличается от ели, её иглы длиннее еловых, прикрепляются к ветке по две хвоинки вместе. Давайте рассмотрим веточку сосны.
-Ребята возьмите по иголочке и тихонько разомните в ладошках. Чувствуете, какой приятный запах, в иголках почти нет влаги, но много эфирных масел, поэтому они имеют такой приятный аромат, а ещё масла помогают дереву не замерзнуть зимой. Хвоя обладает не только чудесным запахом, но и полезными свойствами: её применяют при недугах простудного и воспалительного характера. Хвойные иголки обладают сильными антисептическими, укрепляющими и заживляющими свойствами.
Воспитатель:
-Ребята, ещё есть дерево, которое очень похоже на сосну, и тоже относится к хвойным, это кедр, вернее, это и есть кедровая сосна, или сибирский кедр. Посмотрите картинку.
Настоящих кедров всего три вида: ливанский, атласский и гималайский. В нашей стране они почти не встречаются. В некоторых южных городах на улицах высаживают гималайские кедры.
(Дети рассматривают картинки)
Зато сибирской сосны в России очень много. Это высокое мощное дерево. Оно достигает высоты 40 метров, а диаметр ствола — 1,5-2 метров. Кедр, как и все хвойные деревья, имеет много полезных свойств. Препараты из кедра обладают бактерицидным, успокаивающим, кровоостанавливающим, противовоспалительным, мочегонным, очищающим кровь действием.
- Ребята, есть ещё одно дерево, которое тоже родом из Сибири и имеет хвоинки, это - Пихта. Пихта близкая родственница сосны, но ростом ниже, кроной меньше. Если у ели и сосны иголки колючие, то у пихты хвоя мягкая, неколючая, ароматная, длиной до 3 см, тёмно-зелёная, блестящая. Снизу на хвоинке две беловатые полоски с восковым налётом. Дерево кажется более пушистым, чем ёлка. Шишки у пихты растут вверх, поэтому признаку её легко отличить от других хвойных деревьев. Лекарственные препараты на основе пихты сибирской тоже широко используются в официальной и народной медицине.
Давайте рассмотрим и его.
Воспитатель:
-Ребята, как можно назвать одним словом все деревья, о которых я вам сегодня рассказывала. Если у всех есть хвоя, значит они?
Дети:
-Называются хвойными.
Воспитатель:
-Молодцы, правильно - хвойные. Хвойные деревья вечнозелёные, то есть весь год они стоят зелёные, их хвоя не теряет цвет, и к зиме не облетает. Такие деревья меняют свой покров, но это происходит постепенно и происходит это не осенью. Исключением является дерево, которое называется лиственница. Посмотрите на него.
Ветки у лиственницы редкие. Листья - мягкие плоские иголки, сидят пучками или вьются спиральками. Осенью хвоя у лиственницы желтеет, и она сбрасывает свои иголки, словно берёза или осина листья. Лиственница поэтому так и называется. А весной у лиственницы вырастает новая хвоя. Посмотрите на картинку, где лиственница изображена осенью.
-Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Найди какое дерево лишнее»
Проводится дидактическая игра «Найди какое дерево лишнее».
Воспитатель:
-Молодцы, а теперь немного подвигаемся, поиграем в подвижную игру «Елочки –грибочки».
Подвижная игра "Ёлочки-грибочки"
Как только скажу – ёлочки, бегаем вокруг елочек, скажу грибочки, приседаем.
Игра повторяется 3-4 раза.
После игры дети проходят за столы.
Воспитатель:
-Ребята все хвойные деревья объединяет одна особенность - наличие тонких зелёных иголочек- хвоинок. Сегодня мы попробуем сделать хвойное дерево. Тонкие иголочки мы сделаем из ниток зелёного цвета. Посмотрите, какое деревце получилось у меня.
Показ образца, объяснение алгоритма работы.
Продуктивная деятельность детей.
Рефлексия:
-Какая особенность объединяет все хвойные деревья?
-Как называются листья у хвойных деревьев?
-Какое хвойное дерево осенью сбрасывает листья?
-С какими хвойными деревьями вы сегодня познакомились? Перечислите их.
-Какое хвойное дерево растёт в нашей местности?
Выставка детских работ.