Маргарита Машненкова
Конспект интегрированной НОД в коррекционной подготовительной группе по теме «Дикие животные. Условия их жизни зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной НОД в коррекционной подготовительной группе по теме
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 248
Октябрьского района городского округа город Уфа
Конспект
интегрированной непосредственно образовательной деятельности
по образовательным областям: «Познание» и «Коммуникация»
в подготовительной коррекционной группе «Светлячок»
Подготовили и провели :
Учитель – дефектолог: Фальшунова Н. Б.
Учитель – логопед: Машненкова М. И.
Публикация «Конспект интегрированной НОД в коррекционной подготовительной группе по теме „Дикие животные, Условия их жизни зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Воспитатель: Муллаянова Г. Р.
Уфа – 2013 год
Тема: «Дикие животные. Условия их жизни зимой»
Цели:
1. Активизация познавательной активности детей в процессе ознакомления с окружающим миром – миром животных; закрепление умения соотносить конкретные виды животных к обобщающим понятиям; пополнение и активизация предметного, глагольного и словаря признаков; развитие и совершенствование грамматического строя речи; связной речи; внимания, памяти, мышления;
2. Воспитание правильного произношения; развитие общеречевых навыков (дыхания, общей, мелкой и артикуляционной моторики, фонематического слуха, слухоречевой памяти, внимания); автоматизация поставленных звуков – З – ЗЬ в слогах, словах, чистоговорках.
3. Продолжать работу по взаимосвязи дефектолога и логопеда с воспитателями в форме коррекционных часов для успешного коррекционного обучения и подготовки детей к школе.
В коррекционной работе с детьми использовать сохранные возможности слухового и зрительного анализаторов, кинетических и кинестетических ощущений при движении органов речи.
Оборудование
Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей, времен года, картинки с изображением жилищ животных, картинки – символы признаков зимы, маски для динамической паузы; картинки – символы для артикуляционной гимнастики, диски с записью музыки.
Раздаточный материал: предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей, картинки – символы признаков зимы разрезные картинки диких животных; индивидуальные зеркала, пособия для поддувания, предметные картинки на звуки З – ЗЬ.
Ход занятия:
(Проводится дефектологом) :
Организационный момент
Игра: «Четвертый – лишний». На доску выставляются 3 картинки с изображением зимы и 1 картинка с изображением осени. Дети определяют лишнюю картинку и отвечают на вопрос: «Почему?».
Включается аудиозапись: П. И. Чайковский: «Времена года. Декабрь». Дети прослушивают фрагмент, отвечают на вопросы: «Какая это музыка – веселая или грустная?». «Почему она вызывает грустное настроение?». Подводим детей к мысли, что музыка рассказывает нам о том, что грустим мы потому, что природа на зиму уснула: деревья сбросили листья; реку сковал лед; земля, деревья и дома покрыл снег; на улице воет ветер. Далее при беседе о признаках зимы музыка продолжает служить фоном для создания эмоционального настроя.
Основная часть
1. Повторение признаков зимы по картинкам – символам. У каждого ребенка картинка – символ с одним из признаков зимы. По нему дети составляют 2 – 3 фразы. После этого делается обобщение.
2. На доску выставляются картинки с изображением диких животных. Дети рассматривают их, называют животных. Проводится работа по соотнесению конкретного вида животных с обобщающим понятием «дикие животные». Дети отвечают на вопрос: «Почему этих животных называют дикими?» (они сами добывают себе пищу). Уточняем, что их еще называют «лесными», потому что они живут в лесу.
3. Пополнение предметного словаря, расширение кругозора. Выясняем, где в лесу обитают животные? Как называется жилище каждого из них? Проводятся игры: «Кто где живет?», «Назови жилище». Каждый из детей берет картинку с изображением жилища и ставит рядом с картинкой животного. При этом говорит: «Это….Жилище…». Повторяем и запоминаем слова: берлога, логово, дупло, нора, кустик, сугроб.
4. Пополнение глагольного словаря: подбор глаголов к существительным – названиям животных. Игра: «Кто что делает?».
Лиса: охотится, крадется, бегает, выслеживает…
Волк: воет, рыщет, охотится, бегает…
Заяц: боится, прячется, убегает, скачет, прыгает, дрожит…
Медведь: ходит, рычит, спит, зимует в берлоге, сосет лапу, ест мед…
Белка: прыгает, скачет, грызет орешки, запасает на зиму, прячется…
Еж: фыркает, бегает, запасает, сворачивается в клубок…
Динамическая пауза: «Каждый зверек найди свое жилище». Детям надеваются маски животных : волка, лисы, зайца, медведя, белки. На стульчики расставляются картинки с жилищами животных. Дети под музыку ходят по залу. Когда музыка заканчивается, дети ищут «свое» жилище. Говорят: «… в ….».
5. Пополнение словаря признаков. Подбор прилагательных к существительным – названиям животных. Игра: «Какой? Какая? Какие?».
Лиса: рыжая, хитрая, пушистая, ловкая…
Заяц: трусливый, длинноухий, быстрый, белый (зимой…
Волк: серый, злой, голодный, зубастый…
Медведь: лохматый, большой, сильный, бурый…
Белка: маленькая, пушистая, быстрая, шустрая, запасливая…
6. Развитие навыков словообразования. Образовать однокоренные слова – названия детенышей. Игра: «У кого – кто?», «Найди пару». Игра проводится детьми совместно с педагогом. У каждого ребенка по 1 картинке взрослого животного или детеныша. Ребенок, у которого взрослое животное, поднимает картинку и говорит: «У меня….». Остальные смотрят, у кого детеныш. Тоже говорит: «У меня … детеныш…». Участвуют все дети и составляют пары: взрослое животное и детеныш.
7. Образование притяжательных прилагательных. Игра: «Чья семья?». Дети называют каждое животное в семье и затем называют семью: лисья, волчья, медвежья, заячья…
8. Упражнение на релаксацию.
(Проводится логопедом) :
1. Пальчиковая гимнастика
«Сидит белка на тележке».
Проводится по показу ребенка совместно с логопедом.
Сидит белка на тележке Четыре раза сжимать и разжимать кулачки.
Продает она орешки Удары кулаками
И ладонями друг о друга
Лисичке- сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому «Пальчики здороваются». Каждый палец соединяется с большим пальцем руки.
Кому в платок Хлопок в ладоши
Кому в зобок 2 сжатых кулака прижатых друг к другу
Кому в лапочку Развернутые ладони, прижатые друг к другу.
2. Артикуляционная гимнастика
- развитие мышц артикуляционного аппарата.
Дети по показу логопеда выполняют перед зеркалом следующие упражнения:
«Улыбка»
«Блинчик»
«Иголочка»
«Блинчик»-«Иголочка»
«Горка»
«Часики»
«Почистим зубки»
«Вкусное варенье»
«Качели»
3. Дыхательная гимнастика «Сдуй снежинку».
Развитие направленной воздушной струи.
Дети» сдувают» снежинку: -с помощью длительного выдоха;
- с помощью короткого выдоха;
- с помощью нескольких коротких выдохов.
4. Д/ игра «Выдели звук».
Формирование навыка звукового анализа.
На доске выставлены предметные картинки:
Зонт, зубы, заяц, завод, замок.
Зима, зелень, зебра, земля, земляника.
Дети вместе с логопедом произносят названия картинок, утрированно выделяя начальный звук в словах.
В словах зонт, зубы, заяц, завод, замок – начальный звук – З.
В словах зима, зелень, зебра, земля, земляника – начальный звук- З’.
5.«Характеристика звуков».
Закрепление правильной артикуляции и правильного произношения звуков З,З’.
Логопед утрированно, вместе с детьми произносит звук З: и З’
- долго и громко: З-З-З-З
-долго и тихо: з-з-з-з
-коротко и громко: З
-коротко и тихо: з
звук З’ :
- долго и громко: З’- З’- З’- З’
-долго и тихо: з’- з’- з’- з’
-коротко и громко: З’
-коротко и тихо: з’
При этом дети наблюдают за положением органов артикуляции, в зеркало.
Логопед задает вопросы: Что делают губы? Что делают зубы? Как расположен язык? Горлышко работает или молчит?
Дети:
При произнесении звука З- губы улыбаются, зубы сближены, язык выгибается и упирается в нижние зубы. Горлышко работает.
При произнесении звука З’- губы улыбаются, зубы сближены, язык выгибается и упирается в нижние зубы. Горлышко работает.
Вместе с логопедом дети дают характеристику звукам:
Звук З - согласный, твердый, звонкий. Обозначается синим цветом с колокольчиком.
Звук З’- согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым цветом с колокольчиком.
6. Д/игра «Поймай звук».
Развитие фонематического слуха.
Логопед произносит слова, которые начинаются на звук З и З’ в потоке других слов. Дети поднимают квадрат синего цвета, если слышат слово, начинающееся со звука З, поднимают квадрат зеленого цвета, если слышат слово, начинающееся со звука З’.
Петух, забава, зима, бант, заяц, банан, земля, сок, зонт, семья, зубы, сено, зебра, снег, закат, самокат, земляника, молоко, зелень, дом, завод, замок.
7. Д/игра «Слушай, повторяй за мной».
Развитие фонематического слуха, правильного произношения звуков З и З’. Вслед за логопедом, дети по цепочке повторяют чистоговорки.
За-за-за, за-за-за,
За Зиной гонится коза. Зу-зу-зу, зу-зу-зу,
Поместим в загон козу.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы,
Колокольчик у козы. Зе-зе-зе, зе-зе-зе,
Сено мы дадим козе.
За-за-за, за-за-за
Здесь привязана коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы
Мало травки у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу
Отвязали мы козу.
За-за-за, за-за-за
Залезает в сад коза.
За-за-за, за-за-за
Здесь привязана коза.
Зи-зи-зи, зи-зи-зи
-Обезьянку привези!
Зя-зя-зя, зя-зя-зя
-Обезьянам здесь нельзя.
Зи-зи-зи, зи-зи-зи
-Раз нельзя – не привози.
(Проводит воспитатель) :
Заключительный этап интегрированного занятия.
1. По заданию логопеда воспитатель проводит игру для закрепления правильного произношения звуков З – ЗЬ и других, ранее поставленных звуков. Игра с мячом: «Скажи наоборот». Воспитатель называет слог с мягким согласным, бросает ребенку мяч, а ребенок называет слог с твердым согласным.
Индивидуально: каждый ребенок четко и медленно произносит свою чистоговорку. Воспитатель дает установку: говорить медленно и четко, слушать себя и друг друга.
За-за-за, за-за-за,
За Зиной гонится коза. Зу-зу-зу, зу-зу-зу,
Поместим в загон козу.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы,
Колокольчик у козы. Зе-зе-зе, зе-зе-зе,
Сено мы дадим козе.
За-за-за, за-за-за
Здесь привязана коза.
Зи-зи-зи, зи-зи-зи
-Обезьянку привези!
Зя-зя-зя, зя-зя-зя
-Обезьянам здесь нельзя.
Зи-зи-зи, зи-зи-зи
-Раз нельзя – не привози.
Здесь привязана коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы
Мало травки у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу
Отвязали мы козу.
За-за-за, за-за-за
Залезает в сад коза.
2. По заданию дефектолога проводится работа по закреплению знаний о диких животных. Проводится игра: «Сложи картинку». Перед каждым ребенком картинка дикого животного, разрезанная на 6 частей. Дети собирают картинку и закрывают ее листом бумаги.
Далее проводится игра: «Угадай по описанию». Один ребенок рассказывает о животном, которое он сложил, не давая его названия. Дети по описанию должны отгадать, какое это животное. Ребенок, загадавший загадку, отвечает: «Да, у меня…». В игре участвуют все дети.
Итог занятия. Обобщающая беседа. Поощрение детей.