Екатерина Панькина
Конспект интегрированной НОД в средней группе: «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной НОД в средней группе : «Масленица»
Цель: дать детям представление о традициях народного праздника Масленица.
Задачи:
Образовательные:
• знакомить детей с последним зимним праздником - Масленицей, посвященного солнцу, встрече весны и завершению зимнего периода;
• упражнять в словообразовании, поощрять речевую активность детей;
• повторять количественный счет, упражнять в определении и сравнении размера предметов;
Публикация «Конспект интегрированной НОД в средней группе: „Масленица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2019
• формировать понятие о том, что развлечения и забавы могут зависеть от половой принадлежности.
Развивающие:
• развивать у детей познавательный интерес, творческое мышление, внимание, память;
• развивать умение и желание детей исполнять характерные народные песни и танцы;
Воспитательные:
• воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
• воспитывать уважительное отношение к народным обрядам через ознакомление с произведениями художественной литературы, посредством различных видов музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения);
• вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на художественный образ народного праздника в картинах великих художников.
Активизация словаря: Масленица, забава, соломенное чучело.
Предварительная работа:
Беседы; рассказы; чтение стихов, считалок, пословиц, поговорок о Масленице; рассматривание репродукций картин: Кустодиева Б. «Карусель», «Масленица», слушание музыкальных произведений: Чайковский П. И. «Февраль. Масленица», русские народные частушки, заклички, хороводные песни; организация двигательной активности через подвижные русские народные игры, продуктивная деятельность по теме;
Игровая мотивация «Матрешки в гости зовут»
Матрешка:
Здравствуйте, друзья!
Вот и я, веселая Матрешка.
В гости вас позвала.
Ребята, какое сейчас время года? (Варианты ответов детей.)
Как месяц называется? (Варианты ответов детей.)
Пора зиму провожать
Весну – Красную встречать!
Тороплюсь на праздник Масленицы и вас приглашаю!
Звучит в записи музыкальное произведение «Зима».
Матрешка: Ребята, вы слышите какая музыка звучит, как метель завывает? Это нам послание кто-то передает:
«На Масленицу собрались?
Я – Зима студеная
Весне не уступлю
Красно - солнце заслоню,
Снег и холод нагоню,
Нет! Не уйду!»
Проблемная ситуация.
Матрешка: Ребята, кто не желает весне место уступить? (Варианты ответов детей.) Как быть? Как помочь весне в края родные прийти? (Варианты ответов детей.) Ребята, хотите посмотреть сказку про одного забавного петушка? Садитесь удобнее, мы начинаем.
Театрализация «Сказка про Петушка и Солнышко»
Жил-был Петушок. Жил он в деревне у бабушки с дедушкой. У него была семья: Курочка с цыплятками. Жили они дружно и никогда не ссорились. Петушок каждый день очень рано вставал, взлетал на забор и громко будил всех вокруг. Он будил зверей, птиц, насекомых. А самое главное, он будил Солнышко. Солнышко просыпалось, и всем сразу становилось весело и тепло. Поэтому Петушок ходил очень важный по двору, он был самым главным.
Однажды про это узнала плутовка Лиса. Ей захотелось тоже быть самой главной. И вот однажды она подкралась рано утром и стала наблюдать за Петушком. А Петушок взлетел на забор, расправил свой красивый хвостик и как закричит во все горло: «Кукареку!»
И тут появилось солнышко, и стали все кругом просыпаться: и деревья, и цветы, и звери, и бабочки, и жучки, и червячки. Лиса подумала: «Я тоже так хочу. Я знаю, почему у Петушка получилось всех разбудить. Потому что у него такой красивый разноцветный хвост. Я тоже такой хочу». Она тихонечко подкралась к Петушку и схватила за хвост. А потом убежала.
На следующее утро она нацепила хвост, еле-еле залезла на забор и хрипло прокричала: «Кукареку». Солнышко не проснулось. И все кругом спали. На небе появились серые огромные тучи. И полил хмурый, холодный дождь. Всем стало холодно и сыро Все звери, птицы, насекомые спрятались у себя в норках и боялись выйти на улицу. А что же случилось с Лисой? А Лиса тоже испугалась. Она догадалась, почему так получилось, почему не проснулось Солнышко. Она обидела Петушка. Лиса решила вернуть ему хвостик и попросить прощения. Так она и сделала.
И вот теперь Петушок опять с хвостиком. И опять он рано утром взлетает на забор, расправляет свой разноцветный хвостик и громко кричит: «Кукареку!» И все вокруг просыпается: и деревья, и цветы, и звери, и бабочки, и жучки, и червячки.
Матрешка: Понравилась вам наша сказка? В конце зимы мы отмечаем Масленицу, самый веселый народный праздник, который пришел к нам из далекого прошлого. Посвящен он возрождающемуся по весне солнцу. Длится целую неделю, поэтому говорят: «Живет Масленица семь деньков». Чучело Масленицы делали из соломы, водили вокруг него хороводы, пели песни. Люди делали все, чтобы уговорить зиму уйти. Еще ее называют «Масленицей - объедухой», потому что готовится много вкусных блюд; едим творог, молоко, сметану, яйца, масло. Раньше, по народным поверьям, необходимо было помочь солнцу победить морозную зиму: катались на лошадях, одетых в расписные дуги. Сани по этому случаю украшались цветными лоскутами, увешивались бубенчиками. Главное мужское дело в этот день – взятие снежного городка. Девушки водили хороводы. С песнями и веселыми закличками звали солнце, чтобы оно теплее согревало землю, а весна-красна не задерживалась.
Матрешка: Ребята, какие зимние забавы нравятся вам? (Варианты ответов детей.)
Матрешка: А я предлагаю сейчас повеселиться, и в веселый пляс пуститься. Я всем вам дам один инструмент и научу на нем играть. (Раздают ложки).
Дидактическая игра «Повтори за мной»
Матрешка: Порадовали вы меня песней веселой. Посмотрите, ребята, какие красавицы к вам в гости пожаловали. (Показывает вырезанных расписных матрешек, спрятанных одну за другой) Как вы думаете, сколько у меня подружек-матрешек? (Дети видят одну самую большую)
Дети: Одна!
Матрешка: А теперь сколько? (Большую матрешку откладывает в сторону и дети видят следующую)
Дети: Две!
Матрешка: А теперь? (Убирает еще одну)
Дети: Три!
Матрешка: А сейчас сколько? (Откладывает в сторону третью)
Дети: Четыре!
Матрешка: А сейчас? (Откладывает четвертую)
Дети: Пять!
Матрешка: Так сколько всего подружек-матрешек у нас в гостях? (Матрешки разложены в ряд от большей к меньшей) Давайте сосчитаем.
Дети: Одна, две, три, четыре, пять!
Матрешка: Ребята, а что вы мне можете сказать об этих матрешках. Какие они? (ответы детей)
Матрешка: А как вы думаете, почему мы не увидели сразу всех матрешек?
Дети: Они спрятались.
Матрешка: А как же у них это получилось? Почему?
Дети: Потому-что они разного размера.
Матрешка: Ребята, как вы думаете, кто самая большая матрешка?
Дети: Мама.
Матрешка: А матрешки поменьше?
Дети: Ее дочки (старшая, средняя, младшая и совсем маленькая).
Матрешка: Молодцы, ребята. Какие вы у меня умные да сообразительные.
Но посмотрите, матрешки пошли погулять и потерялись (раскладывает матрешек в произвольном порядке). Помогите им опять вместе собраться.
Игра «Собери матрешек»
«Молодцы, ребята!
Встретили Масленицу.
Уступаю место Весне. Прощайте и простите,
На Зиму зла вы не держите.»
Воспитатель: Ребята, зима прощенье попросила. В последний день масленой недели, в воскресенье люди просили друг у друга прощение за все обиды. Поэтому воскресенье называют прощенным. Говорили: Прости меня. В ответ произносили: Бог прощает и я прощу.
Матрешка: Ребята, я очень люблю блины, так хотела и вас угостить.
Пальчиковая игра «Брынцы – брынцы»
Брынцы – брынцы (ладушки)
Пеките блинцы (хлопки ладонь о ладонь горизонтально)
Мажьте маслянее (поглаживание друг другу ладони)
Будьте повкуснее!
Трын – трынца, (ладушки)
Подайте блинца! (протягивают руки вверх ладонями)
Воспитатель:
На празднике Масленица принято всех блинами угощать. Обыкновенный блин можно назвать разными словами, слушай внимательно, как ребята будут подсказывать старательно.
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины».
На тарелке он один – называем просто… блин.
Много испекли их мы – тогда назовем… блины.
Испекли для дочек – назовем… блиночек.
Будет есть их сынок – назовем тогда… блинок.
Огромный, как домище – назовем…блинище.
Воспитатель: Ребята, а нам пришла пора с Матрешкой прощаться и в группу возвращаться.
Дети: До свидания, Матрешка! Спасибо за праздник!
Матрешка: До свидания, мои золотые! Приходите еще ко мне в гости. Буду ждать!
Воспитатель: В народе говорят: «Блины, как колеса у весны!» Молодцы, ребята, постарались. А у нас для вас сюрприз - вот и наши блины.
Помощник воспитателя выносит блины:
Щедро зиму провожаем,
Всех блинами угощаем.