Елена Зубченко
Конспект интегрированной образовательной деятельности направление «Познавательно-речевое развитие». «Солнечный лучик»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование фонетико-фонематического восприятия, автоматизация звуков Л, Ль в словах, фразах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные (образовательная область «Коммуникация») :
- закрепление у детей правильного произношения звуков Л, Ль в слогах, словах и предложениях;
- расширение предметного словаря;
- формирование и расширение словарного запаса, практическое употребление антонимов;
- формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
- совершенствование синтаксического строя речи (умения строить сложноподчиненные предложения);
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности направление „Познавательно-речевое развитие“, „Солнечный лучик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
- совершенствование навыка чтения;
Коррекционно-развивающие (образовательные области «Здоровье», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы») :
- развитие фонематического восприятия, речевого дыхания, цветовосприятия;
- развитие конструктивного праксиса, тактильных ощущений, тонкой и общей моторики;
- координация речи с движением,
- развитие внимания и мышления;
- совершенствование слоговой структуры слова.
- развитие графомоторных навыков и зрительного внимания.
Коррекционно-воспитательные (образовательная область «Социализация») :
- формирование положительной установки на участие в интегрированной
образовательной деятельности;
- формирование навыков работы парами и индивидуально, навыков сотрудничества,
самостоятельности;
- воспитание доброжелательности, сопереживания, отзывчивости;
Оборудование: макет теплохода, разрезные картинки-капли, магнитофон, ТСО, атрибуты речевых островов, конверты с заданиями, солнечные лучики, удочки, рыбки, маркеры, мешочки с песком, емкости с песком, ребристая дорожка, мольберты,прищепки.
Предварительная работа: выполнение пальчиковой гимнастики, работа над дыханием, разучивание загадок, стихотворений, проведение речевых игр,чтение слогов и слов с буквой Л, печатание буквы в тетрадях.
Словарь: слова со звуками Л, Ль.
Ход.
I. Организационный момент.
Логопед: - Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с гостями. (Дети здороваются)
Психогимнастика
Логопед: - А сейчас, ребята, слушайте и повторяйте за мной.
Кто-то утром, не спеша
Надувает жёлтый шар, (делаем глубокий вдох, дуем и разводим руки)
А как выпустишь из рук (руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг.
- Что это за шар? (слайд «Солнце»)
- Солнце дарит свет и тепло. Все рады солнышку!
- Покажите, как вы рады солнышку.
- Но однажды Лунная Фея темноты отправила свою помощницу - большую серую тучу (слайд «Туча») закрыть всё небо и украсть солнышко, а его лучики расселить далеко друг от друга.
Проблемная ситуация.
Логопед: - Как вы думаете, что же случилось после этого? (Ответы детей).
- Загрустили все звери и люди. Покажите, как загрустили все. Они поспешили на помощь солнышку.
- А вы хотите помочь вернуть солнышко? (Ответы детей)
Логопед: - А поможет нам в этом…
Вы увидите сами, когда отгадаете имя героя по первым звукам слов - картинок.
( Слайд: Ложка, Утюг, Часы, Иголка, Конфеты. «ЛУЧИК»)
Лучик : - Здравствуйте ребята. Спасибо, что согласились помочь найти солнышко и моих братьев – солнечных лучиков. Нас ждут сложные испытания. Вы к ним готовы? Тогда в путь. Но на чем же мы туда отправимся? (Ответы детей)
Логопед: - А это мы узнаем, сложив разрезную картинку.
(Дети под музыку на ковре собирают большую разрезную картинку теплохода).
- Что же получилось? (Теплоход).
Логопед выставляет большой макет теплохода.
Логопед: - Вот мы с вами и на теплоходе, какой свежий воздух. Давайте подышим морским целебным воздухом. (Вдох носом- выдох ртом)
Развитие зрительного внимания.
Логопед: - А что же мы возьмем с собой в путь?
Лучик : - Ребята, я покажу вам картинки, а вы выберете из них те предметы, которые нам пригодятся в пути и объясните, для чего они нам понадобятся (бинокль, штурвал, стул, стол, лампа, купальник, пельмени,лыжи,шоколад,мыло,глобус,флаг).
( Дети составляют предложения: Мы возьмем бинокл для того, чтобы)
Игра «Лучшие качества через волшебные очки» .
Логопед: - А я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других. Вот сейчас я примерю эти очки. Ой, какие вы все красивые, веселые, умные! А теперь мне хочется, чтобы вы тоже примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали. (Дети делают из пальчиков «бинокли», смотрят друг на друга и называют хорошие качества друг друга)
Логопед: - Гудит теплоход и приглашает нас подняться на палубу. Как он гудит?
( Дети произносят: л-л-л.)
Логопед: - 1,2,3 – наш пароход вперед плыви!
Физминутка (играет музыка)
(Слайды)
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены. Шум прибоя,
А над морем мы с тобою!
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй!
Лучик : - Теплоход приплыл к Озеру Перемен. Но к нему мы попадем только через Звуковой Пролив.
Характеристика звука. Задание на развитие фонематического восприятия
Логопед: - Итак, первое испытание. (Конверт с предложением) Я сейчас прочитаю предложение, а вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах?
Теплоход плыл по волнам.
- Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (Согласный, звонкий, твердый)
- Почему я сказала, что это звук (Ответы детей)
Лучик : - Ой, а вот и первый мой братец – солнечный лучик! (Логопед достает из конверта «солнечный лучик») .
- Итак, мы приблизились к озеру Перемен.
Игра “Добавь звук” (слайды)
Дети садятся на ковер. Логопед показывает второй конверт.
Логопед: - Нас ждет следующее испытание. Я скажу слово, а вам нужно изменить его так, чтобы на втором месте оказался звук Л.
(сон – слон, газ – глаз, пот – плот, сова – слова, куб – клуб)
Лучик : - Ура, мы справились и освободили второго моего братца!
Логопед: - Ребята, а где живет звук Л? (В букве Л) (Слайд)
Логопед: - Ребята, скажите, на что похожа эта буква? (Ответы детей)
- А кто знает стихотворение про букву Л?
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
***
Люди, видите слона?
Хобот есть. Нога видна.
***
«Л» на крышу так похожа,
Да и на стремянку тоже,
Я скажу вам по секрету,
Очень любит буква лето.
Развитие мелкой моторики
Логопед: - Молодцы, пора отправляться дальше.
Перед теплоходом дети видят ещё один конверт.
- Ребята, в конверте задание: выложить букву Л из камней, на берегу озера.
(Дети выкладывают букву из мешочков с песком.)
- Молодцы! А вот и третий солнечный лучик! Вперед на теплоход!
Дети «заходят» на теплоход и выполняют упражнение.
Профилактика зрительных расстройств.
Лучик : - А теперь выполняйте мои указания.
Друг к другу повернитесь
И широко соседу улыбнитесь.
Теперь немного поморгайте,
Поочередно каждым глазом помигайте.
Опять немного поморгайте,
Глаза закройте,
Просто отдыхайте.
А вот теперь глаза зажмурьте крепко вы.
Откройте широко.
Где очутились мы?
(Пока дети выполняют зрительную гимнастику, выставляются мольберты).
Игра «Ветерок».
На трех мольбертах прикреплены бумажные цветы с буквами «завешенные» нарезанными полосками бумаги или «дождиком».
Логопед: - Ребята, мы попали с вами на поляну. Но мне кажется, что она какая-то странная, как будто заколдованная. Хотите заглянуть под странный занавес? Тогда представьте, что вы – легкий морской ветерок. Дуйте на волшебный занавес и мы узнаем, что же за ним спрятано. (Дети дуют на бумажные полоски и в момент их движения видят там бумажные цветы.)
Лучик : - Я понял, ребята, мы попали на Поляну Цветов. Но все цветы грустные и бесцветные.
Логопед: - Смотрите, да здесь конверт. «Лунная Фея сорвала все лепестки и засыпала их песком. Нужно найти на ощупь лепестки и вернуть их цветам.
Игра “Укрась цветы”.(под музыку)
Дети делятся на три команды. Первая команда подбирает к с звуковым схемам подходящие картинки, вторая определяет место звуков Л или Ль в слове и прикрепляет картинки к соответствующим лепесткам, третья – подбирает картинки с слоговым схемам.
Лучик : - Какими разноцветными и веселыми стали наши цветы! А вот появились и солнечные лучики!
Логопед: - Собираемся на теплоходе. Нам нужно добраться до Острова Слов.
Звучит тихая музыка. Слайд.
- Пока теплоход плывет, давайте немного потренируемся.
Вы очень наблюдательны. А поделиться своими наблюдениями вам помогают слова. Вы знаете, что слова можно найти везде? Кто знает стихотворение про слова?
Ребенок: Я слова найду везде –
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Логопед:
- Вы не слышали такого?
- Не беда! Играем в слово!
Лучик : - Найдите слова на небе. (Солнце, облако).
- Найдите слова на земле. (Ответы детей)
Логопед: - А почему же мы говорим, что это «слова»(Потому что мы их понимаем)
- Ребята, вот мы и добрались до Острова Слов. Но путь туда нам преградила серая туча, которая разломала слова на слоги и спрятала их в свои странные капли.
(Слайд. Туча)
Что же нам делать? Как вы думаете? (Ответы детей)
Логопед находит ещё один конверт.
Логопед: - Нам нужно составить из этих капель слова.
Чтобы не запутаться, нам нужно разделиться на пары. Первая пара будет собирать слово с красными буквами, вторая – с зелеными и т. д.
(Дети делятся парами и собирают на столах из капель слова под музыку, читают слово и загадывают про это слово загадку. Слова: мыло, пила, лужа, белка, лучик).
Синяя Тарелка
Не глубока, не мелка.
(Лужа)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)
Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска:
Знать, невкусная доска. (Пила)
Кто по соснам и по елям
Ловко скачет, ветки гнёт,
Видит, шишки где поспели,
И себе в дупло несёт?
(Белка)
Я всегда со светом дружен, если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи пробегаю по стене.
(Солнечный лучик)
Логопед: - Ребята, вы молодцы! Вы освободили ещё несколько солнечных лучиков,
и мы можем плыть дальше, нам осталось совсем немного. Но что это? (Перед теплоходом лежит ребристый мостик).
- Ещё один конверт с заданием: «Вернуться на теплоход можно только по Мостику-Противоположностей»
Лучик : - Ребята, я понял. Каждый из вас постарается закончить предложение словами-неприятелями и осторожно пройти по ребристому мостику. А за это Лунная фея освободит ещё один солнечный лучик.
(Дети по-очереди подбирают слова-антонимы и проходят к теплоходу)
Пушинка легкая, а камень - …. (тяжелый)
Летом погода жаркая, а зимой - …. (холодная)
Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)
Суп горячий, а компот - … (холодный)
Заяц трусливый, а лев - …. (смелый)
Дедушка старый, а внук - … (молодой)
Волк летом сытый, а зимой … (голодный)
Асфальт шершавый, а камень … (гладкий)
Лужа мелкая, а река … (глубокая)
Волшебница добрая, а колдунья … (злая).
(Дети произносят предложения и проходят по ребристому мостику).
Логопед: - Наш корабль плывет дальше. На горизонте река «Богатых слов».
В этой реке водятся необычные рыбы. Пока теплоход в пути, предлагаю наловить рыбы на уху, но сначала надо всем размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Интересно!
Видно, им прохладно стало,
Их укроем одеялом.
(упражнение выполнить поочередно правой и левой рукой)
Развитие графомоторных навыков
Игра «Рыболов»
Цель: Развитие мелкой и общей моторики, зрительного восприятия.
Дети по очереди вылавливают магнитной удочкой из речки рыб со словами, где буквы размыло водой. Дети проходят к столу, садятся на стульчики и вместо точек вставляют букву Л в слово, и читают каждый свое слово. Читают чистоговорки с данными словами.
Ла-ла-ла – у меня пила
Ыло-ыло-ыло – у Милы мыло
Мон-мон-мон – ели мы лимон
И т. д.
Логопед: - Ребята, а что Вы сейчас печатали? (букву Л)
- А чем буква отличается от звука? (Буквы – мы видим и пишем)
Лучик : - Лунная Фея освободила ещё одного моего братца-лучика!
Логопед: - Ребята, мы справились со всеми трудностями, которые ждали нас на нашем пути. А теперь давайте позовём солнышко!
Чтение заклички: Солнышко, вёдрышко
Выгляни в окошко.
На ребяток погляди
Всем ребяткам посвети!
На фланелеграфе под грустную музыку появляется Солнышко без лучиков.
Логопед: - Что случилось с Солнышком? Почему оно грустит? (Ответы детей).
- Солнышко, мы твои лучики нашли. Смотри их так много.
(Дети со стола берут жёлтые прищепки).
- Сейчас, ребята, каждый из вас по одному лучику прикрепит к солнышку загадает желание. (Дети выполняют)
(Повернуть солнышко другой стороной, где оно улыбается).
- Развеселилось наше солнышко.
- Ребята, вам понравилось солнышко? Какое настроение у вас? Давайте прочтем нашему солнышку стихотворение :
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату,
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку.
III. Итог.
Лучик : - Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, нашлись все мои братцы – солнечные лучики и вернулось к нам наше солнышко. А за это я хочу подарить вам волшебный ларец.
Логопед: - Спасибо тебе, солнечный лучик. Пришла пора возвращаться в детский сад.
Звучит музыка. Дети «садятся на теплоход»
Плыви, плыви, наш теплоход
Вернемся мы домой
Из дальних путешествий
В наш детский сад родной.
Логопед: - Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)
- С каким звуком и буквой мы сегодня чаще всего встречались?
- Где мы с вами побывали?
- Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу.