Инесса Пантюхова
Конспект интегрированной ОД с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы на тему «Вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы.
Тема: «Вулканы»
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.
Задачи:
• Образовательные:
Публикация «Конспект интегрированной ОД с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы на тему „Вулканы“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом);
4. упражнять детей в чтении схем-моделей.
• Развивающие:
1. стимулировать желание детей экспериментировать;
2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
• Воспитательные:
1. воспитывать бережное отношение к природе;
2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.
Интеграция образовательных областей:
1. Познание
2. Коммуникация
3. Здоровье
4. Безопасность
Технологии, используемые педагогом в мероприятии
1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
• педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;
• опора на субъектный опыт ребенка.
2. Игровые технологии:
• игровые задания и упражнения.
3. Технологии поисковой деятельности:
• создание проблемной ситуации;
• детское экспериментирование.
4. Здоровьесберегающие технологии:
• физикультминутка;
• игровое упражнение
Материалы и оборудование:
макеты вулкана, халаты, шапочки медицинские, нарукавники, сода, уксус, пищевой краситель, 1л. воды, шприц с жидким мылом, ложки одноразовые маленькие, салфетки, масло растительное, соль.
Воспитатель:Здравствуйте, ребята! Помогите мне, срочно разобраться и загадку отгадать.
Он огромный, он могучий,
Он бывает выше тучи.
Басом может он смеяться,
Кашей огненной плеваться.
Старый добрый великан –
Это дедушка… (Вулкан)
- Правильно, речь пойдет о вулканах.
Дети встают вокруг стола, перед ними на столе глобус.
- Сегодня я вам предлагаю отправиться в далекое путешествие на полуостров Камчатка. Мы станем настоящими учеными – вулканологами.
-Но вот вопрос, кто же такие вулканологи, и что они изучают? (Доклад Рома "Вулканологи")
Совершенно верно. Теперь благодаря Ромы мы знаем кто такие вулканологи и что они изучают.
А вам интересно увидеть как проходит работа вулканологов во время извержения? (Да)
Тогда я вам предлагаю просмотреть видеоролик. Показ видеоролика «Извержение вулкана Плоский Толбачик»
Ребята! А где находится этот полуостров и с помощью чего мы сможем его найти подскажет нам загадка. Готовы ее отгадать?
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны? (Глобус)
Ребята! А для чего нам нужен глобус? Что еще люди отмечают на глобусе? (Доклад Миши "Глобус"
Давайте теперь найдем на глобусе наш полуостров Камчатка. Полуостров Камчатка окружен двумя морями и Тихим океаном.
Как добраться до Камчатки, на каких видах транспорта? (Ответы детей)
Но прежде чем отправиться в наше увлекательное путешествие, давайте познакомимся с профессией вулканологов.
Показ видео ролика «Извержение Толбачика»
А на каком виде транспорта мы с вами сегодня отправимся в путешествие?
А почему вы выбрали это транспортное средство? (Ответы детей)
На вертолетной площадке нас ждет вертолет!
Садимся в вертолет
Пристегните ремни безопасности.
А пока мы будем лететь на наш полуостров, я расскажу вам о нем. Мои путешественники, как вы думаете, что необычного есть на этом полуострове Камчатка? (Ответы детей)
Правильно, Камчатка славится своими вулканами, которые - то спят, то просыпаются. Давайте я вам расскажу про них.
На Камчатке около трехсот вулканов. Одни вулканы спят по 100 или 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими. Они дымят не переставая. Каждые 10 минут из них вылетают камни, пепел, пар, выделяются газы. Внутри вулкана температура около 1000 градусов. Там плавятся камни и песок. Горящая лава вытекает из кратера, сжигая все на своем пути. Затем лава застывает и превращается в твердую породу – пемзу. Посмотрите, какая огнедышащая река стекает по склону горы.
Иллюстрация вулкана
- Ребята, а вы знаете, что такое вулкан?
А вы знаете, почем вулкан назвали вулканом?
Скажите ребята, а вы хотите узнать?
Тогда я расскажу вам одну легенду.
Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посредине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами. «Вулкан работает» - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.
Ну, теперь всё ясно?
Как вы поняли из легенды, вулканы – это не простые, а необычные горы. И слово «вулкан» означает «бог огня».
Наблюдать извержение вулкана очень интересно. Но безопаснее это делать в кинотеатре или на картинках. А ещё можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан.
- Хотите самостоятельно в нашей лаборатории проделать опыт: извержение вулкана? (Да)
- Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию.
Физкультминутка:
Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул -
И на десятки лет уснул.
Посмотрите, тропинка, а на ней разбросаны камни это, наверное, вулкан здесь шалил. идем по тропинке, перешагивая камни.
-Как вы думаете куда приведет нас эта тропинка?
-Как вы думаете, это спящий или действующий вулкан?
Почему? (Ответы детей)
Но чтобы попасть в нашу лабораторию мы с вами должны преодолеть это препятствие. Как мы можем это сделать? (Дети преодолевают препятствия)
А сейчас мы с вами в лаборатории будем изучать извержение вулкана.
Проходим на свои места за столами в лаборатории и одеваем защитные костюмы как настоящие ученые.
Но перед проведением опытов повторим правила поведения в лаборатории:
Ребята, предлагаю поближе познакомимся с наукой химией. Кстати, вы с ней уже неплохо знакомы, но, наверное, раньше не обращали на это внимания. Например, когда вы размешиваете сахар в чае, вы проводите настоящий химический опыт. В общем, эта наука нас окружает повсюду. И сегодня у нас будет очень интересный опыт - мы с вами точно узнаем, чем же занимается наука химия, и зачем она нужна.
Ребята, давайте с вами сами сделаем извержение вулкана с помощью химии.
Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»
Внимание! Опыт делают дети, воспитатель вливает уксус.
На столе, на подносе стоит макет вулкана. Дети встают вокруг стола. Воспитатель объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте используется уксус и рассказывает, как он опасен.
Ребята первый опыт проведу я сама, а вы внимательно смотрите и запоминайте.
Последовательность проведения эксперимента.
Засыпаем 2 ложки соды в жерло вулкана, К следующей жидкости прошу отнестись очень внимательно, она обозначена особым знаком. Что он означает?
Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому.
Смешиваем 2 столовые ложки уксуса,
краситель, 5 капель моющего средства, 0,5 стаканчика воды заливаем в жерло.
- Здорово!
- Интересно?
Объяснение:
Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу.
Перед вами макеты вулканов, которые вы сделали своими руками.
-Как называется чаша, в которой кипит магма?
Покажите.
-Как называется магма, вытекающая из кратера?
-Какой формы вулкан?
-Покажите склон вулкана.
Сейчас мы разбудим наши вулканы. Но прежде повторим последовательность выполнения опыта.
Какая красота у нас получилась!
Давайте заглянем внутрь вулкана?
Для этого опыта нам понадобится: стакан на 2/3 наполненный водой, влить в воду растительное масло. (Масло будет плавать по поверхности.) Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпать 1 чайную ложку соли.
Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность
На Камчатке наступил вечер, наша лаборатория закрывается, мы провели все опыты, посмотрели на вулкан своими глазами. И нам пора возвращаться домой.
А на каком виде транспорта вы хотите отправиться домой?
А пока мы с вами будем в пути в наш детский сад, чтобы не было скучно предлагаю повторить:
на каком полуострове мы побывали?
что необычного есть на Камчатке?
что извергается из вулкана?
как называют людей, занимающихся изучением вулканов?
Молодцы!
Друзья, вот и окончилось наше сегодняшнее путешествие по замечательному полуострову Камчатка.