Лучший педагог года

«Богатыри земли русской». Конспект итогового мероприятия по программе «Социокультурные истоки» для детей старшей группы

Камал Калибаева
«Богатыри земли русской». Конспект итогового мероприятия по программе «Социокультурные истоки» для детей старшей группы

Конспект итогового мероприятия

по программе «Социокультурные истоки»

«Богатыри земли русской» для детей старшей группы №8.

(Итоговое познавательное занятие с элементами театрализации).

Калибаева Камал Алтаевна

воспитатель старшей группы

МАДОУ «Сказка»

Пояснительная записка.

Публикация «„Богатыри земли русской“, Конспект итогового мероприятия по программе „Социокультурные истоки“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Формирование духовно-нравственных ценностей одна из основных задач отечественного образования, которая легла в основу итогового мероприятия по «Социокультурным истокам». Мероприятие проводится в виде развлечения с элементами театрализации. Активное участие приняли родители воспитанников. Работа над изучением блока «Богатыри земли русской» продолжалась в течение месяца, в форме проекта. В решении поставленных задач был использован комплексный, интегративный подход к организации видов детской деятельности. Основным источником для ознакомления и осмысления духовно- нравственных ценностей послужили книги для развития детей (5-6лет) по программе «Социокультурные истоки» : «Мудрое слово», «Верность родной земле». Благодаря познавательному содержанию этих книг, дети знакомились с пословицами и поговорками, размышляли над их содержанием. Дети знакомились с былинами, сказками, рассматривали иллюстрации к этим произведениям, беседовали о русских богатырях - воинах, их подвигах и славе, слушали и разучивали народные песни, хороводы, выполняли творческие и коммуникативно- речевые задания. Свои впечатления дети отражали в изобразительной деятельности: коллективная аппликация «Богатырь земли русской», лепка «Меч для Богатыря», рисование «Змей Горыныч», поделки из кусочков ткани «Куколки- обереги». На собрании знакомили родителей с основными социокультурными категориями. Родители приняли активное участие в организации мини музея «Русская горница», где были размещены предметы, изделия старины, декоративно- прикладного искусства.

Цель: Формирование у детей целостного представления о русских богатырях, исторических событиях, происходивших на Руси в далекие времена; о защите и доблести воинов - солдат, защищавших родную землю.

Задачи:

-Способствовать проявлению интереса к историческим событиям и личностям, защитникам земли Русской.

-Развивать у детей связную речь, грамматически правильно оформленную.

- Развивать у детей восприятие мудрого слова сказок, былин и пословиц.

- Расширять словарный запас детей. Способствовать активизации слов в речи.

- Обогащать образную речь через характеристику образа русского богатыря (могучий, отважный, сильный, честный, непобедимый).

-Развивать умение слушать друг друга, договариваться, приходить к общему мнению.

- Воспитывать любовь к родному языку, его богатству и красоте, чувство гордости за историческое прошлое русского народа.

Предварительная работа: Чтение сказок и былин: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Никита Кожемяка».

Чтение стихов русских поэтов о родной земле : стихи Феодосия Савинова, Натальи Кончаловской, Николая Языкова.

Организация словесных игр из книг для развития: «Мудрое слово», «Верность земли русской».

Рассматривание иллюстраций к былинам, русским народным сказкам.

Разучивание песни «Славься, славься ты Русь моя», хороводных игр «Солдатушки- бравы ребятушки», «Золотые ворота», коллективного танца - флэшмоб «Богатырская сила».

Изготовление кукол – оберегов.

Словарная работа:

Обогащение и активизация словаря детей на основе приобщения к русскому народному творчеству (отчизна, Русь, клинок, предки, дружина, держава).

-Способствовать развитию речи детей, активизации слов:

богатырь, богатырская застава, доспехи, щит, меч, лук, стрелы, копьё;

- обогащать образную речь через характеристику образа русского богатыря (могучий, отважный, сильный, честный, непобедимый).

Методы и приемы:

Наглядный метод: оформление музыкального зала в виде «Русской горницы», создание мини музея, подбор костюмов, театрализованные постановки с участием родителей воспитанников и детей подготовительной группы (сказитель – гусляр; три богатыря; родители, благословляющие богатырей на ратные дела).

Словесный метод: беседа с детьми через постановку вопросов по теме занятия; чтение стихов, использование пословиц и поговорок, обсуждение их значения и смысла;

Практический метод: «Лента времени» - самостоятельное выполнение задания «Классификация предметов, изделий по их принадлежности к старине и современности»; работа детей в микрогруппах; взаимопроверка по выполнению задания.

Ход занятия.

Занятие проходит в музыкальном зале, открывается занавес (играет музыка, спокойная, русская народная). Дети одеты в русские народные костюмы (инсценировка жизни, быт, славян, когда занавес открылся воспитатель жестами завет к себе детей.

Воспитатель:

Здравия, люди добрые!

Старина новизне низко кланяется!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава Русской старине! (дети)

Слава Русской стороне!

Организационный момент:

Играет музыка – гусли. Входит сказитель, играя на гуслях.

Сказитель:

Здравия, люди добрые! Я гусляр – сказитель, с вестью я пришел недобрую … враг лютый на Землю Русскую напал.

Воспитатель: Как же быть?

Дети: Помочь надо людям, родной земле, победить врага лютого.

Воспитатель: А как мы можем помочь людям, родной земле?

Дети - надо коней заседлать, приготовить к бою;

-ворота надо закрыть;

- приготовить оружия;

-укрыть женщин и детей в безопасное место.

- необходимо собрать дружину;

Сказитель: Где же дружина, где же мои солдатушки? Выходите, силушку покажите!

Солдатушки, бравы ребятушки (Русская народная песня с движениями под музыкальное сопровождение)

- Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши деды?

- Наши деды- славные победы,

Вот, где наши деды!

- Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши сестры?

- Наши сестры – пики, сабли востры,

Вот, где наши сестры!

- Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваша слава?

- Наша слава – русская держава,

Вот, где наша слава!

Сказитель: Вот, дружина уже собрана!

Воспитатель: Устали вы с дороги, проходите в горницу.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему на Русь матушку хотят напасть враги?

Дети: потому что, она богатая, у нас много полей, озер, лесов и рек.

Сказитель: Кто может помочь защитить родную Землю?

Дети: Родную землю могут защитить богатыри.

Сказитель: Какими на Руси были богатыри?

Дети: Богатыри Руси сильные, могучие, удалые, славные, великие.

Они славились невиданной силой, безграничной храбростью.

Воспитатель: Откуда вы узнали о них?

Дети: Мы узнали о богатырях из былин, из русских сказок.

Сказитель: А, что такое былина?

Дети: это история о богатырях,

- это русские народные песни - сказания.

- слово былина произошла от было, быль.

Сказитель: А кому ребята служат богатыри?

Дети: Богатыри служат народу, Родной земле,

-матушке земле.

Сказитель: Как служат богатыри?

Дети: Богатыри служат верно, во все века.

Сказитель: Кому служат богатыри?

Дети: русскому народу, родной земле.

Сказитель: Молодцы, ребята, а мне пора в дорогу- песни свои народу петь, былины рассказывать, богатырей созывать!

Где же, где же Родина мать?

Где же они твои сыновья?

Где заступники Богатыри?

Пословицы.

- Герой - за Родину горой.

- Где смелость - там и победа.

- Русский богатырь миролюбив.

Звучит музыка. Входят три богатыря.

Сюрпризный момент: «Три богатыря» - дети подготовительной группы.

1 ребенок: Ой, вы, гой еси, люди добрые. Услыхали мы, что русские люди объединяются, чтобы не пустить врага на землю русскую.

2 ребенок: Охраняем мы Землю русскую от врагов лютых, гостей непрошенных.

3 ребенок: Век стоит Русь- не шатается и века простоит- не шелохнётся.

1 ребенок: Я- Добрыня Никитич, знатного происхождения, из рода князей. На мне кольчуга блестит серебром, щит сияет самоцветами, меч моё главное оружие, моё богатство-сила богатырская, мое дело Руси служить, от врагов оборонять.

2 ребенок: Я - Алёша Попович, сын попа. Моложе своих товарищей, увёртлив и догадлив. Сражаюсь за Русь – матушку. Не скакать врагам по родной земле, не топтать им конями Землю русскую.

3 ребё нок: Я – Илья Муромец, крестьянский сын. Охраняю покой своей Родины, мирную жизнь жителей Руси.

1 ребенок: Собирайся дружина! Силушку богатырскую покажи!

Танец детей вместе с богатырями «Богатырская сила».

Воспитатель. Хорошо, силушку и удаль вы свою показали. У меня возник вопрос, подойдите, ребята, ко мне. В старину Русь защищали богатыри, а сейчас кто стоит на страже нашей Родины (солдаты, воины).

- У меня к вам вопрос для размышления: «А богатыри отличаются от современных солдат» (да)

Я предлагаю вам показать свои знания о богатырях и солдатах в игре «Кому что принадлежит». А для этого вам надо разделиться на 3 команды: команда будет Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Алеши Поповича. Ребята, вы должны сами определиться в какую команду вы пойдете, а богатырям проследить, чтобы команды были равные по количеству.

Команды у нас готовы к выполнению задания. На столах находится ватман, на котором изображен богатырь и современный солдат. В конвертах - картинки различных предметов, изделий, видов одежды, принадлежащие разным историческим временам (древней Руси или современной России). Нужно наклеить картинки, определив, к какому времени они относятся. Вы должны вначале обсудить вместе, договориться и выполнить задание правильно, быстро и организованно. Вот и посмотрим, у кого дружина сплоченная, кто умеет действовать сообща, дружно, может вовремя прийти на помощь своему товарищу. Все необходимые принадлежности для работы вы можете найти на дополнительном столике. Игра начинается.

Воспитатель:

- Когда команда выполнит задание, поднимите руку, чтобы я знала.

- Молодцы, с заданием справились быстро, а вот правильно ли вы выполнили, я не знаю. Предлагаю командам проверить друг у друга. Если найдете ошибки, положите на картинку вот такую фишку.

Команда Добрыни Никитича переходит к столику команды Ильи Муромца.

Команда Ильи Муромца переходит к столику Алеши Поповича.

Команда Алеши Поповича переходит к столику Добрыни Никитича.

Вопросы к каждой команде.

- Если ошибки или всё выполнено, верно?

Ответы участников команд.

Воспитатель предлагает прибрать на своих столах (убрать клей и доски на места).

Воспитатель: Потрудились вы на славу, спасибо богатырям, которые смогли собрать свою дружину для выполнения задания. Но им пора в дальнюю дорогу, нести свою службу.

Богатыри : Собираясь на подвиги ратные, просим благословение отца и матери

(благословление инсценировка)

- Благослови меня батюшка, матушка богатырскую службу нести.

- На добрые дела благословляю тебя, на худые – нет моего благословения. Защищайте землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской

(богатыри уходят)

Ребенок: (читает стихотворение)

В словах

Наверное и верность-

Смысл нашей жизни

На Земле.

Богатыри

Служили верно

Во все века

Родной земле.

(Исполнение песни, дети совместно с родителями «Славься, славься ты Русь моя»).

Славься, славься, ты Русь моя,

Славься, ты Русская наша Земля.

Да будет во веки веков сильна

Любимая наша Родная страна.

Славься, славься, из рода в род,

Славься, Великий наш русский Народ,

Врагов, посягнувших на край родной,

Рази беспощадной могучей рукой.

Слава, слава, Героям Бойцам,

Родины нашей отважным Сынам.

Кто кровь за Отчизну свою прольет,

Того никогда не забудет народ.

(Дети вручают гостям оберег, для того, чтобы он охранял людей от бед).

Публикации по теме:

«Богатыри земли русской». Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе«Богатыри земли русской». Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе "Богатыри земли русской"-конспект урока. Изобразительное искусство 4 класс. Этот урок посвящен древнерусским воинам-защитникам,образу наших.

«Добрая книга». Активное занятие с родителями второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки»«Добрая книга». Активное занятие с родителями второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки» Занятие проводится на основе книги для развития детей 3-4 «Добрая книга» Цель: Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

«Доброе слово». НОД с детьми второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки»«Доброе слово». НОД с детьми второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки» Воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 99 «Почемучка» Управления образования.

«Дружная семья». НОД с детьми средней группы по программе «Социокультурные истоки»«Дружная семья». НОД с детьми средней группы по программе «Социокультурные истоки» Воспитатель муниципального образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 99 «Почемучка» Управления образования Администрации.

«Ласковая песня». Конспект НОД с детьми второй младшей группы по программе «Социокультурные Истоки» Воспитатель муниципального образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 99 «Почемучка» Управления образования Администрации.

«Праздничная песня». Конспект ОД с детьми второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки» Воспитатель муниципального образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 99 «Почемучка» Управления образования Администрации.

Конспект ООД с детьми 6–7 лет по программе «Социокультурные Истоки», «Мастера и рукодельницы». Воспитатель – Киселева Наталья Валентиновна ННОД (ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ) №6, февраль ННОД проводится на основе книги 4 для развития детей 6.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской». Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные:.

Проект «Богатыри земли русской» для детей старшей группыПроект «Богатыри земли русской» для детей старшей группы Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим проектом. Дети приняли его с удовольствием. Мама одного из воспитанников рассказывала,.

Совместный праздник для детей и родителей «Богатыри земли русской»Совместный праздник для детей и родителей «Богатыри земли русской» Дети с флажками маршируют. Становятся полукругом. 1. Здравствуй, праздник! Здравствуй, праздник Праздник мальчиков и пап! Всех военных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Богатыри земли русской». Конспект итогового мероприятия по программе «Социокультурные истоки» для детей старшей группы
Опубликовано: 28 января 2020 в 11:42
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД