Лучший педагог года

Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы» (9 фото)

Елена Фончикова
Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы»

Задачи:

Обучающие:

Расширять представления детей о русских народных традициях посредством кукол-мотанок.

Формирование представлений у детей о разнообразии народного декоративно – прикладного искусства.

Закреплять умения работать с тканью по схеме, складывать ее в разных направлениях.

Расширять словарный запас.

Развивающие:

Развивать у детей воображение.

Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства, интерес и бережное отношение к народной игрушке.

Предварительная работа

Публикация «Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы „В музее народной куклы“» размещена в разделах

1) Кружковая деятельность по изготовлению кукол для музея.

2) Образовательная Деятельность на тему «История создания куклы». 3)Рассматривание иллюстраций на тему: «Куклы- обереги».

4)Разучивание с детьми стихов Кретовой М., Рубальской Л., Пожаровой М. о куклах и русской народной игры «Маланья».

Оборудование:

Иллюстраций на тему: «Куклы- обереги».

Экспозиция на тему: «Такие разные куклы».

Разноцветные лоскутки хлопчатобумажной ткани.

Проведение Образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, вы любите играть? А что нам помогает сделать игру интересной? (Конечно – это игрушки)

У вас у всех есть игрушки, расскажите о своей любимой игрушке (ответы детей).

Раздаётся стук в дверь. Воспитатель идёт посмотреть, кто пришёл.

Вносит куклу в русском народном костюме.

Воспитатель ведёт разговор с детьми от имени куклы:

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Василиса. Про меня написано много русских народных сказок. Какие сказки вы знаете? (Ответы детей).

- Я узнала, что у вас в музее есть экспозиция кукол. Мне очень хочется на неё взглянуть.

Воспитатель: Давайте покажем нашей гостье выставку кукол. Ребята, кто из вас может рассказать о нашей выставке? Какие куклы здесь представлены?

Рассказ детей.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть вместе с гостьей в интересную игру.

Дидактическая игра: «Из чего, какая кукла?»

Из золы? (зольная)

Из глины? (глиняная)

Из соломы? (соломенная)

Из дерева? (деревянная)

Из ваты? (ватная)

Из пластмассы? (пластмассовая)

Воспитатель: Ребята, Василиса принесла нам куклу, посмотрите какая она интересная. (Показывает тряпичную куклу). Она называется тряпичной, почему?

Воспитатель: Правильно. Она сделана из разноцветных тряпочек – лоскутков.

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий. Кукла берегла человека, её так и называли ОБЕРЕГ или БЕРЕГИНЯ. Давайте послушаем песню о этой кукле (звучит песня "Берегиня" слова и музыка Леонова Д. Л.)

Ребята, вам понравилась песня?

Как вы думаете, из какой сказки к нам пришла Василиса?

Правильно - из сказки Афанасьева «Василиса Прекрасная».

Напомните мне о чем эта сказка?

Кто подарил Василисе куклу?

Как звали эту куклу?

Как кукла помогала Василисе?

Как Василиса относилась к куколке?.

-Молодцы ребята, хорошо запомнили сказку. Да, действительно, таких

кукол в далёкие времена делали мамы, бабушки для своих детей с такой куклой раньше не только играли, она служила оберегом, оберегала человека от болезней, беды, приносила счастье, оберегала дом. Тряпичных кукол было очень много, и каждая была оберегом, у каждой было своё имя.

Ребята, расскажите нашей гостье о куклах в музее, которые вы уже изготавливали.

Девочки:

Эта кукла - не простая,

Про нее я много знаю…

Кубышка - Травница здоровье бережет,

Защита-утешение от нее идет!

Наполнена душистою, целебною травой,

Несет она здоровье, несет она покой!

Ну а эта куколка – куколка с секретом!

Внутри Благополучницы спрятана монета.

В дом удачу и достаток принесет -

И очаг домашний сбережет.

Эта - тоже не случайна-

В ней большая скрыта тайна.

Кукла-колокольчик – для добрых вестей,

Приносит в дом радость и море затей!

У куклы три юбки, конечно, для счастья!

Чтоб нас обходили любые напасти!

Куколка Счастья – с длинной косой

Счастье, здоровье несет нам с тобой!

К солнышку ручки она протянула-

Успех и удачу к нам притянула!

Февраль начинается,

Масленицей славится.

Когда была эпоха вчерашняя,

Делалась к празднику

Кукла – Масленица Домашняя

Из лыка да из соломы её мастерили

И в доме на видном месте хранили.

Мальчики:

Так сидели хохотушки,

Любовались на игрушки,

Будем знать теперь и мы-

В них секреты старины…

-Что общего у всех кукол-оберегов?

-Какой цвет ниток и ткани чаще используется и почему? (красный - самый обережный цвет- цвет Солнца, крови, а значит - цвет жизни)

-Назовите главную особенность каждой знакомой вам куклы…

-Почему в роли оберега в основном используется образ женщины, девушки, девочки? (прежде всего, женщина- это мать, мама даёт нам жизнь, она -хранительница домашнего очага).

Масленица. Существует еще и традиция, от масленицы к масленице, хранить в семье домашнюю куклу-мотанку, которую называют масленица. Она символизирует собой все блага приходящей весны и тепла: достаток, плодородие, здоровье и, одновременно, защиту для жилища и людей.

Такую куклу изготавливали на сам праздник и бережно хранили в доме на протяжении всего года, чтобы затем, накануне масленицы, сжечь или сплавить по реке подобную мотанку и создать новую.

Для такого оберега всегда отводилось самое лучшее место в доме: перед входной дверью либо в красном углу избы, чтобы кукла-масленица могла эффективно выполнять свои функции.

Крупеничка. Куколка делалась с пожеланием достатка в семье. Славяне верили,что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то год будет сытным и благополучным. Значение круп в кукле: греча – сытость и богатство, традиционно наполняли именно этим зерном; рис – на праздник; овёс – на силу; перловка – на сытость. Отличный подарок на новоселье!

Кубышка – травница. Набита она целебной и душистой травой. Стоит её немного помять в руках и запах травки разносится по всему дому. Этот запах считается не только магическим, но и лечебным. Кукла – травница оберегает дом от болезней. Такую куклу подвешивали над колыбелью младенца,вешали в доме, давали играть детям и оставляли её у изголовья болеющего человека или для крепкого сна.

Кукла- Веснянка. Веснянка – небольшая игровая куколка величиной с ладонь. Делали ее весной и дарили друзьям и близким на пасху. Волосы (космы) у традиционных куколок были из ярких ниток. Ранней весной она должна была напомнить, что скоро придет тепло и земля станет такой же красочной, как она сама и наступит праздничный день пасхи. Веснянку берегли до следующей весны, а потом мастерили новую. Куколка хранилась, как память о прошедшей весне и пасхе.

Подорожница. Куколка – спутница в дорогу, символ сытости и безопасности

Жена, мать или дочь делали такую куклу как правило для мужчин, собиравшихся в дальнюю дорогу или даже на войну, чтобы можно было прижать её к сердцу в приступе тоски по дому и поделиться своими мыслями и тревогами. В мешочке у неё крупа или земля, чтобы путник был сыт, здоров и возвратился домой.

Неразлучники. Делали на свадьбу для жениха и невесты. У этой пары одна общая рука на двоих – образ того, что по жизни два человека пойдут рука об руку, были вместе и в беде и в радости. А после свадьбы они хранились дома, как оберег любви и верности.

Семья. Эта кукла символ счастливого материнства, её берегли от чужих глаз

Получается СемьЯ – семь таких же как Я и каждому нужна забота, внимание

и любовь каждого члена семьи.

Кукла – Колокольчик. Эта кукла оберег хорошего настроения. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Эта куколка – весёлая, задорная, приносит в дом радость и веселье.

Берегиня. Эта кукла оберег дома. Дом – это место, где тепло и уютно, где человек отдыхает после труда и забот. У самого входа гостей встречала кукла «Берегиня», сделанная заботливыми руками хозяйки. Люди верили, что человек в плохом настроении не сможет перешагнуть порог дома, который бережёт эта куколка.

Молодцы ребята, а сейчас я хочу рассказать вам еще об одной куколках, которых звали Пеленашка и Кувадка. Делали такие куколки из кусочков старой одежды и клали в колыбельку.

Воспитатель читает стихотворение М. Кретовой:

Свёрнута из старенькой рубашки,

Ниткой перетянута льняной,

Маленькая кукла – Пеленашка

Охраняет малыша покой.

Не боится кукла непогоды

И болезней, и дурных людей.

Обойдут младенца все невзгоды,

Если спит он в колыбельке с ней.

Воспитатель: На Руси умели не только делать куклы, но умели отдыхать и играть в разные игры. Вот была такая игра –«Маланья»

ФИЗМИНУТКА

У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки под углом, показать избушку)

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами (показать длинный нос растопыренными руками)

Вот с такими усами (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой (показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели (одно рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)

На Маланью все глядели (руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так (ребёнок показывает любое движение)

Ребёнок читает стихотворение Л. РубальскойФея знала своё дело,

И, летая в небесах,

Днём и ночью, то и дело

Совершая чудеса.

Фея кукол создавала.

Мастерила, колдовала.

Всё чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в её руках послушно,

Обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже,

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавала людям фея.

Потому что это средство,

Чтобы вечно помнить детство.

Воспитатель: А вы хотите пополнить наш музей куклами?

Я предлагаю вам пригласить родителей и вместе сделать поделки. Посмотрите, что лежит на ваших столах, выберите предметы (цветные и белые ткани, вата, тесьма, шитьё, цветные ниткидр.) необходимые для вашей куклы. Здесь также есть пошаговая инструкция изготовления оберегов. Приступают к изготовлению кукол.

Воспитатель говорит за куклу Василису.

Куклы просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эти куклы мастерить

Вам придётся не лениться

И старанье приложить!

Воспитатель: Какие разные получились куколки, нет ни одной одинаковой.

Это потому, что каждый из вас делал её своими руками и второй такой быть не может.

Василиса: Как же мне нравятся ваши куколки – обереги! Спасибо ребята за вашу работу и интересные стихи и рассказы о куколках! Вы молодцы!

Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы»
Фото «В музее народной куклы»
Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы - фото
Задачи Обучающие Расширять представления детей о русских народных традициях посредством кукол мотанок Формирование представлений у детей о разнообразии народного декоративно прикладного искусства Закреплять умения работать с тканью по схеме складывать ее в разных направлениях Расширять словарный запас Развивающие Развивать у детей воображение Воспитательные Воспитывать патриотические чувства интерес и бережное отношение к народной игрушке
Публикации по теме:

Конспект итогового открытого занятия педагога-психолога с детьми старшей группы «Путешествие по стране знаний» «Путешествие по стране Знаний» Цель: обобщить и систематизировать знания дошкольников. Задачи: 1. Создать эмоционально-положительную атмосферу.

Конспект итогового открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Космическая математика»Конспект итогового открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Космическая математика» Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группеТема: «Космическая математика»» Воспитатель: Вилькушевская Людмила Ивановна.

Конспект открытого итогового занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Сказочное путешествие» Тема: "Сказочное путешествие Программное содержание: -закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года; -упражнять.

Конспект открытого логоритмического занятия по теме «Весна» для детей подготовительной группы Цель: преодоление речевых нарушений путём выполнения системы двигательных упражнений в сочетании с речью под музыку. Коррекционно – образовательные.

Конспект открытого занятия по ФЭМП «Лунный гость» для детей подготовительной группы Цель: закрепление и повторение пройденного материала, полученного на занятиях в течение года. Задачи: Образовательные: - Закреплять представления.

Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному и музыкальному развитию для детей подготовительной к школе группы Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному и музыкальному развитию для детей подготовительной к школе группы по рассказу «История.

Конспект открытого занятия «Школьные принадлежности» по речевому развитию для детей подготовительной группы Цель: Продолжать знакомить детей со школьными принадлежностями, учить их сравнивать, кратко выражать сво и мысли обобщать предметы и выделять.

Конспект НОД «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»Конспект НОД «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы» Конспект занятия НОД по теме: «Славянские обрядовые куклы». Изготовление народной куклы» Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Проект для средней группы «Формирование у детей истоков русской народной культуры через создание куклы-самокрутки» ПРОЕКТ «Формирование у детей истоков русской народной культуры через создание куклы-самокрутки». Цель проекта: Сформировать интерес к познанию.

Занятие в музее для детей подготовительной группы на тему «У носатого у Фоки»Занятие в музее для детей подготовительной группы на тему «У носатого у Фоки» Задачи: Познавательное развитие: познакомить детей с принципом работы жарового и электрического самоваров; активизировать знания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект итогового открытого занятия для детей подготовительной группы «В музее народной куклы»
Опубликовано: 21 октября 2017 в 15:50
+205Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 102.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД