Валерия Овсянникова
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений «Собираем Зайчика и Мишку в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе № 13
Тема: «Собираем Зайчика и Мишку в школу»
Программное содержание:
Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 10; Закрепить знание геометрических фигур;
Упражнять в ориентировке на листе бумаги;
Закрепить знание частей суток;
Закрепить знание дней недели;
Закрепить знание времен года и названий месяцев.
Публикация «Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений „Собираем Зайчика и Мишку в школу“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Формировать представления о том, что предмет (круг) можно разделить на несколько равных частей. Закреплять умения называть части, полученные при делении, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.
Формировать представление о равенстве : определение равного количества в группах, состоящих из разных предметов.
Упражнять детей в назывании «соседей» числа;
Упражнять в ориентировании на ограниченной плоскости;
Закрепить использование понятия «сначала», «потом», «раньше»;
Развивать логическое мышление, интерес к математике.
Воспитывать взаимопомощь, взаимоконтроль.
Материал :
Пенал с цифрами; карточки с 3-мя свободными полосками; набор геометрических фигур; счетный материал; круги, разделенные на разное количество долей; лист бумаги; карточки с цифрами; игрушки: Заяц и Мишка.
Ход занятия:
1. Организационный момент: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Зайчонок. И пришел он со своим другом Мишуткой. Оказывается, между ними возник спор. Зайчонок уговаривает его пойти с ним в лесную школу, а Мишутка утверждает, что в школе неинтересно, скучно, он будет уставать. Вот и решил Зайчонок ему показать, как мы в нашем саду легко справляемся с разными заданиями, как нам бывает интересно. Покажем? /Да/.
Воспитатель:
А сейчас, ребята, подойдите к стульям и будьте внимательны. Сядет тот, кто выполнит мое задание:
Назвать дни недели - 1-й ребёнок;
Назвать части суток - 2-й ребёнок;
Назвать времена года – 3-й.
Назвать весенние месяцы – 4.
Назвать цифры в прямом порядке – 5-й.
Назвать цифры в обратном порядке – 6-й.
Назвать геометрические фигуры – 7-й. (трапеция, ромб, квадрат, круг, овал, прямоугольник).
Назвать геометрические формы – 8-й. (призма, конус, шар, цилиндр, куб).
Молодцы, все прекрасно справились.
2. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».
А сейчас подойдите, пожалуйста, на «полянку» отдохнуть.
Эти пальчики щипают,
Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют,
Указательный и средний "идут" по другой руке.
Эти - любят поболтать,
Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти - тихо подремать,
Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.
Крутим большим пальцем вокруг мизинца.
3. Игровое упражнение «Отсчитай столько же»
Воспитатель:
А сейчас возьмите, пожалуйста, карточку с 3-мя свободными полосками и выполните задание:
а) на верхнюю полоску положите 7 грибов,
вопрос: Сколько грибов ты отсчитал (а?
б) на вторую (среднюю) полоску – столько листьев, сколько грибов на первой полоске,
вопрос: Сколько листьев положили на вторую полоску?
в) а на самую нижнюю полоску – столько елок, сколько листьев мы положили на вторую полоску.
вопрос: Ребята, что можно сказать о количестве грибов, листьев, елок? (их по семь, поровну, одинаковое количество).
Воспитатель: Пожалуйста, уберите со второй полоски 1 лист
• Сколько листьев осталось на второй полосе?
С третьей полоски уберите 2 елки.
• Сколько елок осталось?
Затем воспитатель предлагает вернуться к первой полосе.
• Сколько грибов на верхней полосе? (7)
• Какая цифра соответствует количеству грибов? (7)
• положите соответствующую цифру рядом с полоской.
• Сколько листьев на средней полосе? (6)
• Какая цифра соответствует количеству листьев? (6)
• положите соответствующую цифру рядом с полоской.
• Сколько елок на последней полосе? (5)
• Какая цифра соответствует количеству елок? (5)
• положите соответствующую цифру рядом с полоской.
• Какое число больше: 7 или 6?
Какое число меньше: 6 или 5?
На сколько число 7 больше числа 6? (на 1)
На сколько число 5 меньше числа 6?» (на 1)
Вернули цифры на место в ряд. А карточки сложили на тарелки.
Теперь посмотрим на цифровой ряд.
Алена, Какая цифра стоит перед цифрой 7? (6)
Арина, Какая цифра стоит после цифры 3? (4)
Юля, Какая цифра стоит между цифрами 8 и 10? (9) (Всех опросить)
Хорошо вы справились с заданием.
4. Физкультминутка «Любопытная Варвара».
Воспитатель: а теперь немного отдохнем и разомнемся:
Любопытная Варвара (дети поднимают и опускают плечи.)
Смотрит влево, (дети поворачивают корпус влево.)
Смотрит вправо. (дети поворачивают корпус вправо.)
Смотрит вверх. (Поднимают голову вверх.)
Смотрит вниз, (Опускают голову.)
Чуть присела на карниз, (делают полуприседания.)
А с него свалилась вниз. (Резко приседают.)
6. Упражнение: «Отсчитай фигуры» Ориентировка на листе бумаги.
Воспитатель: слушайте внимательно задание : Положить в верхний левый угол - 4 квадрата. В верхний правый угол - 2 овала. В нижний левый угол – 5 кругов. В нижний правый угол – 3 треугольника. В середину – 1 трапецию.
• Юля, скажи какие фигуры у тебя в левом верхнем углу?
• Сколько?
• Какого цвета?
• Рома, скажи, что у тебя в правом нижнем углу?
• Сколько?
• Какого цвета? Итд (каждого).
7. Упражнение: «Определи количество долей в круге».
Воспитатель: предлагаю вам выполнить еще одно задание. Перед вами в тарелках лежат геометрические фигуры, которые поделены на несколько долей. Для начала соберите эти фигуры.
Вопросы: Что за геометрические фигуры у вас получились? (круги)
Арина, скажи, на сколько частей разделен твой круг?
Покажи мне, 2/3,, 1/5, 3/6, 5/7, 3/8, 3/5.
Сколько долей осталось? (1/2, 1/3, 4/5, 3/6, 2/7, 5/8, 2/5)
Алена, скажи, на сколько частей разделен твой круг?
Покажи мне, 2/3,, 1/5, 3/6, 5/7, 3/8, 3/5.
Сколько долей осталось? (1/2, 1/3, 4/5, 3/6, 2/7, 5/8, 2/5)
(работает каждый ребенок по этой схеме)
Как мы по-другому можем назвать круг в моих руках? (целое)
Что больше часть или целое?
Что меньше часть круга или целый круг?
Молодцы!
Ребята, Мишутка нам еще задание подложил и думает, что мы его не сможем выполнить
8. Игра «Составь число 5 с помощью палочек)
Ребята, вам необходимо составить число 5 из палочек разного цвета.
Юля. Как ты составила число 5 (Я составила число 5 из 1 красной палочки, 1 белой палочки, 1 желтой палочки, 1 зеленой палочки, 1 синей палочки.
Юля, сколько у тебя всего палочек? (Молодец) (Работают все)
9. Упражнение: «Сначала, потом, раньше»
Зайке и мишутке объясним мы про секунды и минутки:
«За секундочку ты сможешь
Снять с куста малинку.
За минутку их положишь
Шестьдесят в корзинку!
До краев ее как раз
Ты наполнишь через час!»
Хочется еще Мишутке
Знать, что значит слово «СУТКИ».
«Если встанешь завтра рано,
Выйдешь утром на поляну,
Ты увидишь - солнце всходит,
Елки освещает,
А потом на небосводе
Целый день сияет.
Послезавтра, рано тоже,
Ты восход увидеть сможешь.
От восхода до восхода
Сутки проживет природа».
«А часов-то сколько в сутках?»
«Их двадцать четыре.
Часики повесь, Мишутка,
Ты в лесной квартире.
Часики всегда покажут
И секунды, и минутки.
Стрелки на часы укажут,
Дважды круг пройдут за сутки.
Ты возьми часы в берлогу,
Стрелки скажут: «Семь утра!»
Значит, завтракать пора.
В полдень нужно на обед
Супчик съесть и винегрет.
А в семь вечера, на ужин,
Творожок зверюшкам нужен.
Если время твердо знаем,
То режим мы соблюдаем.
В стрелках разберись, Мишутка!
Ровно через ПЯТЬ ЧАСОВ
Рассказать ты мне про СУТКИ
Должен быть уже готов!
А пораньше, через ЧАС
Про СЕКУНДЫ и МИНУТКИ
Жду я от тебя рассказ.
Все спрошу тебя, Мишутка!»
10. Игра: «Живая неделя».
Семь детей у доски построились и пересчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я - понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я - вторник. Какой день следующий?» Остальные дети дают задания «дням недели» загадывают загадки, самые разные: назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Или: назови все выходные дни недели; назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, играющие могут построиться от любого дня недели, например от вторника до вторника.
11. Поведение итогов занятия. Воспитатель:
Посмотрите, Мишутка, какие наши дети догадливые, умные, как старались быстро выполнить задание, и нисколько не устали. Правда, ребята?
Мишутка:
Теперь я сам убедился, как это интересно, увлекательно выполнять задания. Я обязательно 1 сентября пойду в лесную школу вместе с Зайчонком. Спасибо, ребята.
Зайчонок :
Ребята, я был уверен, что вы меня не подведете, и я оказался прав в нашем споре с Мишуткой. За это я вам принес угощение.
Воспитатель: Много мы играли, выполняли разные упражнения. Какие вам больше всего понравились (Перечислить)