МААМ-картинки

Конспект итогового занятия в рамках лексической темы «Зима» для детей подготовительной группы в форме викторины

Надежда Шакина
Конспект итогового занятия в рамках лексической темы «Зима» для детей подготовительной группы в форме викторины

Задачи:

Обучающие: совершенствовать умение обобщать и систематизировать представления о зиме, ее приметах, активизировать словарь по теме;

продолжать учить разгадывать ребусы по первым звукам в словах, отгадывать загадки, разгадывать кроссворды;

совершенствовать навык чтения по слогам.

Коррекционно-развивающие: развивать внимание, память, воображение, инициативу;

совершенствовать самоконтроль за произношением звуков в свободной речи;

Воспитательные: воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других участников;

воспитывать умение слушать собеседника;

Публикация «Конспект итогового занятия в рамках лексической темы „Зима“ для детей подготовительной группы в форме викторины» размещена в разделах

воспитывать чувство сопереживания, чувство ответственности за команду;

воспитывать культуру речевого общения.

Предварительная работа: индивидуальные и подгрупповые занятия по наращиванию словаря, словообразованию, развитию связной речи;

чтение стихов и рассказов, заучивание пословиц, составление и отгадывание загадок;

рассматривание иллюстраций по теме «Зима»;

дидактические и развивающие игры;

экскурсии в природу;

экспериментирование.

Занятие

Приглашение к занятию с помощью колокольчика.

Воспитатель: Наше сегодняшнее занятие я предлагаю провести в форме викторины. Я думаю, для вас это будет познавательно и увлекательно. А вот и загадка:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

Воспитатель: Как вы думаете, о какой царице идет речь? (о зиме)

- Подходят ли зиме определения «белокожа, светлолица»? Почему? (ответы детей)

- На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? (ответы детей)

-Правильно, это зимние месяцы. Назовите их по порядку

(дети называют, а воспитатель ставит карточки –

ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ)

- А знаете ли вы, как эти месяцы называли в старину? Декабрь называли лютень, студенец (напротив ставится карточка СТУДЕНЕЦ).

Январь называли трескун, просинец (напротив ставится ПРОСИНЕЦ).

А февраль – ветродуй, вьюговей (ставится карточка ВЕТРОДУЙ).

- Какие интересные названия! Как вы думаете, что, например, обозначает слово ветродуй? (ответы детей)

- Совершенно верно, ведь в феврале часто дуют ветры.

- А почему декабрь называли студенец? (ответы детей) Вспомните, какая погода в декабре? Все верно, холодная, морозная, а раньше говорили «студеная». В декабре - мороз, холод, стужа, поэтому и название – «студенец»

- А вот январь получил такое название потому, что в этом месяце солнце чаще задерживается в небе, синеют небеса, наступает прояснение – «просинец»

Итак, вы уже, вероятно поняли, что викторина будет – «ЗИМНЯЯ», и проведем мы ее, соревнуясь между двумя командами. (Дети объединяются в две команды, выбирают название и капитана)

Отгадывание ребусов и выполнение заданий.

Воспитатель: Отгадав ребус, надо найти конверт с соответствующей картинкой. Внутри конверта вопросы, на которые необходимо ответить.

РЕБУС № 1 – СУГРОБ

В конверте с картинкой «сугроб» задание читают дети: «Разгадать кроссворд».

(Ставится мольберт, на котором кроссворд)

Воспитатель: Отгадав четыре слова, расположенные по вертикали, вы получите в выделенных клетках по горизонтали новое слово.

Воспитатель:

1. Снежные хлопья, снежная крупа, тихий снег, пушистые снежинки, тихое кружение…одним словом, это – (ответ детей) Детьми записывается слово по вертикали – (СНЕГОПАД)

2. Вился, вился белый рой.

Сел на землю, стал горой. (СУГРОБ)

3. Как по-другому сказать: мороз, холод, зябь, ненастье с холодами

(Вспомните, как в старину называли декабрь) (СТУЖА)

4. Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу,

Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю! (БУРАН)

(Возможны варианты: пурга, вьюга, ветер; проверяем, подбираем)

Воспитатель: Прочитайте, что за новое слово получилось по горизонтали? НАСТ

- Кто знает, что это такое? (ответы детей)

С каждым днем растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным. Иногда пригревает солнце, ни на минуту свою работу не забывает ветер и бывает, что дует он с юга и приносит оттепели. А когда, после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка, это и есть НАСТ.

РЕБУС № 2 – ЛЕС

Дети находят конверт и читают задание: «Растут ли деревья зимой? (ответы детей)

Воспитатель: Конечно же, нет, деревья находятся в состоянии покоя, сна. Сокодвижение приостановлено. Нет условий для роста.

- Ребята, сегодня на улице я подобрала сломленную веточку. Как вы думаете, если мы создадим ей условия для роста, то, что может произойти? (ответы детей)

(Приготовлена ваза с водой на подоконнике)

- Надеюсь, что веточке у нас будет хорошо, мы создали ей все условия: свет, тепло, влага. А еще я знаю, что все живое лучше себя чувствует в радостной обстановке, поэтому вам предлагаю поиграть, а игра – это всегда радость.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

«Зимушка-зима» (муз. игра)

Зимушка, зимушка, зимушка-зима, (идем по кругу)

Дарит нам снежные чудо-терема. (останавливаемся,разворачиваемся)

Морозы трескучие, снега сыпучие, (ладони растираем, встряхиваем ладони)

Ветра завьюжные, метели дружные. (Руками вверху машем, смыкаем круг, кладя руки на плечи соседа)

Дружно хлопнем: раз-два-три,

Фигура снежная замри! (фигуры по желанию детей)

Воспитатель: И с радостным настроением мы продолжаем нашу зимнюю викторину.

РЕБУС № 3 СИНИЦА

Дети находят конверт с картинкой синицы, читают задание: «Прочитай предложение и закончи его»

Воспитатель раздает по две карточки с незаконченными предложениями командам.

1. Зимой птенцов выводит (клест).

2. Желтогрудая птица – это(синица).

3. Лесной доктор – это (дятел).

4. На яблоко похож (снегирь).

Дети читают получившиеся предложения.

РЕБУС № 4 ШУБА

Дети находят конверт, читают задание: «Кто оставил след?»

(на мольберте ставится «снежная страница лесной книги» -лист А3 с изображением следов животных и птиц и карточки с изображением волка, лисы, лося, глухаря перевернуты изображением вниз)

Дети отгадывают чьи следы и открывают изображения животных. Воспитатель предлагает просмотр видеосюжета про волка.

РЕБУС № 5 САНКИ

Дети находят конверт, читают задание: «Отгадайте загадки»

Воспитатель: Две новые кленовые подошвы двухметровые,

На них поставил две ноги и по большим снегам беги (ответы детей).

Ставится картинка – ЛЫЖИ.

Льется речка – мы лежим,

Лед на речке – мы бежим (ответы детей).

Ставится картинка – КОНЬКИ

Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их (ответы детей).

Ставится картинка – САНКИ

Воспитатель: Что объединяет эти предметы? (ответы детей)

Действительно, зима приготовила много забав (катание на санках, лыжах, коньках, а некоторые зимние забавы могут перерасти в занятия спортом. Назовите виды спорта, в которых необходимы лыжи (ответы детей)

Ставятся картинки разных видов спорта: биатлон, горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, лыжные гонки, фристайл – выполнение различных фигур; могул – спуск по холмистому склону.

Воспитатель: Назовите виды спорта, где нужны коньки (ответы детей)

Ставятся картинки: хоккей, бэнди, фигурное катание, конькобежный спорт, шорт трэк – короткая дорожка, вид скоростного бега на коньках, заключающийся в максимально быстром преодолении соревновательной дистанции внутри хоккейной площадки.

Воспитатель: Назовите виды спорта, где нужны санки (ответы детей)

Ставятся картинки: Санный спорт (в зависимости от санок по-разному называется вид санного спорта, бобслей, скелетон – спуск по ледяному желобу на двухполозьевых санях на укрепленной раме, без рулевого управления спортсмен лежит головой вперед, управляя специальными шипами на ботинках.

Воспитатель: Занятия различными видами спорта приносят много радости и здоровья. Выбирайте по душе и занимайтесь спортом.

Наша викторина закончилась, подсчитаем фишки.

При разработке данного занятия были использованы материалы сайта: http://www.rebus1.com/

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кроссворды по ПДД»Дидактическая игра «Кроссворды по ПДД» Игра предназначена для старшего дошкольного возраста. цель игры: закреплять знания детей по правилам дорожного движения Уважаемые коллеги,.

Презентация к занятию «Путешествие кораблика»Презентация к занятию «Путешествие кораблика» Презентация к занятию «Путешествие кораблика»Лексическая тема "Весна". Предмет: Ознакомление с окружающим миром. Цели и задачи: Систематизировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект итогового занятия в рамках лексической темы «Зима» для детей подготовительной группы в форме викторины
Опубликовано: 23 марта 2015 в 19:58
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД