Нина Сайгина
Конспект итоговой интегрированной НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по Мордовии»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Продолжать формировать у детей представление о Республике Мордовия, как о малой Родине ; столице Мордовии – Саранск; растительном и животном мире республики
Обогащать и активизировать словарь, продолжать развивать связную речь
Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа, народным промыслам.
Учить создавать мордовский орнамент, используя квадраты,ромбы, круги, собирать розетку из отдельных элементов. Развивать чувство цвета, композиции
Публикация «Конспект итоговой интегрированной НОД по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие по Мордовии“» размещена в разделах
Развивать общую, мелкую моторику.
Воспитывать чувство гордости к тому месту, где мы живем, интерес и уважение к национальным традициям.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, развитие речи, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций о родной природе, карты Мордовии, беседа «Мы живем в столице». Дидактические игры: «Чего много в городе», «Скажи какой город», «Путешествие по Саранску», рассказ педагога об исторических событиях, о знаменитых личностях, народных промыслах Мордовии, чтение стихов о родном крае и мордовских народных сказок
Материалы и оборудование
Кукла (индианка)
Картинки :зимующие и перелетные птицы, дикие животные. Карта Мордовии, аудиозаписи голосов птиц. «Засохшее дерево», листочки дерева из бумаги
Слайды (достопримечательности Мордовии, символика Мордовии, народные промыслы Мордовии) Дидактическая игра «Сложи узор» (на каждого ребенка)
Телевизор, магнитофон
Модель образовательной деятельности
1 Организационный момент
- Дети, сегодня в гостях у нас необычный гость---девочка по имени Амита из Индии. Она очень хочет узнать все самое интересное о Мордовии, ее природе,столице, обычаях
-Какие достопримечательности можно показать девочке? (ответы детей)
2 Основная часть
- Амита очень хочет посмотреть на природу мордовского края, давайте отправимся в заповедник им. Смидовича
- На каком виде транспорта мы поедем в заповедник? (ответы детей)
-Что относится наземному виду транспорта?
-Назовите другие виды транспорта (воздушный,водный, подземный)
-Дороги в лесу плохие, грунтовые на какой машине поедем в заповедник? (внедорожнике).
-Кто из вас знает как доехать из Саранска до заповедника?
-Что же делать? ( варианты ответов : спросить у других людей, посмотреть карту, включить навигатор и проложить путь от Саранска до заповедника)
Показ слайда (путь от Саранска до заповедника)
-Наш путь пролегает через города Краснослободск,Темников.
-Какие города Мордовии вы еще знаете (Саранск, Рузаевка, Ардатов, Инсар,Ковылкино)
-Назовите столицу Мордовии
-Прежде чем отправиться в путь вспомним правила поведения в лесу (ответы детей)
(Не разводить костер,не шуметь, не ломать ветки, не рвать растения, не разорять птичьи гнезда, не трогать детенышей животных, не мусорить)
Звучит аудиозапись голосов птиц
- Вот мы и на месте. Сколько много птиц! Амита хочет узнать, знаете ли вы птиц своего края. Волшебной палочкой я на минуту вас превращаю в птиц (детям раздаются картинки зимующих и перелетных птиц)
Игра «Перелетные и зимующие птицы» (под голоса птиц дети «летают», по окончании звукозаписи кладут картинки птиц к соответствующему плакату)
- Какая редкая птица обитает на территории заповедника? (черный аист)
- Посмотрите, дерево засохло, все листочки опали
Дыхательная гимнастика «Листочки летят»
Игра «Сухое дерево»
- Мы можем оживить дерево, если отгадаем загадки
(Дети после каждой отгаданной загадки, прикрепляют листочки на дерево)
Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой. (осинки)
Белый низ, зеленый верх —
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши. (березки)
В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (Рябинка)
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это. (дуб)
Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво
Над рекой склонилась. (ива)
Над ее густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным медом лечит. (липа)
Кто и летом, и зимой
В колкой шубке смоляной?
В дождь осенний и в капель
Не снимает шубку. (ель)
Скажите-ка, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка,
Умеет карабкаться ловко
По листикам божья. (коровка)
Знают взрослые и дети —
Тонкие плетет он сети,
Мухам враг он, а не друг.
Как зовут его? (Паук)
Вот букашка - работяга.
Целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей
Быстро тащит. (муравей)
Что за гость с голодным брюхом
Все звенит у нас над ухом?
Из цветов не пьет нектар,
Покусает нас. (комар)
Целый день в цветках жужжит,
С медом в улей свой спешит.
Много меда запасла
Себе на зиму. (пчела)
На поляне в васильках
Упражнялся он в прыжках.
Жаль, позавтракал им птенчик.
Кто же это был? (Кузнечик)
Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела. (земляника)
Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками. (малина)
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —. (черника)
-Отдохнем на этой красивой полянке (сели)
-Вы, конечно же, знаете какие дикие животные живут в заповеднике, поиграем в игру «Угадай по описанию» (Дети описывают характерные признаки животных)
- Что ж нам пора в путь!
Физминутка «Город»
Мы по городу гуляем шагаем на месте
Мы свой город изучаем поставить руку «козырьком» к голове
Справа есть высокий дом поднять правую руку
Обойдем его кругом
Слева домик ниже левую руку вниз
Подойдем поближе шагаем на месте
Это церковь -Божий дом руки «куполом»над головой
Все мы дети в доме том обнять себя
Ну а это- детский сад.
Тише! Указательный палец к губам
Там детишки спят присесть,ладошки под голову
- Расскажем Амите о нашем любимом городе
(рассказы детей)
-Поиграем в игру «Угадай-ка»
(Показ слайдов. Достопримечательности Мордовии (1-8)
Символика Республики Мордовия (9-11))
-Славен наш край мордовский своими народными промыслами!
Показ слайдов (12-13) (Тавлинская народная деревянная игрушка, мордовский народный костюм)
-Назовите элементы мордовской народной вышивки
(крест, зубчик, галочка, зигзаг, треугольник, ромб, круг, восьмиконечная звезда, ступеньки, роговидные узоры) .
-Для Амиты мы украсим подносы для посуды мордовским узором. Но сначала разомнем свои пальчики
Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Раз, два, три, четыре, Сжимаем и разжимаем пальцы.
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.
Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики, начиная с большого
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой
Только чашку мы разбили, Загибают пальчики,начиная с большого
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. Сжимаем и разжимаем пальцы.
-Мы так помогать маме не будем, все будем делать аккуратно и осторожно
Самостоятельная деятельность детей.
-Амите очень понравились ваши работы, она их сфотографирует и покажет своим друзьям в Индии
Итог
С кем мы путешествовали по Мордовии? В каком заповеднике мы были? Какое доброе дело сделали? В какие игры играли? Что Амита узнала о нашем городе Саранске?
Литература
1. Мы в Мордовии живем Примерный региональный модуль программы дошкольного образования
2. Валдоня: Программа и метод. рекомендации. – Саранск, 2001.
3. Мордовская народная вышивка / Сост. В. Н. Мартьянов. Саранск, 1991.
4. Мордовский народный костюм : Альбом. Саранск, 1990.
5. Н. В. Алешина «Путешествие по родному городу».
6. А. Ф. Терехин «Знакомьтесь, Саранск»