Получи документы

«Разноцветные Матрёшки». Конспект клубного часа в ГПД первого класса по направлению «Мастерская художника»

Анастасия Гринёва
«Разноцветные Матрёшки». Конспект клубного часа в ГПД первого класса по направлению «Мастерская художника»

Цели:

1. Развивать интерес к народным традициям;

2. Развивать художественные способности.

Задачи:

1. Познакомить воспитанников с историей народной игрушки;

2. Развивать умение работать с гуашью;

3. Оформить «сувенирную лавку» из работ воспитанников.

Инструменты и оборудование: музыкальное сопровождение «Русские народные песни», иллюстрации матрёшек, шаблоны матрёшек трёх видов, кисти, краски.

Ход занятия

1. Создание эмоционального настроя

Публикация «„Разноцветные Матрёшки“, Конспект клубного часа в ГПД первого класса по направлению „Мастерская художника“» размещена в разделах

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и заметьте, какие вы все разные. Я тоже приветствую вас на нашем занятии. И надеюсь, что наше сотрудничество будет успешным. Так что в конце мы сможем порадоваться проделанной работе.

2. Введение в тему

Загадка

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички,

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы -(Матрешки)

У нас в гостях сегодня три Девицы в разных красочных нарядах. А знаете ли вы, ребята, откуда родом наши гости? (Из сказки, из России… и т. д.) (Слайд 1)

3.1. История Матрёшки в России

Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение — русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни (Этот образец представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок буддистского святого Фукурума).

Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин.

Вот как выглядела первая Матрёшка (Слайд 2)

Игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

• Как вы думаете, почему эта игрушка называется «Матрёшка»? (Это её имя, её так зовут… и т. д.)

Никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.

Изначальные сюжеты деревянных матрешек были исключительно женскими.

• Как бы вы описали внешний вид Матрёшки? (румяная, полная красная девица в сарафане и платке, с кошками, собачками, корзинками и т. п.)

• Как делали игрушку? С чего начинали?

3.2. Изготовление игрушки

Начинали работу с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшой обрубок дерева, закреплял его на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку-матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы. (Слайд 3)

В 1900 году на Всемирной выставке в Париже куклы заработали бронзовую медаль. Вскоре после этого матрёшек начали делать во многих местах России. Также в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись», в 1922 году появилась на свет традиционная русская семёновская матрёшка, которую сегодня знает весь мир. (Слайд 4)

Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город Семенов – древние центры народных промыслов, которым матрешка помогла стать знаменитыми. (Слайд 5)

Но у нас сегодня в гостях только три девицы, давайте познакомимся с ними поближе.

3.3. Разновидности Матрёшек

ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА (Слайд 6)

Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Давайте рассмотрим её внимательнее.

Отличительные черты:

Добротна, крутобока, устойчива по форме

Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета

Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом

Две пряди волос прячутся под платок

Нос изображают двумя точками

Губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком.

Платок завязан узлом

Мастер рисует рукава кофты, сарафан

Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием «тычка».

Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.

СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА (Слайд 7)

Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него.

Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу.

А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком.

Отличительные черты:

По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки).

Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски

Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов.

Матрешку лакируют.

Форма несколько заужено книзу

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА (Слайд 8)

Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской.

Отличительные черты:

Роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос,

Платок ниспадает с головы

На голове трилистник розана

Овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку.

Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.

Сейчас почти каждая область и республика делают своих матрешек. Давайте и мы с вами разукрасим свою матрёшку.

4. Закрепление материала (Слайд 9)

На столе лежат шаблоны Матрёшек трёх видов на выбор. Вы – русские художники. Разукрасьте девиц соответственно вашему выбору: это будет Загорская, Семёновская или Полхов-Майданская Матрёшка?

Вариант: можно разделить на группы по городам и дать задание разукрасить соответственно.

В конце занятия сделать сувенирную лавку – выставку работ. Фотографирование мастеров на фоне работ.

Публикации по теме:

Фестиваль педагогического мастерства «Педагогическая мастерская дошкольного образования». Опыт работы в форме мастер-класса Мастер-класс «Пластилиновая живопись» 1. Презентация педагогического опыта. Обоснование выбора технологии. Пластилиновая живопись – один.

Итоговое интегрированное занятие во второй младшей группе «Разноцветные матрёшки» Итоговое интегрированное занятие во второй младшей группе. Тема: «Разноцветные матрёшки». Образовательные области: художественно- эстетическое,.

Конспект клубного часа «Космос» Цель проведения: Закрепить и обобщить знания детей о космосе; Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность, формировать у детей.

Конспект ООД по рисованию в нетрадиционной технике в группе младшего дошкольного возраста «Мастерская художника Карандаша» Цель: Учить детей размазывать краску рукой, дорисовывать пальцем мелкие детали. Развивать фантазию и воображение при помощи кляксографии,.

Конспект проведения «клубного часа» Цель проведения: Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность, формировать у детей способность проявлять инициативу в заботе.

Методическая разработка клубного часа для учащихся 1–2 классов «Пасхальный сюрприз» Методическая разработка клубного часа для учащихся 1-2 классов «Пасхальный сюрприз» Цель: •Познакомить детей с историей праздника, с традициями.

План-конспект клубного часа «Волшебный мир оригами». Занятие «Новогоднее украшение «Елочка» Тема: Новогоднее украшение «Елочка». Техника: оригами. Цель: изготовление новогоднего украшения- ёлочки в технике оригами. Задачи: =учить.

План-конспект мастер-класса с детьми старшего дошкольного возраста «Театрализованная мастерская» План- конспект мастер-класса с детьми старшего дошкольного возраста «Театрализованная мастерская». Автор: Солянкина Светлана Анатольевна,.

Проведение «Клубного часа» Проведение «Клубного часа» в МБДОУ № 21 «Дюймовочка» Участники: Виноградова З. А. Полуэктова Т. В. Малеева О. В. Тонких М. В. Малярова С. Н.

Развитие самостоятельности старших дошкольников и их социализация в процессе «Клубного часа» Развитие самостоятельности старших дошкольников и их социализация в процессе реализации современной педагогической технологии «Клубный час».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Разноцветные Матрёшки». Конспект клубного часа в ГПД первого класса по направлению «Мастерская художника»
Опубликовано: 8 ноября 2016 в 12:54
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД