Людмила Харина
Конспект комбинированного занятия в старшей группе (ознакомление с бытом карельского народа, лепка из солёного теста)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: В гостях у Насто.
Цель: погрузить детей в атмосферу карельского быта.
Задачи: Познакомить детей с обустройством карельской избы, некоторыми предметами быта и традициями карел; вызвать интерес и желание знакомиться с историей родного края. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства. Обогащать словарь детей новыми словами, обозначающими предметы карельского быта.
Публикация «Конспект комбинированного занятия в старшей группе (ознакомление с бытом карельского народа, лепка из солёного теста)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Республика Карелия
- Старшая группа
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Оборудование: занятие проводится в оборудованной в виде карельской избы комнате. Мебель: стол, лавки, полати, сундук; посуда: чугунок, ложка, туесок, солонка, кружка, миска. самовар; предметы обихода: короб, коромысло, кочерга, ухват, прялка, рукомойник, корзинка, кошель). Игрушка - домовёнок Кузя. Клубок шерстяных ниток. Наряд карельской женщины : рубаха, сарафан, «сорока», пояс.
Ход занятия.
Дети отправляются в карельскую избу.
В избе их встречает Насто.
- Здравствуйте, гости дорогие.
Гости званные и желанные.
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
- Меня зовут Насто – это карельское имя. А на карельском языке здравствуйте звучит – терве! Мы ведь с вами в карельской избе, поэтому давайте поздороваемся по - карельски : «Терве!»
- Милости прошу ко мне в избу! Проходите, присаживайтесь.
- Комнату в избе называли горницей.
Горница у меня небольшая,
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!
Хотите узнать, что в нашей горнице есть. Давайте сперва поиграем в игру «Наблюдатели».
Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы? Какие? - Называйте предметы, которые вы знаете ( правило: называй тот, у кого в руках клубок)
Ведётся беседа о предметах быта.
- В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.
Полы в избе были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. На полу стелили дорожки.
Наверху находились деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, горшки, чугунки, коробки с различными припасами.
Любили карелы и почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками. (Таким же образом ведётся беседа и про другие предметы быта)
В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи.
Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте. Вот так жили люди раньше!
Раздаётся шуршание и ворчание.
- Ой, кто-то где-то шуршит. Вам не кажется? Кажется, за печкой, да?
«Появляется» из – за печки игрушка домовёнок Кузька – его разбудили, ворчит.
- Кузенька не ворчи, мы с тобой поиграем, мы тебя угостим. Что ты любишь?
- Грибочки люблю (имитация сбора грибов - складываем в корзинку)
- Ягодки тоже люблю (с кистей рук снимать ягоды - собираем в туесок)
- Рыбку люблю («ловля рыбы» - убираем в кошель).
- Калитки люблю.
Предлагаю детям слепить из солёного теста калитки и испечь их.
Дети лепят калитки, складывают их на противень, ставят противень в печь.
Пока калитки пекутся, предлагаю детям поиграть в карельские народные игры.
Игра «Кукот» («Петухи»).
Двое мальчиков сходятся, прыгая на правой ноге.
Сблизившись, пытаются оттолкнуть один другого.
Проигравшим считается тот, кто не выдержал натиска соперника.
Наказание: проигравший должен кукарекать во всё горло.
Игра «Сиди, сиди, Яша»
Считалкой выбирают Яшу Ему завязывают глаза, сажают в центр круга.
Остальные берутся за руки и идут против часовой стрелки и поют:
Сиди, сиди, Яша,
Ты – забава наша.
Погрызи орешки
Для своей потешки.
Руки на темь положи
И словечко нам скажи:
Раз, два, три – ищи!
После этих слов все разбегаются. «Яша» старается кого – нибудь догнать. Пойманный, становится «Яшей».
Кузя начинает капризничать и просить калитки.
Дети вместе с Кузей и Насто идут в избу, достают из печи готовые калитки. Насто всех угощает калитками.
Кузя: - Ну, я наелся! Спасибочки! «Киийтос» - это по карельски спасибо. (дети повторяют)
Кузя: - Баиньки хочу.
- Куда же Кузю положим спать? (на печку). А напоследок давайте все вместе споём Кузеньке песенку колыбельную – уснул. Вышли и попрощались с Насто: «наакимин»