Получи документы

Конспект комбинированного занятия в старшей группе (ознакомление с бытом карельского народа, лепка из солёного теста) (1 фото)

Людмила Харина
Конспект комбинированного занятия в старшей группе (ознакомление с бытом карельского народа, лепка из солёного теста)
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: В гостях у Насто.

Цель: погрузить детей в атмосферу карельского быта.

Задачи: Познакомить детей с обустройством карельской избы, некоторыми предметами быта и традициями карел; вызвать интерес и желание знакомиться с историей родного края. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства. Обогащать словарь детей новыми словами, обозначающими предметы карельского быта.

Публикация «Конспект комбинированного занятия в старшей группе (ознакомление с бытом карельского народа, лепка из солёного теста)» размещена в разделах

Оборудование: занятие проводится в оборудованной в виде карельской избы комнате. Мебель: стол, лавки, полати, сундук; посуда: чугунок, ложка, туесок, солонка, кружка, миска. самовар; предметы обихода: короб, коромысло, кочерга, ухват, прялка, рукомойник, корзинка, кошель). Игрушка - домовёнок Кузя. Клубок шерстяных ниток. Наряд карельской женщины : рубаха, сарафан, «сорока», пояс.

Ход занятия.

Дети отправляются в карельскую избу.

В избе их встречает Насто.

- Здравствуйте, гости дорогие.

Гости званные и желанные.

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

- Меня зовут Насто – это карельское имя. А на карельском языке здравствуйте звучит – терве! Мы ведь с вами в карельской избе, поэтому давайте поздороваемся по - карельски : «Терве!»

- Милости прошу ко мне в избу! Проходите, присаживайтесь.

- Комнату в избе называли горницей.

Горница у меня небольшая,

Да красивая какая!

На убранство поглядите.

Да про всё мне расскажите!

Хотите узнать, что в нашей горнице есть. Давайте сперва поиграем в игру «Наблюдатели».

Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы? Какие? - Называйте предметы, которые вы знаете ( правило: называй тот, у кого в руках клубок)

Ведётся беседа о предметах быта.

- В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.

Полы в избе были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. На полу стелили дорожки.

Наверху находились деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, горшки, чугунки, коробки с различными припасами.

Любили карелы и почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками. (Таким же образом ведётся беседа и про другие предметы быта)

В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи.

Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте. Вот так жили люди раньше!

Раздаётся шуршание и ворчание.

- Ой, кто-то где-то шуршит. Вам не кажется? Кажется, за печкой, да?

«Появляется» из – за печки игрушка домовёнок Кузька – его разбудили, ворчит.

- Кузенька не ворчи, мы с тобой поиграем, мы тебя угостим. Что ты любишь?

- Грибочки люблю (имитация сбора грибов - складываем в корзинку)

- Ягодки тоже люблю (с кистей рук снимать ягоды - собираем в туесок)

- Рыбку люблю («ловля рыбы» - убираем в кошель).

- Калитки люблю.

Предлагаю детям слепить из солёного теста калитки и испечь их.

Дети лепят калитки, складывают их на противень, ставят противень в печь.

Конспект комбинированного занятия в старшей группе (ознакомление с бытом карельского народа, лепка из солёного теста)

Пока калитки пекутся, предлагаю детям поиграть в карельские народные игры.

Игра «Кукот» («Петухи»).

Двое мальчиков сходятся, прыгая на правой ноге.

Сблизившись, пытаются оттолкнуть один другого.

Проигравшим считается тот, кто не выдержал натиска соперника.

Наказание: проигравший должен кукарекать во всё горло.

Игра «Сиди, сиди, Яша»

Считалкой выбирают Яшу Ему завязывают глаза, сажают в центр круга.

Остальные берутся за руки и идут против часовой стрелки и поют:

Сиди, сиди, Яша,

Ты – забава наша.

Погрызи орешки

Для своей потешки.

Руки на темь положи

И словечко нам скажи:

Раз, два, три – ищи!

После этих слов все разбегаются. «Яша» старается кого – нибудь догнать. Пойманный, становится «Яшей».

Кузя начинает капризничать и просить калитки.

Дети вместе с Кузей и Насто идут в избу, достают из печи готовые калитки. Насто всех угощает калитками.

Кузя: - Ну, я наелся! Спасибочки! «Киийтос» - это по карельски спасибо. (дети повторяют)

Кузя: - Баиньки хочу.

- Куда же Кузю положим спать? (на печку). А напоследок давайте все вместе споём Кузеньке песенку колыбельную – уснул. Вышли и попрощались с Насто: «наакимин»

Публикации по теме:

Авторская дидактическая игра «Как жили наши предки»Авторская дидактическая игра «Как жили наши предки» Программное содержание: приобщить детей к истории нашего народа, изучить быт русской избы, активизировать словарь детей названиями русского.

Предания старины далекойПредания старины далекой Экскурсия воспитанников старшей группы в музей старины. С помощью родителей организовали поездку в Белоглинский историко-краеведческий музей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комбинированного занятия в старшей группе (ознакомление с бытом карельского народа, лепка из солёного теста)
Опубликовано: 14 февраля 2015 в 21:35
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект комбинированного занятия в старшей группе (ознакомление с бытом карельского народа, лепка из солёного теста)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Харина (УИ 56639) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД