Лучший педагог года

Конспект комплексного занятия «Сказка — душа русского народа»

Ерахтина Анна
Конспект комплексного занятия «Сказка — душа русского народа»

Конспект

комплексного занятия

Тема: «Сказка - душа русского народа»

Программное содержание:

Учить детей любить и понимать русские народные сказки, передавать свое отношение к содержанию сказок и поступкам героев. Учить выразительно читать потешки, полно отвечать на вопросы воспитателя. Приобщать детей к истокам русской народной культуры и быту русского народа используя русский народный фольклор : сказки, потешки, пословицы, поговорки. Обогащать словарь детей, активизировать речь; развивать мелкую моторику, творческие способности детей. Методические приемы: вводная беседа, словесная игра, использование художественного слова: чтение пословиц, потешек, загадок, драматизация сказки, русская народная игра, рассматривание предметов быта.

Публикация «Конспект комплексного занятия „Сказка — душа русского народа“» размещена в разделах

Словарная работа:

Караул, колода, девкин лен, жихарка.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок; разучивание русских народных потешек, игр, драматизация, изготовление бусинок, оформление альбомов, подбор иллюстраций, книг о предметах русского

народного быта, проведение экскурсий, развлечений в музее «Деревенская изба».

Материал:

Русские народные костюмы, шапочки лисы, зайца, жихарки; предметы быта: коромысло, ухват, ложки деревянные, сундук, лапти, кувшин, веретено, материал для бус.

Ход занятия:

Дети под мелодию русской народной песни входят в музей.

Воспитатель: Дети, мы с вами опять собрались в музее, в русской избе, сколько раз мы уже здесь гостили! И сказки слушали, и в игры играли, и именины отмечали. И вновь собрались поиграть, да потешиться, но и про дело не забывать, что-то новое узнать, вспомнить то,-что уже знаем, как говориться в русской народной пословице : «Делу время, а потехе час».

Кто - то чихает на печке.

Воспитатель: Ой? Кто это там у нас?

А! Это Кузя - домовенок на печке греется.

Кузя выглядывает.

Дети кричат: Кузя!

Кузя: Аюшки!

Дети: Где ты был?

Кузя: У бабушки.

Дети: Что принес?

Кузя: Оладушки.

Дети: Где же они?

Кузя: Под лавкой.

Дети: Экий, Кузя, ты чудак!

Кузя: А вы, детки, как?

Дети: А мы оладушки на стол положили, да съели бы.

Кузя: Ладно, в другой раз так и сделаю (прячется)

Дети: Кузя!

Кузя: Аюшки (выглядывает)

Дети: Где ты был?

Кузя: У бабушки!

Дети: Что принес?

Кузя: Сапожки,

Дети: Где они?

Кузя: А я сделал, как вы велели: на стол поставил и съел.

Дети смеются.

Воспитатель: Экий Кузя, ты неловкий, да неумелый. Оставайся с нами, да поучись уму - разуму у детей. А мы, ребята, сегодня будем говорить о русских народных сказках.

Не зря люди говорят: «Сказка - душа русского народа» А я расскажу вам присказку про ловкого солдата. Царь проверял однажды караул, видел, что один солдат - то вроде спит.

Спишь? - спрашивает царь.

Никак нет - отвечает солдат. >.

А что же ты делаешь?

Звезды считаю.

Ну и много насчитал?

Много, тьма - тьмой, да я и не успел сосчитать, вы помешали.

Вот как выкрутился солдат. А если бы он на самом деле стал считать, смог бы он звезды сосчитать?

Дети: Нет! Их видимо - невидимо.

Воспитатель: А сколько русские люди сложили сказок, их тоже невозможно сосчитать, как и звезды на небе. Но мы сегодня вспомним уже знакомые нам сказки, которые мы читали в этой избе, вспомним героев этих сказок.

А сейчас Илья прочтет нам присказку :

«Из - за леса, из - за гор.

Едет дедушка Егор,

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали с гор,

Развели костер,

Кушают кашку,

Слушают сказку.

Воспитатель: А вот и загадка про героя первой сказки :

«Не барашек, и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета.

Для зимы - другого цвета».

Дети: Зайчик.

Воспитатель (доставая шапочку зайца) : А эта шапочка достанется тому, кто вспомнит потешку про зайчика.

Ребенок: Зайчишка - трусишка По полю бегал,

В огород забежал,

Морковку нашел,

Морковку жует.

Ой! Кто - то идет.

Воспитатель: Дети, у какой сказки этот зайчик? Дети: Из сказки «Заяц - хваста»

Воспитатель: Правильно (обращаясь к ребенку в шапочке зайца) - как ты думаешь, твой зайчишка храбрый или трусливый?

К детям: Почему сказка называется «Заяц - хваста».

Воспитатель: Тот человек, который болтает о своей храбрости, на деле трусом оказывается, всего боится.

И русские люди придумали пословицы и поговорки о трусости и храбрости.

Какие?

Дети: «У страха глаза велики»

«Страх силу отнимает»

«У страха глаза, что плошки, а не видят ни

крошки»

Воспитатель: К героям какой сказки подходят

эти пословицы?

Дети; iv героям сказки «Бабушка, внучка да курочка»

Воспитатель: Кто померещился со страху бабушке, внучке и курочке? А кто это был на самом деле?

Дети отвечают.

Воспитатель: Ребята, а какой предмет из этой избы, которым раньше пользовались, да и сейчас пользуются русские люди, есть в этой сказке.

Послушайте загадку

«Ни свет, ни заря Пошел согнувшись со двора.» Воспитатель: Дети вы были внимательны, хорошо и быстро узнали героев сказки. А теперь мы немного поиграем на полянке.

Физминутка.

Воспитатель: Дети представьте, что мы с вами пришли в лес на полянку поиграть. Но день пасмурный. Грустно нам без солнышка. Давайте его покличем. На полу по кругу лежит веревка, дети берут ее в правую руку и идут по часовой стрелке спортивным шагом:

«Солнышко - ведерышко,

Выгляни - высвети,

Любят тебя детки,

Детки малолетки».

Воспитатель: Но солнышко выглянуло и снова спряталось за тучку.

Дети перекладывают веревку через голову и идут против часовой стрелки:

«Солнышко, солнышко,

Выгляни на бревнышко,

Дам тебе меду Целую колоду»

Воспитатель: Солнышко выглянуло и покатилось по лесам и по лугам. Дети, держась за веревку бегут по кругу.

Воспитатель: Солнышко припекает, стало жарко. Давайте покличем дождик.

Дети кладут веревку в одну линию и становятся вдоль нее. Выполняя наклоны с хлопками говорят:

«Дождик лей, дождик лей,

На меня и на людей,

На девкин лен,

Поливай ведром»

Воспитатель: А вот и радуга появилась Веревка кладется полукольцом, дети перепрыгивают через нее вперед, назад приговаривают:

«Радуга - семицветка Принеси ты радость деткам Они будут по лужам скакать Песни звонкие распевать»

Воспитатель: Вот мы пели и плясали

Ножки прыгать так устали Мы немножко отдохнем Снова в избу к нам пойдем» Воспитатель: А нас тут ждет сундучок.

А что в нем, мы сейчас посмотрим.

А пригласим для этого сюда лисичку (на девочку одевается шапочка лисички)

Девочка лисичка поочередно достает из сундучка предметы, дети называют их: (хвост, лапоточки, кувшин, рыба)

Воспитатель: Из какой сказки эти предметы? Дети: Из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Воспитатель: Дети, а сейчас обратите внимание на этот предмет. Что это такое?

Дети: Прялка.

Воспитатель: Для чего нужна была прялка? Дети: Чтобы с ее помощью прясть из шерсти нить, а затем вязать шерстяные вещи: варежки, носки. Кофты.

Воспитатель: В какой сказке девочка управлялась с прялкой, и все у нее получалось ладно и красиво.

Дети: Рукодельница из сказки «Морозко» Воспитатель: А кто в этой сказке заметил, что девочка эта очень трудолюбивая и оценил ее труд.

Дети: Морозко

Воспитатель: А кто знает загадку про мороза. Ребенок: Он вошел - никто не видел,

Он сказал - никто не слышал,

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес.

Воспитатель: Девочка из сказки «Морозко» умелица и рукодельница, все у нее ловко и красиво получается, и убираться, и готовить, и платье шить и украшения делать. Вот и мы сегодня с вами сделаем украшение для девочек - бусы из соломинок и бусинок, которые мы сделали из теста на прошлом занятии. Такие бусы красивые носили раньше русские, женщины, украшая свой костюм.

Дети делают бусы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Красивые у вас получились бусы, девочки завтра оденут их на развлечение.

Дети, а сейчас послушайте загадку:

«Мать толста, дочь красна, сын - сокол, под небеса улетел».

Дети: Печка, огонь, дым.

Воспитатель: Дети, а кто знает загадку об этой посуде (ложки с блюдцем)

Ребенок: «Все голубки возле одной прорубки» Воспитатель: Да, ложечки точеные, ручки золоченые. И в какой же сказке эти все вещи есть?

Дети: В сказке «Жихарка».

Воспитатель: Дети, а кто знает, что означает слово - жихарка?

Дети: Удалец.

Воспитатель: Да, удалой, ловкий, да смелый. Давайте вспомним пословицы о храбрости. Дети: Храбрый побеждает, трус погибает. Смелость города берет.

Кто храбр - тот жив, кто смел, тот цел. Воспитатель: А как ловко он избавился от лисы.

Инсценировка-драматизация отрывка из

сказки.

Воспитатель: Избавился жихарка от лисы, а сам довольный и счастливый домой вернулся, поджидать петуха и кота. Да еще и обед для них приготовил - картошки полный чугунок. Да приговаривает:

Жихарка: печка - барыня

Не сварила нам кашу крутую,

А сварила картошку рассыпчатую. „ Да вот чугунок в печке очень горячий, чем же его жихарке достать. Давайте вспомним загадку. Дети: Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит - отдает,

Сам в угол идет.

{Ухват)

Воспитатель: Угости, жихарка, и детей и гостей своей картошкой рассыпчатой.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с предметами быта русского народа через театрализованную деятельность» Программное содержание: Знакомить детей с предметами быта русского народа через театрализованную деятельность. Расширять и обогащать знания.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» Дата проведения 25 июля 2017 г. Конспект познавательного развития в разновозрастной группе (ФЦКМ) 3-7 лет. Тема: «Хлеб в обрядах и традициях.

«Путешествие в прошлое». Конспект НОД по знакомству детей с традициями и обычаями, бытом русского народа на Урале .

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Культура и быт русского народа в старину» Цель: Формировать представления о традициях русского народа: трудится, весело отдыхать, всё делать своими руками. Задачи Учить детей делать.

Конспект занятия в старшей группе «Народная культура и традиции русского народа» Конспект открытого занятия в старшей группе. Тема: «Народная культура и традиции русского народа. Подготовили музыкальный руководитель Медведева.

Отчёт «Вековые обычаи и традиции русского народа» Вековые традиции и обычаи русского народа Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно.

Проект «Культура и традиции русского народа» Актуальность В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и обряды в жизни русского народа» МАДОУ № 16 Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Традиции и обряды в жизни русского народа» Провела воспитатель Журкина.

Конспект интегрированного занятия «Волшебный сундучок. Традиции русского народа. Русская народная одежда»Конспект интегрированного занятия «Волшебный сундучок. Традиции русского народа. Русская народная одежда» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие» Задачи: 1) Продолжать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия «Сказка — душа русского народа»
Опубликовано: 14 января 2018 в 17:00
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД