Конспект комплексного занятия в подготовительной коррекционной группе «Наши помощники — органы чувств»

Ольга Кутковая
Конспект комплексного занятия в подготовительной коррекционной группе «Наши помощники — органы чувств»

Ольга Кутковая

Познание

Конспект комплексного занятия в подготовительной коррекционной группе

«Наши помощники – органы чувств».

Цель: Обобщить имеющиеся знания у детей о функции органов чувств, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные. Развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие Развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями “орган слуха, орган зрения, орган осязания, орган вкуса, орган обоняния”. Закреплять гигиенические навыки, умение бережно относиться к органам чувств. Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать, воспитывать потребность быть здоровыми, желание соблюдать правила личной гигиены, заботиться о своем организме.

ХОД

группе). Сегодня мы с вами отправимся в лабораторию. Как вы думаете, зачем людям нужны лаборатории? (Проводить опыты, ставить различные эксперименты, что-то исследовать, изучать, открывать новое, неизведанное).

В лабораториях обычно надевают халаты. Мы тоже их наденем, прикрепим бейджики и зайдем в лабораторию. (На двери музыкального зала висит табличка "Лаборатория по изучению органов чувств"). Вот мы и в лаборатории. Посмотрите, как много гостей ученых ожидает нас. Давайте поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им здоровья. (Дети разными словами приветствуют гостей). В нашей лаборатории изучают органы чувств. А что это такое? Сейчас мы узнаем.

Чтобы узнать, что изучают в первой лаборатории, вы должны отгадать загадку:

Видеть папу, видеть маму,

Видеть небо и леса,

Помогают нам (глаза).

Да ребята, это глаза (показываю иллюстрацию с изображением глаз, наш - важный орган зрения. Сколько их?

Рассказ воспитателя:

Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях – глазницах. Закрывает этот «дом» специальная «дверца» под названием – веко. Потечет со лба пот – его остановит «изгородь» из бровей. Ветер понесет в лицо пыль – ее задержат реснички. А если пылинки и сядут на глаз, то его «слизнет» мигающее веко, так как с внутренней стороны веки влажные. Их работа похожа на работу стеклоочистителей («дворников») на переднем стекле автомобиля. А если перед глазами появится опасность, веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся.

На лице видна только небольшая передняя часть глаза. Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Снаружи нам видны белковая и радужная оболочки. Радужная оболочка у разных людей может быть разного цвета. Посмотрите друг на друга и скажите, какого цвета у вас радужка. А в самом центре радужной оболочки находится специальное отверстие в глазу – зрачок. Именно через него в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому и зрачок у всех людей черного цвета. Под действием света зрачок то сужается, то расширяется благодаря специальным мышцам.

В нашей лаборатории изучают глаза животных, птиц, человека. Посмотрите на картинки и скажите, чьи глаза вы видите.

Давайте поэкспериментируем, что могут наши глаза?

Эксперимент №1

Посмотрите, что стоит ближе к нам пирамидка или машина?

Как вы определили? (посмотрели глазами) Значит, что могут определить глаза?

Вывод: глаза могут определять расстояние.

Эксперимент №2

Найдите и ответьте где большая игрушка, а где маленькая? Какая палочка длиннее? Что ещё могут глаза?

Вывод: глаза могут определять размер.

Эксперимент №3

Что это за геометрическая фигура? А эта?

Вывод: глаза могут определять форму.

Эксперимент №4

Дайте мне синий кубик. А теперь желтый. Как вы узнали, что это синий, желтый кубик? Что могут глаза?

Вывод: глаза могут определять цвет.

Наши глаза надо беречь, а для этого надо знать, что для них хорошо, а что плохо.

Игра с элементами ТРИЗ: «Что для глаз хорошо, что плохо».

Плохо (трогать глаза грязными руками; близко смотреть телевизор; долго сидеть около компьютера; читать лежа, читать при тусклом свете; читать на ходу, читать при свечах). Хорошо (тренировать глаза с помощью физкультминутки; гулять на свежем воздухе; есть витамины; читать при свете, промывать глаза по утрам; вовремя ложиться спать).

Ребята, а ещё для того, чтобы наши глаза хорошо видели и не болели, надо делать специальную гимнастику.

ПРОВОДИТСЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ:

1) Закрыть глаза (3-5 сек) – открыть глаза (повторить 3 – 4 раза) ;

2) Поморгать глазами (10 – 15 сек) ;

Есть специальные стереокартинки для тренировки зрения. Возьмите их и держите вот на таком расстоянии (25см). Смотрите в центр картинки, не напрягая глаз. А теперь попробуйте сфокусировать взгляд, чтобы узнать, что же изображено на вашей картинке. А теперь картинку немного удаляем от себя, потом приближаем. Голову держите прямо.

Чтобы попасть во вторую лабораторию надо пройти по лестнице. Что же здесь изучают?

Есть у зайца на макушки,

У тебя, твоей подружки,

Бывают слушки и не слушки,

Что же это? (ушки)

Да, в этой лаборатории изучают орган слуха – уши (показываю картинку). Сколько у нас ушей?

Дотроньтесь до правого уха, а теперь до левого уха. То, что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находится внутри. В конце прохода находится тоненькая плёночка. Называется она перепонка. Звук ударяется о перепонку и мы его слышим.

Давайте поэкспериментируем. Для этого разделимся на две команды. Одна команда будет слушать, а другая выполнять команды. Произнесите слово СОК. А теперь сложите руки рупором и опять произнесите слово СОК в «рупор». А вы скажите, когда лучше было слышно слово СОК? Когда мы просто говорили или когда мы говорили в «рупор»?

Вывод: Звук лучше слышится через «рупор», так как не рассеивается по всей площади.

Проведём ещё такой эксперимент, как звук доходит до нашего уха.

А) Хлопнем в ладоши – слышим звук «хлоп».

Б) Если ударить по металлофону – слышится другой звук.

В) А вот звук льющейся воды.

Вывод: Звук бежит по воздуху.

Г) Стукнуть в бубен тихо, потом громко.

Вывод: Звук может быть сильнее или слабее

Дидактическая игра "Что внутри?"

В.: У меня есть 3 кубика разного цвета (синего, красного, жёлтого). Вы не можете посмотреть, что внутри, но вы можете услышать. В одном из кубиков лежат монетки, в другом насыпан песок, в третьем лежит фасоль. Определите, что лежит внутри каждого кубика. Заполните таблички - напротив картинки нарисуйте кружок того цвета кубика, в котором этот наполнитель лежит.

Например: вы считаете, что монеты лежат в красном кубике, значит, напротив монет нарисуйте красный кружок. Посмотрим, кто быстрее справиться с этим заданием?

Ребята, а как вы думаете, какие правила надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели?

(Уши надо чистить специальными ватными палочками, нельзя ковырять в ушах острыми предметами, нельзя заталкивать в уши мелкие предметы, нельзя кричать на ухо, надо в холод одевать шапку) .

Отправляемся в следующую лабораторию через тоннель. Что же здесь изучают? Посмотрите на картинки и ответьте на мой вопрос (картинки с носами птиц, животных, человека). Здесь изучают орган обоняния.

Посмотрите все друг на друга - одинаковые ли у вас носы? (похожие, но все-таки у всех разные)

Сейчас мы с помощью эксперимента определим, зачем нам нос.

Зажмите нос пальцами. Мы можем дышать?

Вывод: Нос нужен для дыхания. Можно дышать ртом, но это неудобно и вредно для дыхания. Стенки внутри носа покрыты маленькими ресничками. Когда мы вдыхаем воздух, в нос попадают пылинки и прилипают к ресничкам, а когда выдыхаем -пылинки вылетают наружу.

И ещё пока холодный воздух проходит по носу – он нагревается и попадает в организм тёплый.

Ребята, здесь у меня в баночках что–то спрятано. Сумеете ли вы с закрытыми глазами узнать, что там находится?

Дидактическая игра «Узнай по запаху».

Описание игры: детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что лежит в баночках (гвоздика, корица, ваниль, мята).

Вывод: носом мы чувствуем запахи.

Молодцы, справились с заданием.

Как же мы можем беречь наш нос? Давайте вспомним правила.

Дети называют, воспитатель подводит итоги

1. Дышать надо носом, а не ртом.

2. Регулярно проветривать комнату, вытирать пыль, мыть пол (чтобы меньше пыли попадало в нос)

3. Не ковырять в носу пальцем. (Объяснить, почему)

4. Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.

5. При насморке нельзя сильно сморкаться.

6. Нельзя пользоваться чужим носовым платком.

Отправляемся дальше. А что здесь изучают, вы догадаетесь, отгадав загадку.

Всегда во рту,

А не проглотишь. (язык)

Да, в этой лаборатории изучают именно этот орган вкуса – язык (показ иллюстрации).

- Ребята, а знаете ли вы, что поверхность языка имеет определённые участки, которые воспринимают разный вкус. Посмотрите: середина языка узнаёт всё горькое, боковые передние края – солёный вкус, боковые задние – кислый, кончик языка отвечает за сладкое.

Так для чего человеку язык?

Эксперимент№1

Определяем вкус воды (сладкая, кислая, солёная, горькая).

Вывод: Мы можем определить на вкус жидкость.

А теперь поиграем в Дидактическую игру «Угадай на вкус».

Закройте глаза и скажите какой фрукт я положила вам в рот (банан, яблоко, апельсин)

Молодцы, справились с заданием.

Вывод: Язык помогает определить, что это за пища. Даже когда мы ее не видим.

Скажите, что нельзя пробовать на вкус? (лекарство, мыло, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты).

Чтобы попасть еще в одну комнату лаборатории надо пройти по узкому коридору.

Мы в нее зимой и летом

С головы до ног одеты,

Даже на ночь снять не можем,

Потому что это… (кожа)

Здесь изучают орган осязания - кожу. За осязание отвечает самый большой орган нашего организма – кожа. В коже находятся рецепторы, которые воспринимают давление, боль, тепло и холод.

Что мы можем чувствовать кожей? (холод, тепло, твердое и мягкое, гладкое и шершавое, боль).

Для чего нужна кожа? (Защищает наше тело от перегревания и от переохлаждения, от микробов, от ударов, от ожогов).

Игра «Узнай на ощупь»

Заданье простое,

Глаза закрывай,

Пощупай руками

И что в них – узнай.

Дидактическая игра «Тактильное лото».

Дети на ощупь определяют, что находится на тарелочках, накрытых салфетками, предварительно ощупав крупы и бобовые (рис, манка, фасоль, горох, гречка).

Молодцы, всё сделали правильно!

При помощи чего мы смогли выполнить это задание.

Наша лаборатория это лаборатория чудес, потому, что каждый орган-это чудо подаренное нам. Только благодаря органу слуха- ушам мы можем слышать эту чудесную музыку (звучит музыка). Благодаря органу обоняния - носу мы можем ощущать этот аромат (распылить духи) Благодаря органу зрения - глазам вы видите эту красоту (фейерверк из конфети и шариков). Благодаря органу осязания - коже мы можем потрогать и с помощью органа вкуса ощутить наслаждение, когда попробуем эти замечательные ароматные фрукты.

Публикации по теме:

Конспект занятия в младшей группе «Наши помощники — органы чувств» Тема «Наши помощники – органы чувств» Цель: 1. Познакомить детей с органами чувств человека, через познавательно – исследовательную деятельность.

Дидактическая игра с элементами ТРИЗ для детей старшей группы «Наши помощники. Органы чувств» Наши помощники (органы чувств) В комплект игры входят пять больших элементов с символами анализаторов, к каждому символу-анализатору прилагается.

Конспект интегрированной деятельности в подготовительной группе «Органы чувств» Тема: «Органы чувств» Программное содержание: • Расширять знания детей о различных средствах и способах познания окружающего мира, дать.

Конспект познавательно-речевого занятия в старшей группе на тему «Органы чувств. Живая кукла» Конспект познавательно-речевого занятия в старшей группе на тему "Органы чувств. Живая кукла"Тема НОД: Органы чувств - «Живая кукла» Возрастная.

Опытно-экспериментальная деятельность по формированию основ здорового образа жизни «Наши помощники — органы чувств» Наши помощники – органы чувств Цель: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований, здоровьесберегающее.

НОД по физическому развитию «Наши помощники-органы чувств» (вторая младшая группа)НОД по физическому развитию «Наши помощники-органы чувств» (вторая младшая группа) Цель: Закреплять умение ориентироваться в схеме собственного тела; соотносить предмет с его словесным обозначением. Задачи: 1. Закреплять.

Конспект НОД «Наши помощники — органы чувств» (старшая группа) Цель: Закрепить знания детей об органах чувств. Задачи: Образовательные: - активизировать словарь по теме «Органы чувств»; - способствовать.

Анализ открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Наши помощники — органы чувств» Я, ---, воспитатель МБДОУ Д/с № присутствовала на занятии у Волченко Светланы Викторовны воспитателя МБДОУ Д/с № 31, 18.03.2014г.

Проект «Наши помощники — органы чувств» Авторы проекта: Колоскова Т. Н. Тип проекта. По доминирующей в проекте деятельности: информационный, практико – ориентированный, игровой.

Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Органы чувств — глаза» Конспект занятия по валеологии Группа: старшая Тема: «Органы чувств – глаза» Ход занятия: загадка Два Егорки Живут дружно, А на друг друга.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия в подготовительной коррекционной группе «Наши помощники — органы чувств»
Опубликовано: 24 февраля 2016 в 09:53
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 февраля. День весеннего оформления интерьеров на МААМ

Весна – не просто одно из четырёх времен года. Это – новая жизнь. Это волшебная пора, когда оживает вся природа, с каждым днём всё сильнее пригревает ласковое солнце, щебечут радостно птицы на ветках, всё...

29 февраля. Праздник Бабы-Яги и Кощея Бессмертного на МААМ

Без этих отрицательных персонажей русские народные сказки не были бы...

Дидактическое пособие «Тактильно-звуковые дорожки»
Дидактическое пособие "Тактильно-звуковые дорожки" Данное дидактическое пособие предназначено, для индивидуальной работы или работы с парой детей над...
Конспект занятия по пластилинографии «Весенние цветы» в старшей группе
 Цель: Развитие творческих способностей посредством пластилинографии. Задачи: Учить детей выполнять задания самостоятельно, опираясь на...
Фотоотчет о творческих работах детей ко Дню защитника Отечества
Уважаемые коллеги и дорогие друзья, доброе время суток! Тема «Защитники Отечества» особенно актуальна в наше время. Знакомя воспитанников с историей...