Лучший педагог года

Конспект комплексного занятия в подготовительной коррекционной группе «Наши помощники — органы чувств»

Ольга Кутковая
Конспект комплексного занятия в подготовительной коррекционной группе «Наши помощники — органы чувств»

Ольга Кутковая

Познание

Конспект комплексного занятия в подготовительной коррекционной группе

«Наши помощники – органы чувств».

Публикация «Конспект комплексного занятия в подготовительной коррекционной группе „Наши помощники — органы чувств“» размещена в разделах

Цель: Обобщить имеющиеся знания у детей о функции органов чувств, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные. Развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие Развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями “орган слуха, орган зрения, орган осязания, орган вкуса, орган обоняния”. Закреплять гигиенические навыки, умение бережно относиться к органам чувств. Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать, воспитывать потребность быть здоровыми, желание соблюдать правила личной гигиены, заботиться о своем организме.

ХОД

группе). Сегодня мы с вами отправимся в лабораторию. Как вы думаете, зачем людям нужны лаборатории? (Проводить опыты, ставить различные эксперименты, что-то исследовать, изучать, открывать новое, неизведанное).

В лабораториях обычно надевают халаты. Мы тоже их наденем, прикрепим бейджики и зайдем в лабораторию. (На двери музыкального зала висит табличка "Лаборатория по изучению органов чувств"). Вот мы и в лаборатории. Посмотрите, как много гостей ученых ожидает нас. Давайте поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им здоровья. (Дети разными словами приветствуют гостей). В нашей лаборатории изучают органы чувств. А что это такое? Сейчас мы узнаем.

Чтобы узнать, что изучают в первой лаборатории, вы должны отгадать загадку :

Видеть папу, видеть маму,

Видеть небо и леса,

Помогают нам (глаза).

Да ребята, это глаза (показываю иллюстрацию с изображением глаз, наш - важный орган зрения. Сколько их?

Рассказ воспитателя:

Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях – глазницах. Закрывает этот «дом» специальная «дверца» под названием – веко. Потечет со лба пот – его остановит «изгородь» из бровей. Ветер понесет в лицо пыль – ее задержат реснички. А если пылинки и сядут на глаз, то его «слизнет» мигающее веко, так как с внутренней стороны веки влажные. Их работа похожа на работу стеклоочистителей («дворников») на переднем стекле автомобиля. А если перед глазами появится опасность, веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся.

На лице видна только небольшая передняя часть глаза. Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Снаружи нам видны белковая и радужная оболочки. Радужная оболочка у разных людей может быть разного цвета. Посмотрите друг на друга и скажите, какого цвета у вас радужка. А в самом центре радужной оболочки находится специальное отверстие в глазу – зрачок. Именно через него в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому и зрачок у всех людей черного цвета. Под действием света зрачок то сужается, то расширяется благодаря специальным мышцам.

В нашей лаборатории изучают глаза животных, птиц, человека. Посмотрите на картинки и скажите, чьи глаза вы видите.

Давайте поэкспериментируем, что могут наши глаза?

Эксперимент №1

Посмотрите, что стоит ближе к нам пирамидка или машина?

Как вы определили? (посмотрели глазами) Значит, что могут определить глаза?

Вывод: глаза могут определять расстояние.

Эксперимент №2

Найдите и ответьте где большая игрушка, а где маленькая? Какая палочка длиннее? Что ещё могут глаза?

Вывод: глаза могут определять размер.

Эксперимент №3

Что это за геометрическая фигура? А эта?

Вывод: глаза могут определять форму.

Эксперимент №4

Дайте мне синий кубик. А теперь желтый. Как вы узнали, что это синий, желтый кубик? Что могут глаза?

Вывод: глаза могут определять цвет.

Наши глаза надо беречь, а для этого надо знать, что для них хорошо, а что плохо.

Игра с элементами ТРИЗ: «Что для глаз хорошо, что плохо».

Плохо (трогать глаза грязными руками; близко смотреть телевизор; долго сидеть около компьютера; читать лежа, читать при тусклом свете; читать на ходу, читать при свечах). Хорошо (тренировать глаза с помощью физкультминутки; гулять на свежем воздухе; есть витамины; читать при свете, промывать глаза по утрам; вовремя ложиться спать).

Ребята, а ещё для того, чтобы наши глаза хорошо видели и не болели, надо делать специальную гимнастику.

ПРОВОДИТСЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ:

1) Закрыть глаза (3-5 сек) – открыть глаза (повторить 3 – 4 раза) ;

2) Поморгать глазами (10 – 15 сек) ;

Есть специальные стереокартинки для тренировки зрения. Возьмите их и держите вот на таком расстоянии (25см). Смотрите в центр картинки, не напрягая глаз. А теперь попробуйте сфокусировать взгляд, чтобы узнать, что же изображено на вашей картинке. А теперь картинку немного удаляем от себя, потом приближаем. Голову держите прямо.

Чтобы попасть во вторую лабораторию надо пройти по лестнице. Что же здесь изучают?

Есть у зайца на макушки,

У тебя, твоей подружки,

Бывают слушки и не слушки,

Что же это? (ушки)

Да, в этой лаборатории изучают орган слуха – уши (показываю картинку). Сколько у нас ушей?

Дотроньтесь до правого уха, а теперь до левого уха. То, что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находится внутри. В конце прохода находится тоненькая плёночка. Называется она перепонка. Звук ударяется о перепонку и мы его слышим.

Давайте поэкспериментируем. Для этого разделимся на две команды. Одна команда будет слушать, а другая выполнять команды. Произнесите слово СОК. А теперь сложите руки рупором и опять произнесите слово СОК в «рупор». А вы скажите, когда лучше было слышно слово СОК? Когда мы просто говорили или когда мы говорили в «рупор»?

Вывод: Звук лучше слышится через «рупор», так как не рассеивается по всей площади.

Проведём ещё такой эксперимент, как звук доходит до нашего уха.

А) Хлопнем в ладоши – слышим звук «хлоп».

Б) Если ударить по металлофону – слышится другой звук.

В) А вот звук льющейся воды.

Вывод: Звук бежит по воздуху.

Г) Стукнуть в бубен тихо, потом громко.

Вывод: Звук может быть сильнее или слабее

Дидактическая игра "Что внутри?"

В. : У меня есть 3 кубика разного цвета (синего, красного, жёлтого). Вы не можете посмотреть, что внутри, но вы можете услышать. В одном из кубиков лежат монетки, в другом насыпан песок, в третьем лежит фасоль. Определите, что лежит внутри каждого кубика. Заполните таблички - напротив картинки нарисуйте кружок того цвета кубика, в котором этот наполнитель лежит.

Например: вы считаете, что монеты лежат в красном кубике, значит, напротив монет нарисуйте красный кружок. Посмотрим, кто быстрее справиться с этим заданием?

Ребята, а как вы думаете, какие правила надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели?

(Уши надо чистить специальными ватными палочками, нельзя ковырять в ушах острыми предметами, нельзя заталкивать в уши мелкие предметы, нельзя кричать на ухо, надо в холод одевать шапку) .

Отправляемся в следующую лабораторию через тоннель. Что же здесь изучают? Посмотрите на картинки и ответьте на мой вопрос (картинки с носами птиц, животных, человека). Здесь изучают орган обоняния.

Посмотрите все друг на друга - одинаковые ли у вас носы? (похожие, но все-таки у всех разные)

Сейчас мы с помощью эксперимента определим, зачем нам нос.

Зажмите нос пальцами. Мы можем дышать?

Вывод: Нос нужен для дыхания. Можно дышать ртом, но это неудобно и вредно для дыхания. Стенки внутри носа покрыты маленькими ресничками. Когда мы вдыхаем воздух, в нос попадают пылинки и прилипают к ресничкам, а когда выдыхаем -пылинки вылетают наружу.

И ещё пока холодный воздух проходит по носу – он нагревается и попадает в организм тёплый.

Ребята, здесь у меня в баночках что–то спрятано. Сумеете ли вы с закрытыми глазами узнать, что там находится?

Дидактическая игра «Узнай по запаху».

Описание игры: детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что лежит в баночках (гвоздика, корица, ваниль, мята).

Вывод: носом мы чувствуем запахи.

Молодцы, справились с заданием.

Как же мы можем беречь наш нос? Давайте вспомним правила.

Дети называют, воспитатель подводит итоги

1. Дышать надо носом, а не ртом.

2. Регулярно проветривать комнату, вытирать пыль, мыть пол (чтобы меньше пыли попадало в нос)

3. Не ковырять в носу пальцем. (Объяснить, почему)

4. Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.

5. При насморке нельзя сильно сморкаться.

6. Нельзя пользоваться чужим носовым платком.

Отправляемся дальше. А что здесь изучают, вы догадаетесь, отгадав загадку.

Всегда во рту,

А не проглотишь. (язык)

Да, в этой лаборатории изучают именно этот орган вкуса – язык (показ иллюстрации).

- Ребята, а знаете ли вы, что поверхность языка имеет определённые участки, которые воспринимают разный вкус. Посмотрите: середина языка узнаёт всё горькое, боковые передние края – солёный вкус, боковые задние – кислый, кончик языка отвечает за сладкое.

Так для чего человеку язык?

Эксперимент№1

Определяем вкус воды (сладкая, кислая, солёная, горькая).

Вывод: Мы можем определить на вкус жидкость.

А теперь поиграем в Дидактическую игру «Угадай на вкус».

Закройте глаза и скажите какой фрукт я положила вам в рот (банан, яблоко, апельсин)

Молодцы, справились с заданием.

Вывод: Язык помогает определить, что это за пища. Даже когда мы ее не видим.

Скажите, что нельзя пробовать на вкус? (лекарство, мыло, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты).

Чтобы попасть еще в одну комнату лаборатории надо пройти по узкому коридору.

Мы в нее зимой и летом

С головы до ног одеты,

Даже на ночь снять не можем,

Потому что это… (кожа)

Здесь изучают орган осязания - кожу. За осязание отвечает самый большой орган нашего организма – кожа. В коже находятся рецепторы, которые воспринимают давление, боль, тепло и холод.

Что мы можем чувствовать кожей? (холод, тепло, твердое и мягкое, гладкое и шершавое, боль).

Для чего нужна кожа? (Защищает наше тело от перегревания и от переохлаждения, от микробов, от ударов, от ожогов).

Игра «Узнай на ощупь»

Заданье простое,

Глаза закрывай,

Пощупай руками

И что в них – узнай.

Дидактическая игра «Тактильное лото».

Дети на ощупь определяют, что находится на тарелочках, накрытых салфетками, предварительно ощупав крупы и бобовые (рис, манка, фасоль, горох, гречка).

Молодцы, всё сделали правильно!

При помощи чего мы смогли выполнить это задание.

Наша лаборатория это лаборатория чудес, потому, что каждый орган-это чудо подаренное нам. Только благодаря органу слуха- ушам мы можем слышать эту чудесную музыку (звучит музыка). Благодаря органу обоняния - носу мы можем ощущать этот аромат (распылить духи) Благодаря органу зрения - глазам вы видите эту красоту (фейерверк из конфети и шариков). Благодаря органу осязания - коже мы можем потрогать и с помощью органа вкуса ощутить наслаждение, когда попробуем эти замечательные ароматные фрукты.

Публикации по теме:

Конспект занятия в младшей группе «Наши помощники — органы чувств» Тема «Наши помощники – органы чувств» Цель: 1. Познакомить детей с органами чувств человека, через познавательно – исследовательную деятельность.

Дидактическая игра с элементами ТРИЗ для детей старшей группы «Наши помощники. Органы чувств» Наши помощники (органы чувств) В комплект игры входят пять больших элементов с символами анализаторов, к каждому символу-анализатору прилагается.

Конспект интегрированной деятельности в подготовительной группе «Органы чувств» Тема: «Органы чувств» Программное содержание: • Расширять знания детей о различных средствах и способах познания окружающего мира, дать.

Конспект познавательно-речевого занятия в старшей группе на тему «Органы чувств. Живая кукла» Конспект познавательно-речевого занятия в старшей группе на тему "Органы чувств. Живая кукла"Тема НОД: Органы чувств - «Живая кукла» Возрастная.

Опытно-экспериментальная деятельность по формированию основ здорового образа жизни «Наши помощники — органы чувств» Наши помощники – органы чувств Цель: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований, здоровьесберегающее.

НОД по физическому развитию «Наши помощники-органы чувств» (вторая младшая группа)НОД по физическому развитию «Наши помощники-органы чувств» (вторая младшая группа) Цель: Закреплять умение ориентироваться в схеме собственного тела; соотносить предмет с его словесным обозначением. Задачи: 1. Закреплять.

Конспект НОД «Наши помощники — органы чувств» (старшая группа) Цель: Закрепить знания детей об органах чувств. Задачи: Образовательные: - активизировать словарь по теме «Органы чувств»; - способствовать.

Анализ открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Наши помощники — органы чувств» Я, ---, воспитатель МБДОУ Д/с № присутствовала на занятии у Волченко Светланы Викторовны воспитателя МБДОУ Д/с № 31, 18.03.2014г.

Проект «Наши помощники — органы чувств» Авторы проекта: Колоскова Т. Н. Тип проекта. По доминирующей в проекте деятельности: информационный, практико – ориентированный, игровой.

Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Органы чувств — глаза» Конспект занятия по валеологии Группа: старшая Тема: «Органы чувств – глаза» Ход занятия: загадка Два Егорки Живут дружно, А на друг друга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия в подготовительной коррекционной группе «Наши помощники — органы чувств»
Опубликовано: 24 февраля 2016 в 09:53
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД