Елена Манзырева
Конспект комплексной художественно-эстетической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Картинки с выставки».
Воспитатель по художественному труду : Шумилова Ольга Борисовна,
Музыкальный руководитель: Манзырева Елена Александровна.
Задачи:
• Формировать навыки детей в различных видах музыкальной деятельности : слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения.
• Активизировать словарный запас детей: музыка тревожная, легкая, печальная, озорная и др.
• Вызвать интерес к произведениям искусства, учить детей видеть красоту окружающего мира.
Публикация «Конспект комплексной художественно-эстетической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
• Расширять кругозор детей: познакомить с тёплыми цветами в произведениях художников и композиторов.
• Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя при этом освоенные технические приёмы.
• Воспитывать интерес к произведениям композиторов, художников, поэтов.
Формы и методы:
- наглядно – слуховой;
- наглядный;
- выразительного показа (исполнение песни, элементов танца идр.)
- игровой.
Предварительная работа: дидактические игры, слушание музыкального произведения «Баба Яга» П. И. Чайковского, раскрашивание картинок в книжках – раскрасках, чтение художественной литературы с иллюстрациями (Сутеева, Чарушина, Васнецова, Конашевича и др.)
Оборудование и материалы: мультимедиа, стулья по количеству детей, акварельные карандаши,
Ход занятия.
Дети под музыку входят в зал.
Муз. Рук. : Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами окажемся в самом сказочном царстве, где музыка и цвет помогают художникам и композиторам создавать образ героев, передавать их характер и настроение.
А пойдём мы туда по «Музыкальной дорожке».
Дружно за руки возьмемся, по дорожке мы пройдемся. идут по залу змейкой
Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка. выполняют хороводный шаг
По дорожке мы пойдем и притопывать начнем. идут дробным шагом
Ровно держим спинку, прямо как тростинку!
А сейчас мы поспешим, на носочках побежим. легкий бег на носочках.
А теперь легко, как мячик, мы поскоками поскачем. выполняют поскоки.
Вновь шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка. выполняют хороводный шаг.
А теперь дружно стой, мы уже пришли с тобой! дети останавливаются, образуя круг.
Муз. рук. : Кажется, ребята, мы заблудились! Давайте послушаем музыку, она нам подскажет, кто тут колдует и сбивает нас с пути! («Баба Яга» П. И. Чайковского)
Дети: Это Баба Яга!
Муз. рук. : Верно (на экране появляется картинка).
Одиноко Бабке Ёжке. Рядом с ней – сова да кошки,
И не радуют её даже курьи ножки.
Все боятся с нею встреч, не хотят садиться в печь.
Призадумалась бабуля, чем гостей завлечь?
Не водиться бы ей с чёртом, а заняться бы ей спортом,
И соседей пригласить выпить чаю с тортом.
И тогда бы у дорожки заплясали курьи ножки,
Подпевали бы гостям и сова, и кошки.
Давайте, ребята, мы для неё весёлую песню споём, может, подобреет Баба Яга и пропустит нас в сказочное царство?
Песня А. Абелян «Я умею рисовать». На экране появляется сказочный дворец…
Муз. рук. : Ура! Мы попали в царство музыки и цвета! (дети садятся на стулья перед экраном).
Кто же живёт в этом царстве? (ответы детей) Ну, конечно, мультфильмы! Садитесь поудобнее и смотрите.
Просмотр мультфильма «Картинки с выставки» с одноименным произведением Модеста Петровича Мусоргского. (сначала «Баба Яга»)
Ребята, скажите, какое у вас было настроение, пока девочка ходила по лесу? (тревожное, было страшно, а почему? (ответы детей). А что вы почувствовали, когда девочка вышла из леса? (ответы детей, почему? (ответы детей). Вы все поняли, о чём мультфильм? (ответы детей, а ведь герои не сказали ни слова, вы слышали только музыку и видели действия героев. Вот каким удивительным образом может музыка передать настроение, и как художники – мультипликаторы представили и нарисовали сюжет мультфильма, когда услышали произведение М. П. Мусоргского «Картинки с выставки».
Воспит. По худ. труду. : Для того, чтобы передать настроение, художники используют различную цветовую гамму. Если настроение мрачное, тревожное, то цвета будут преобладать холодные, тёмные. Ребята, а какой цвет самый тёплый, самый солнечный (ответы детей). Какое настроение будет у нас, если мы увидим картину, написанную в тёплой солнечной цветовой гамме? А вот какое стихотворение сочинил поэт о жё лтом цвете:
«Жёлтый цвет» В. Черняева
Жёлтый – самый яркий цвет! Словно солнце, первоцвет!
Ярко жёлтая кувшинка, а в ромашке – серединка,
А у курочки – наседки, будто одуванчик, детки.
Что или кто может быть такого цвета? (ответы детей).
Просмотр презентации «Жёлтый самый тёплый цвет» (в презентации подобраны репродукции картин художников, которые изобразили цыплят, живопись и книжная графика) с комментариями.
А теперь мы досмотрим наш мультфильм «Картинки с выставки» и послушаем «Балет невылупившихся птенцов» Мадеста Петровича Мусоргского.
Муз. рук. : Вы улыбались, а некоторые даже смеялись, когда смотрели, как вылупляются и танцуют цыплятки! А почему вам было весело? (ответы детей). Птенцы маленькие, смешные, неловкие, они постоянно двигаются, стараясь освободиться от скорлупок, как будто танцуют. А теперь вы не ребятки, а весёлые цыплятки! Давайте подвигаемся под музыку, как цыплятки.
Импровизация детей под музыку «Балет невылупившихся птенцов» Мусоргского.
Воспит. По худ. Труду: Ребята, я покажу вам, какими мы можем воспользоваться приёмами, чтобы нарисовать птенчиков. (показ приёмов с комментариями). А теперь пройдите за столы и сами попробуйте нарисовать пушистых цыплят. У кого-то он уже научился танцевать, у кого-то только вылупился, придумайте своего цыплёнка.
Практическая деятельность детей на фоне спокойной музыки.
Задание: Выполнить рисунок на заданную тему акварельными карандашами.
Итог занятия. Вносится курочка и зовёт своих цыплят.
Воспи. По худ. труду. (от имени курочки) : Какие у меня детки хорошенькие, пушистенькие, жёлтенькие, солнышки вы мои чудесные, как я вас люблю!
Прикрепить работы детей в специально отведённом для выставок месте. Выставка «Птичий двор».
Муз. Рук. : Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в сказочное царство музыки и цвета. Что же нового мы узнали о музыке? (ответы детей, о цвете? (ответы детей). Там таится ещё очень много интересного, но о нём мы узнаем в следующий раз. А теперь нам пора возвращаться. Предлагаю полететь на самолёте! Под музыку дети выходят из зала