Лидия Голубева
Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста «Ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема непосредственно образовательной деятельности : «Ярмарка».
Образовательная область : «Художественно - эстетическое развитие». Лепка.
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Программное содержание:
Способствовать развитию умения детей работать в нетрадиционной технике лепки – пластилинографии (рисование пластилином, использовать его свойства при расплющивании, создавая изображение в полу объеме.
Публикация «Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста „Ярмарка“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Добиваться выразительности в исполнении грозди рябины.
Расширять представления о традициях и обычаях русского народа.
Развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движением, чувство ритма, выразительность речи, умение употреблять приставочные глаголы.
Способствовать развитию танцевально-игрового творчества.
Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной деятельности, заботливое и бережное отношение к живой природе, любовь к русскому народному творчеству.
Предполагаемый результат:
Используют приемы расплющивания при создании изображения в полу объеме.
Лепят гроздь рябины, используя усвоенные ранее, приемы лепки.
Передают в лепке выразительность образа грозди рябины, через более точную передачу формы, цвета и использование дополнительного материала.
Проявляют интерес к традициям и обычаям русского народа.
Движения общей и мелкой моторики, в сочетании с речью, становятся более согласованными и координированными, речь эмоциональной и выразительной. Употребляют в речи приставочные глаголы.
Могут ритмично двигаться, в соответствии с характером и динамикой музыки. Стараются выполнить движения и петь без напряжения, в сопровождении музыкальных инструментов. Эмоционально реагируют на характер музыки.
Проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, заботливое бережное отношение к живой природе, интерес к русскому народному творчеству.
Материал:
Картина с изображением поздней осени.
Мольберт.
На каждого ребенка: листы картона овальной формы (5х10) пластилин, доска для лепки, стека, тарелочки с дополнительным материалом.
Электронная презентация «Ярмарка».
Письмо.
Изображение свиристели, выполненное в технике пластилинографии.
Аудиозаписи: «Голоса птиц», «Музыка Игоря Крутого».
Ноутбук, проектор, магнитофон.
Зал оформлен в стиле ярмарки.
Пять столов: на первом «продаются» поделки из бумаги, на втором – предметы народно-прикладного искусства, на третьем – угощение, сладости, самовар, на четвертом – музыкальные инструменты, на пятом - картины, сделанные руками детей и родителей.
Костюмы: Петрушки, Иванушки.
Корзина с игрушками для инсценировки (курочка, уточка, барашек, коровушка).
Мягкие модули.
Игрушечный руль для машины.
Предварительная работа:
Беседа на тему «Русские национальные праздники и традиции».
Знакомство с техникой пластилинографии (рисование пластилином).
Лепка на тему «Ягоды смородины».
Рисование на тему «Ветка рябины» в нетрадиционной технике – рисование пальчиками.
Целевая прогулка «В гости к рябинке», рассказ воспитателя о рябине, рассматривание грозди рябины.
Чтение стихотворений «Зеленый друг» С. Завьялов, «Зарумянились рябинки» К. Найденов, «Что там за ягода алеет?» Н. Шумов.
Чтение и обсуждение рассказов М. Пришвин «Разговор деревьев», «Осенние листики».
Д/и «Подбери пару», «Что за ягодка?», «Кисти и грозди ягод».
Физкультминутки «Рябинка», пальчиковая гимнастика «Раз рябинка, два рябинка!»
Ход деятельности:
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
(Рассказ воспитателя с использованием электронной презентации и аудиозаписи русской народной музыки.)
Воспитатель: С давних времен у русского народа был обычай устраивать веселые, шумные ярмарки с танцами, песнями, шутками и забавами. На ярмарку народ собирался из разных городов и деревень. И чего там только не было! Расписная посуда, ткани, книги, игрушки, разные сладости, картины и многое другое. Все это люди делали своими руками и продавали на ярмарке.
Воспитатель: Я тоже начала делать картину, но не закончила ее, и если вы мне поможете, то мы вместе отправимся на ярмарку. Вы согласны помочь?
Дети: Да.
Воспитатель: Какое время года изображено на картине?
Дети: Поздняя осень.
Воспитатель: Как вы узнали, что это поздняя осень?
Дети: Травка повяла, пожелтела, солнышка не видно, деревья стоят без листьев.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все вы подметили. Кто из вас догадается, какое дерево я слепила на картине?
(Не называют).
Воспитатель: Назовите деревья, которые вы знаете.
Дети: Береза, дуб, осина и т. д.
Воспитатель: Хорошо, я вам подскажу, загадаю загадку и. если вы отгадаете, то узнаете, как называется это дерево.
«Осень в сад к нам пришла
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют». (Рябина)
Воспитатель: Хотите превратиться в рябинку?
Дети: Да.
Воспитатель: Вставайте, поиграем.
Динамическая пауза «Рябинки»
«На холме стоит рябина
Держит ровно, прямо спину.
(потягивание рук вверх)
Ей непросто жить на свете –
Ветер крутит, ветер вертит.
(вращение туловища вправо-влево)
Но рябинка только гнется,
Не печалится – смеется.
(наклоны в сторону)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую.
(машут руками, изображая ветер)
Воспитатель: Дети, пока мы с вами играли, на рябинку села птичка. У нее что-то в клюве. Письмо ребятам группы «Аленький цветочек». Давайте прочитаем его: «Облетел я целый свет, но нигде рябины нет. Без ягод мы пропадем. Спасите нас, пожалуйста!»
Как же им помочь?
Дети: Слепить ягоды и украсить рябину.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Мы будем лепить гроздь рябины. На чем крепятся ягодки?
Дети: На веточках.
Воспитатель: Правильно, на тонких веточках, собранных в кисть.
(Предлагаю детям опустить свою кисть руки вниз пальчиками и посмотреть, как пальчики крепятся к ладошке, сравнить с кистью рябины).
Воспитатель: Чтобы получились тонкие веточки у кисти, мы отщипываем маленькие кусочки пластилина и скатываем из них тонкие столбики, прикладываем их на основу и прижимаем, формируя кисть.
У вас получиться вот такая кисть. (Показ готового образца).
На ягодку мы отщипнем кусочек побольше, скатаем его между пальчиками в шарик, прижимаем к основе и расплющиваем. Так каждую ягодку.
(Показ ребенком).
Воспитатель: Что вы будете делать сначала, что потом?
Дети: Сначала слепим кисть, потом ягоды.
Воспитатель: А «глазки» у ягодки можно сделать из любого материала, который лежит у вас на тарелочках.
Когда грозди рябинки у вас будут готовы, вы наклеите их на картину.
(Включаю музыку, дети приступают к выполнению задания).
РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ ДЕТЕЙ
В ходе работы слежу за посадкой детей. Напоминаю, что ягодки плотно прилегают друг к другу. При необходимости, показываю приемы расплющивания пластилина на основе, скатывания в шарик.
Поощряю самостоятельность, старательность.
Советую, как лучше разместить гроздья рябины на дереве.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
(Звучит аудиозапись голоса свиристели).
Воспитатель: Ребята, вы что-нибудь слышите?
Дети: Да, птичка поет.
(Обращаю внимание на картину).
Воспитатель: Посмотрите на картину, что изменилось, чему птичка радуется?
Дети: На рябине появилось много ягод.
Воспитатель: Правильно, на рябине появились целые гроздья ягод. Какие они?
Дети: Гроздья рябины на солнце горят,
Радуют гроздья ребят и зверят.
Воспитатель: Как вы думаете, выполнили мы просьбу птичек?
Дети: Да.
Воспитатель: Ягод хватит всем – и птицам, и зверям на всю зиму. Да и рябинку украсили. А какую замечательную картину сделали мы все вместе! С такой картиной не стыдно и на ярмарку отправиться.
(В зал входит Петрушка, в руках у него руль).
Воспитатель: Здравствуй, Петрушка, ты куда спешишь?
Я еду на ярмарку.
Воспитатель: Мы тоже собрались на ярмарку, поедем вместе!
Петрушка: Поехали!
Логоритмическ. гимнастика «Мы едем, едем, едем»
(Проводит Петрушка (логопед). Дети встают друг за другом за Петрушкой, неспешным шагом двигаются, проговаривая слова).
«Мы едем, едем, едем, (движение прямолинейно)
К дорожке подъедем (остановка около дорожки).
Подъедем, подъедем,
По дорожке проедем (движение по дорожке).
Проедем, проедем
И дальше поедем (движение прямолинейно).
Поедем, поедем
И домик объедем (огибают домик).
Объедем, объедем,
И дальше поедем (движение прямолинейно).
Поедем, поедем
И до ворот доедем (остановка около ворот).
Доедем, доедем,
И в ворота въедем (движение через ворота).
Въедем, въедем,
На ярмарку приедем (остановка на «ярмарке»).
Воспитатель:
У дядюшки Якова товару всякого.
Тары – бара – растабары,
Расторговывают товары!
1 продавец:
Наш товар не хуже другого!
Скорее поспешай и нас не забывай!
2 продавец:
Подходи в музыкальный ларек!
Есть балалайки, гармошки и дудки.
Торгуем на ярмарке целые сутки!
Инструменты покупай,
А за это пальчиками поиграй.
Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики артисты»
(Петрушка (логопед) проводит пальчиковую гимнастику)
«Наши пальчики артисты: (сжимают и разжимают поочередно в кулачок правую и левую руки).
Пианисты, гармонисты,
Скрипачи и трубачи
Гитаристы, баянисты - (имитируют игру на названных музыкальных инструментах)
Все хорошие артисты (соединяют поочередно пальчики правой и левой руки, начиная с большого).
Музыканты – хоть куда! (вытягивают правую руку с выставленным вверх большим пальцем).
Веселят народ всегда (сомкнутыми большим и указательным пальцами правой и левой руки «рисуют» от середины губ улыбку.)
(Дети берут музыкальные инструменты).
(Появляется Иванушка)
Воспитатель:
Ваня-Ваня простота
Купил лошадь без хвоста!
Ребята, вы хотите узнать, что купил Ваня на ярмарке? Может быть, спросим его?
Инсценировка русской народной песни «Где был Иванушка?»
Воспитатель: Ну, а ты, Петрушка, что купил?
(Показывает)
Петрушка: Я купил себе вот эту замечательную картину
И повешу ее у себя дома на стену.
Воспитатель: Вот видите, ребята, не зря мы старались. И Петрушке наша картина очень понравилась.
Мы сегодня на веселой ярмарке побывали,
На других посмотрели и себя показали.
Но все к концу приближается
И ярмарка закрывается.
Шутки, прибаутки, веселье.
У меня есть сладкое угощение –
Конфеты медовые и очень даже леденцовые.
Купил леденец, тут и ярмарке конец!