Получи документы

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мы — исследователи»

Анна Саркисян
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мы — исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Развить познавательный интерес к неживой природе

Задачи:

Познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, и делать выводы.

Учить рассказывать о свойствах песка и глины с помощью мнемосхем.

Дать детям знания об образовании песка и глины в природе.

Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, посуда, игрушки).

Предложить вылепить посуду из глины.

Ход занятия.

1. Создание эмоционального настроения

В мире много интересного

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Мы — исследователи“» размещена в разделах

В мире много неизвестного

Всё хотим на свете знать

Тайны мира раскрывать

2. Загадки детям.

- Ребята, сегодня я предлагаю вам всем стать учеными и заняться исследованиями. Хотите?

- Что же мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадки.

- Слушайте внимательно:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

И он в стекле расплавлен даже.

- О чем эта загадка? Правильно, ребята, эта загадка о песке.

А вот еще одна загадка, послушайте:

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу.

- Конечно, ребята, это глина.

- А что такое песок и глина? (полезные ископаемые)

-Знаете ли вы откуда берутся песок и глина? Хотите узнать?

3. Тогда, внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу.

- На одном острове жили дружной семьей полезные ископаемые. Все у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель полезных ископаемых. Звали его гранит. Он был очень важным господином со строгим характером. Но с недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого острова и стать правителем. И так как он был очень грубый, твердый, то вскоре мягкие по характеру жители этого острова оказались под его властью. Им стало жить очень тяжело, но они не знали, что делать и как бороться. И вот в один из прекрасных дней одному из жителей этого острова пришла в голову хорошая мысль. Он несколько ночей подряд перечитывал научную литературу и вот что он там прочитал: " :солнце, мороз и ветер разрушают гранит и превращают его в песок и глину". И тогда он решил со всеми жителями острова написать, тайно от правителя, письмо к деду Морозу, ясному Солнышку и ветру с просьбой приехать на их остров. Когда они получили это послание, то немедленно отправились в путь и в скором времени прибыли на их остров. После их дружной работы гранит превратился в песок и глину, как будто его и не бывало. А жители вновь зажили счастливо.

- Итак, о каких полезных ископаемых говорится в сказке?

- Что произошло в сказке с гранитом под действием солнца, ветра и мороза?

4. Практическая работа по выявлению свойств песка и глины.

Их сравнение.

Вы уже знаете, как образовались песок и глина. А чем они отличаются друг от друга? Хотите проверить?

Превращаемся в ученых. (прием психотренинга)

«Здесь и сейчас».

Дети накладывают (прижимают) одну ладонь ко лбу, другую – к затылку.

После этого воспитатель произносит текст:

«Ребята закройте глаза. Сядьте удобнее. Слушайте мои слова…Все, что с вами происходило вчера, - ушло навсегда. Это уже прошлое…Все неприятности, грубые слова, которые вам говорили, - все это исчезло навсегда…Все, что будет завтра, это пока мечты, сон. Это фантазии…Существует только то, что находится здесь и сейчас, здесь и сейчас. Постарайтесь сейчас на некоторое время представить себя в научной лаборатории. Где вы ученые – исследователи. И вам предстоит провести нелегкое, но интересное исследование. Полюбите себя в эту минуту. Подумайте, что каждый из вас – лучший исследователь, что есть на свете. Итак, вы находитесь только здесь и сейчас. Все ваше внимание сосредоточено на том, чем мы будем заниматься «здесь и сейчас».

- А сейчас давайте пройдем в нашу исследовательскую лабораторию.

- Рассмотрим и сравним песок, глину.

# Какого цвета песок, глина (вывешиваю таблички)

желтый серая

# Потрясите емкости. Постарайтесь, чтобы глина и песок распределились равномерно.

- Видите ли вы дно тарелки? (Нет)

- Почему?

- А если бы были прозрачные?

Не прозрачен. Не прозрачна.

# Рассмотрите поближе, из чего состоит песок, глина.

Из отдельных крупинок разной величины, не скрепленных между собой. Из мелких частичек сильно скрепленных между собой.

5. Физминутка: «Песчинки».

В нашей лаборатории происходят чудеса. Я стала волшебницей и «превращаю» вас в песчинки, как песчинки себя ведут? (каждый ребенок стоит отдельно, не прикасаясь к другу). Подул сильный ветер: что происходит с песчинками? (участники игры разбегаются).

Педагог «превращает» детей в глину. Как вы будете себя вести? (группами, взявшись за руки). Они остались на месте. Если ветер сильный, комочки глины медленно перемещаются, (дети передвигаются группами, но при этом руки не разжимают).

Педагог делит детей на две команды. Одна из них – песчинки, вторая - комочки глины. Подул сильный ветер, (команды ведут себя по - разному).

- Давайте продолжим наши исследования.

- А как вы думаете, что легче пересыпать песок или глину? Проверим?

Возьмем ложечку и аккуратно насыпаем немного песка. Легко ли сыпется песок? (Да)

- А теперь попробуем высыпать глину. Что легче сыплется – песок или глина?

- Почему?

Песок «сыпучий» Глина слипается комочками, её нельзя так легко пересыпать как песок.

#. Представьте, что подул сильный ветер. Хотите увидеть, как он закружил песчинки?

- А если подуть на глину. Что будет? Проверим? (частички глины не сдуваются, или сдуваются с трудом). Почему?

Вывод: песчинки легко сдуваются, а слипшиеся частички глины нет.

Мы воздействовали на песок и глину ветром, рассматривали через лупу. Посмотрим, как на них действует вода.

# Слегка смочите песок и глину.

-Куда исчезла вода?

Слепим из песка и глины фигурки.

Из чего легче лепить из песка или глины?

- Почему? (глина мягкая, липкая)

- На что она похожа? (на пластилин)

Значит глина какая: пластичная

# Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?

Запах сырости.

# Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что произошло?

Песок и глина тонут в воде. Не растворяются в воде.

- Попробуем определить, способны ли песок и глина пропускать воду.

- Через что быстрее пробегает вода?

Хорошо пропускает воду. Плохо пропускает воду.

6. Подведем итог наших исследований.

Теперь вы знаете свойства песка и глины. А я забыла. Покажите мне всё, что вы узнали про песок и глину с помощью карточек – схем.

7. Использование свойств песка и глины человеком.

- Для чего человеку песок и глина?

- Спросите у наших гостей, где их еще используют?

Вы все услышали, а хотите увидеть? (Показ слайдов «Где используют песок и глину?»).

8. Лепка посуды.

Издавна на Руси лепили из глины различные сосуды. Затем их обжигали на огне. Этим занимались гончары. Потом люди изобрели гончарный круг и печь для обжига. Круг вращался и под умелыми пальцами мастера глина превращалась в горшки, чашки, миски, блюда.

Гончаров на Руси любили и ценили.

Вот и мы с вами сейчас попробуем слепить посуду. Дети занимают места за столами, где все приготовлено для работы с глиной.

Итог занятия.

Публикации по теме:

Игровое экспериментирование в детском саду.Игровое экспериментирование в детском саду. .

«Ознакомление с особенностями песка, глины и камней». Творческий проект исследовательской деятельности «Я — исследователь» «Ознакомление с особенностями песка, глины и камней» Автор: Ярославцев Давид Дмитриевич. Подготовительная к школе группа Воспитатель: Перетятько.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мы — исследователи»
Опубликовано: 11 января 2014 в 00:16
+45Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мы — исследователи»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Саркисян (УИ 176294) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 33.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД