Оксана Карпова
Конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательной сфере для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: коррекция и развитие психических процессов у детей, имеющих нарушения в развитии познавательной сферы.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Расширять кругозор, активизировать и обогащать словарный запас и знания об окружающем мире.
2. Развивать наглядно-образное и логическое мышление, гибкость и быстроту мыслительных операций, смекалку и сообразительность.
3. Развивать зрительную и слуховую память, опосредованное осмысленное запоминание.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательной сфере для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- Темочки
4. Развивать зрительное, слуховое и пространственное восприятие.
5. Тренировать объем, концентрацию, распределение, переключение и устойчивость внимания.
6. Развивать зрительно-моторную координацию и мелкую моторику рук.
Ход занятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Давайте для начала мы поприветствуем друг друга. Я назову себя ласково по имени и поздороваюсь. Сосед слева от меня сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поздоровается и не назовет себя ласково.
- Ну вот, все поздоровались, я предлагаю пройти за столы и начать работу.
Игровое упражнение «Нарисуй и зачеркни"
Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.
Содержание: На столе перед каждым ребёнком находится лист бумаги и простой карандаш.
Ведущий предлагает детям:
1. нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;
2. нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую и четвертую фигуры;
3. нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть первую, третью и шестую фигуры.
Игра «Подбери парную картинку»
Цель: развитие словесно-логического мышления и речи.
Содержание: Ведущий прикрепляет к магнитной доске картинку к игре. Расположение картинок: верхний ряд – медведь, корова, кузнечик, свекла, яблоко, петух, воробей, чашка, тюльпан, береза; нижний ряд – волк, лошадь, муравей, морковь, груша, индюк, синица, тарелка, роза, сосна.
Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда.
Дети поочерёдно составляют пары и объясняют своё решение. Например: «К картинке, на которой нарисована «свекла», я подобрал картинку «морковь», потому что это овощи».
Получая обоснованный ответ, ведущий меняет расположение картинок – входящие в пару картинки прикрепляются одна под другой.
Ведущий: Ребята, рассмотрите внимательно на составленные пары картинок и постарайтесь их запомнить.
Игра «Запомни картинку»
Цель: развитие зрительной памяти.
Содержание: Ведущий убирает нижний ряд картинок, а детям, по оставшимся на доске, предлагает вспомнить, какие были с ними в паре.
Ведущий: Я хочу предложить вам отдохнуть и немного подвигаться.
Игра «Изобрази явление»
Цель: предупреждение утомляемости, развитие эмоционально-выразительных движений.
Содержание: Ведущий и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идёт дождь, образуются лужи.
Ведущий показывает движения, которые соответствуют этим явлениям
«Дует ветер» - дует, вытянув губы.
«Качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками.
«Падают листья» - выполняет плавные движения руками сверху вниз.
«Идёт дождь» - выполняет мелкие движения руками сверху вниз.
«Появляются лужи» - смыкает руки в кольцо перед собой.
Детям предлагается повторить и запомнить показанные движения.
- Ну вот, отдохнули, я предлагаю пройти за столы и продолжить работу.
Игра «Разложи карточки»
Цель: развитие логического мышления, умение устанавливать закономерности между предметами.
Содержание: На столе перед каждым ребёнком находится квадратный лист бумаги, разделённый на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Ведущий предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбцах не оказалось по две одинаковых картинки.
Игровое упражнение «Повтори рисунок»
Цель: развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук.
Содержание: Ведущий раздает детям карточки и предлагает детям по точкам повторить изображение.
Игровое упражнение «Зашифрованная пословица»
Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания, расширение объёма внимания и возможностей его распределения.
Содержание: На столе перед каждым ребёнком находится карточка к заданию и простой карандаш. Ведущий предлагает детям, используя «ключ» (фигуры, данные в верхней части карточки, «расшифровать» (записать) и прочитать пословицу.
Ведущий: Правильно, зашифрованная пословица «Делу – время, потехе – час». Объясните, почему так говорят. (Ответы детей.)
Игра «Будь внимателен»
Цель: стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Содержание: Взрослый договаривается с детьми, что по команде «Зайчики!» они будут прыгать, «Лошадки!» - скакать, «Раки!» - пятиться, «Птицы!» - махать руками, «Цапли!» - стоять на одной ноге. Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда прозвучит, например, команда «Зайчики!», дети начинают прыгать, то есть действовать так, как договорились перед игрой.
Ведущий: Ребята, наше занятие подходит к концу. Понравилось вам? Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (Ответы детей). До свидания, до новых встреч.
Библиографический список
1. Андреева А. Д., Вохмятина Т. В. Программа работы психолога в детском дошкольном учреждении. – М. : Центр психологической службы, 1994.
2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М. : Компенс-Центр, 1993.
3. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. – М. : Педагогика-Пресс, 1985.
4. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. - М. : Книголюб, 2005.
5. Ермолаева М. В., Миланович Л. Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. – М. : Институт практической психологии, 1996.
6. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. Психологические упражнения и коррекционные программы. – М. : Новая школа, 1993.