наталья сергеева
Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию представления о звуках
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ
Формирование представления о звуках
Подготовила и провела
учитель - логопед
Сергеева Наталья Викторовна
Лобня 2016г.
Цель :Познакомить воспитанников с понятиями “звуки речи”, “буква”, дифференцировать понятия – “звук” и “буква”.
Задачи:
Коррекционно-образовательная- познакомить воспитанников с понятием «речевой» и «неречевой» звуки.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию представления о звуках» размещена в разделах
Коррекционно-развивающая- развивать артикуляционную и общую моторику, длительный плавный выдох, зрительное и слуховое восприятие, память.
Коррекционно-обучающая- обогащать эмоциональность, развитие просодии у воспитанников. Формировать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: зеркало на каждого ребенка, ширма, музыкальные инструменты, бумага, молоток, ножницы, пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека, маски зверей.
Ход коррекционно-развивающего обучения :
Организационный момент
Психогимнастика
Посмотрите на эти лица. Какие они разные!
Воспитанникам показывают пиктограммы, они называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый.
Мимические упражнения.
Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана – царевича.
Ребята, сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки. Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.
Проводится игра «Молчанка».
Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.
Игра на музыкальных инструментах, разрезание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.
А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.
Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.
Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг на друга на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)
Знакомство с термином «речевой звук» :
Ребята, вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звук. Послушайте стихотворение Э. Нийта (Перевод с эстонского Е. Ракеева) «Разные звуки» :
Где-то собаки рычали: Листья на ветру шумели:
- Р-р-р! -Тсс!
В стойле коровы мычали: Змеи в лесу шипели:
-Мммуу! -Шшш!
В комнате мухи жужжали: А комары все пели:
-Жжж! -Ззз!
Мимо машины бежали: Непоседа мячик днем и ночью
-Тррр! Успокоиться не хочет:
Гудели от ветра все провода: -Пам! Пам!
-Зззнь! Куклы кашляют в постели -
Капала в кухне из крана вода: Днем мороженное ели:
-Динь! -Кхх! Кхх!
Перекликались в ночи поезда:
-Ууу! Ууу!
Листья на ветру шумели:
-Тсс!
Скажите мне, пожалуйста, как перекликались поезда? Как кашляли куклы? Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.
Животные издают звуки, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются – получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
Физминутка
Пантомима «Прогулка в лес».
Перешагиваем через высокую траву (ходьба с высоким подниманием колен). Перепрыгиваем через лужу (прыжки на двух ногах).
Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о!Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок (легкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра и ветра во время бури).
Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик (подберезовик, боровик) нашли (наклоны вперед– имитация сбора грибов).
Произношение отдельных звуков. Развитие просодии:
Однажды на лесной полянке собрались Зайка, Мишка, Лисонька, Волк, Белочка и Ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ежик: э-э-э. Как пели звери? Ребята, выберите себе маску животного и покажите как он подает голос (дети надевают маски. Повторение детьми «песенки» зверей с изменением силы и высоты голоса).
За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному: р-р-р, д-д-д (громко, п-п-п, т-т-т (тихо, ж-ж-ж (с голосом, ш-ш-ш (без голоса).
Ознакомление с органами артикуляционного аппарата:
Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы.)Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков. Давайте я вам сейчас прочитаю стихотворение Н. В. Новотрворцевой:
В домике этом красные двери,
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверушки конфеты и плюшки.
В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая – зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится (губами). Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок. В домике есть потолок. Это нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.
Положите ладошку на шею. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и шея ваша спит. Произнесите звук к. Выпочувствовали как голос проснулся? (Нет.)А теперь произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же нам так помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы.) Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)
Артикуляционная гимнастика:
Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь (упражнения для губ и языка).
А еще надо учиться правильно дышать (упражнение на дыхание «мячик – ямка»).
Итог занятия :
Что мы слушали? (Звуки.) Чем мы слушали? (Ушами.) Чем произносим звук? (Ртом.)Молодцы, спасибо ребята, вы так внимательно слушали звуки!