«Лес — наше богатство». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

Татьяна Акатова
«Лес — наше богатство». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

«Лес – наше богатство»

Цель: уточнить представления детей о значении леса в жизни людей; познакомить ребят с некоторыми свойствами древесины; учить бережно относится к лесу

Ход занятия.

Воспитатель. Дети, знаете ли вы сказку «Золотой ключик или приключения Буратино»?

Ответы детей.

Воспитатель: вспомните историю о том, как полицейские собаки бросили бедного Буратино в пруд, чтобы утопить (показать иллюстрации). Утонул ли Буратино?

Дети. Нет.

Воспитатель. А почему? Давайте вспомним, из чего был сделан Буратино?

Ответы детей. Из дерева.

Воспитатель. Правильно.

Проведем опыт. Посмотрите, в один мешочек я кладу деревянный предмет, а в другой металлический. Как вы думаете, что будет с мешочками?

Для решения воспитатель опускает в воду положенные в тонкие непрозрачные мешочки из ткани кубик и гайку.

Воспитатель. Можете ли вы теперь сказать, где был предмет деревянный, а где – металлический.

Воспитатель.Делаем вывод: дерево не тонет в воде. Кто мне может ответить, где люди используют это свойство дерева?

Дети. Из дерева делают лодки, плоты.

Вы знаете,что люди живут в разных местах на земле: и в деревнях, и в городах. В деревнях зелени много, кругом леса, а в городах деревья специально сажают вдоль улиц, в парках, скверах.

Показ слайдов.

Как вы думаете, почему горожане стараются уехать за город на выходные дни и на лето (чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом). Давайте с вами разберемся, что же это за свежий воздух.

Воспитатель. Как вы думаете, дерево – живое?

Дети. Да.

Воспитатель. Почему?

Дети отвечают.

Воспитатель подводит итог сказанному.

Дерево живое, так оно как и все живые существа, растет, питается, спит и дышит. Люди и животные тоже дышат, то есть они вдыхают и выдыхают воздух.

Провести несколько дыхательных упражнений.

Воспитатель. Вы замечали, что, если долго мы находимся в комнате с закрытыми окнами, становится трудно дышать? «Надо проветрить», - говорят взрослые. Дело в том, что мы выдыхаем «плохой» воздух. Но людей и животных на земле очень много, выходит, и «плохого» воздуха должно становится все больше и больше. Но этого почему – то не происходит.

Куда же девается «плохой» воздух? Оказывается. Его вдыхают все растения. А выдыхают они «живой» воздух, которым и дышат люди и животные. Называется он кислород.

Как вы думаете, где кислорода больше в городе или в деревне? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Зачем люди в домах разводят комнатные растения? Почему в лесу хорошо дышится?

Рассуждения детей.

Воспитатель подводит детей к выводу:

деревья и кустарники, цветы и травы нам просто необходимы.

Они наши друзья и помощники.

Воспитатель. Для чего человеку нужен лес?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы детей: мы приходим в лес, чтобы отдохнуть, насладиться красотой деревьев и трав,послушать музыку леса: шелест листьев, пение птиц, жжужание разных жуков.

Воспитатель. Что еще дает человеку лес? (грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы, строительный материал).

А еще лес сплавляют.Человеку надо очень много древесины: из нее строят дома и лодки, мебель и бумагу, деревянные игрушки и музыкальные инструменты, посуду.

Показ детям деревянных предметов.

Где же берут эту древесину? В лесу. Но, чтобы сделать, например, бумагу, дерево надо отправить на фабрику, которая находится далеко от леса. Как переправить огромные стволы деревьев на большое расстояние? Для этого используют реку. Стволы бросают в воду, и река сама несет их, а в нужном месте стволы вылавливают.

Показ слайдов.

Воспитатель.Мы должны запомнить: лес наш друг и помощник. И относиться надо к нему, как к другу, бережно и внимательно.

Будь здоров, зеленый лес!

Стой в торжественном наряде!

Парты, книги и тетради

Ты нам дал, зеленый лес.

Чтоб не застили небес

Тучи копоти и пыли.

Чтоб прозрачны реки были.

Будь здоров зеленый лес!

Чтоб навеки не исчез

Зверь лесной и птица тоже.

Процветай, наш друг хороший.

Будь здоров, зеленый лес.

Воспитатель. Ребята, хотите побывать в чудесном лесу?

Прежде чем мы отправимся, я хочу вас познакомить с лесными правилами – правилами друзей природы.

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать.

Бегай. Прыгай и играй,

Только чур, не забывай.

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай:

Мусор с травки убирай.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки – не стрелять;

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Им покой побереги,

Ведь они нам не враги.

Н. Рыжова

Начинаем путешествие. Отправляемся в лес на поезде, доедим до станция «Лесная».

Дети строятся друг за другом, руками имитируют вращение колес.

Воспитатель. Станция «Лесная». Прежде чем войти в лесс,давайте вспомним правила поведения:

- не срывать цветы;

- не ломать ветки, потому что на сломанной веточке не распустятся зеленые листочки, которые выделяют кислород и очищают воздух от пыли;

- не ловить птиц, насекомых;

- не шуметь;

- не оставлять мусор.

Физкульминутка.

Давайте представим, как мы гуляем в лесу.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем отдохнем,

А потом гулять пойдем.

Дети идут по кругу, высоко поднимая ноги, садятся на корточки, встают и продолжают движение.

Воспитатель находит веточку, к которой прикреплено письмо.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что я нашла (показывает им веточку и письмом). Я кажется знаю кто оставил нам эту веточку – это лесная фея, которую нельзя увидеть, но хорошим ребятам она оставляет подарки. Давайте посмотрим, что там внутри. Посмотрите письмо.

В письме говорится о том, что лесная фея приглашает всех ребят совершить путешествие в ее лес и насладиться красотой ее лесного царства, но для этого нужно выполнить задания.

Первое задание: отгадать загадки о лесе и деревьях.

Есть у ребят

Зеленый друг,

Веселый друг,

Хороший.

Он нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

Лес.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем.

Лес.

В зеленой шубе летом,

А зимой раздет он.

Лес.

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

Дерево

Воспитатель. Следующее задание. Вам нужно из частей составить дерево.

Детям предлагается карточки с изображением корня, ствола, веток, листьев, из них нужно составить изображение дерева, при этом правильно называя его части.

Воспитатель. Лесная фея предлагает нам поиграть в игру «Найди дерево». Она прислала нам изображения деревьев из ее леса. Я буду вам описывать дерево, затем по сигналу «Раз. Два, три! Дерево найди!». Вы должны найти картинку с нужным деревом, показать и назвать его.

Средь темна леса

Красная девица стоит.

Рябина.

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.

Сосна.

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

Береза.

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это —

Мы от этого чихаем.

Тополь

В золотой клубочек

Спрятался дубочек.

Желудь

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

Дуб

Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет —

Желуди на нем!

Дуб

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы справились с заданиями лесной феи. Она передала вам в подарок шишку с кедровыми орешками и обещает к вам приходить.

Публикации по теме:

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Познавательно-продуктивный проект «Лес — наше богатство» Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно-продуктивный, игровой. Продолжительность проекта: краткосрочный (21 марта). Участники проекта:.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Искусство
  • Дикие животные
Автор публикации:
«Лес — наше богатство». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
Опубликовано: 19 апреля 2014 в 14:59
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День салюта Победы на МААМ

В этот майский день вся наша огромная страна с радостью отмечает праздник Победы. Один из главных его символов и многолетняя традиция – это праздничный салют. Ему мы и посвящаем наш очередной тематический...

8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...


Горячие темочки