МААМ-картинки

Конспект литературно-музыкальной композиции: «М. В. Ломоносов — великий помор», в подготовительной к школе группе.

ирина думина
Конспект литературно-музыкальной композиции: «М. В. Ломоносов — великий помор», в подготовительной к школе группе.

Программное содержание:

1. Закрепить знания детей о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.

2. Развивать познавательный интерес у дошкольников к истории родного края.

3. Формировать интерес к учебной и исследовательской деятельности.

4. Воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к истории родного края и

к людям, прославившим его.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы (Б. Шергин, С. Писахов).

Заучивание стихов.

Слушание музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра и Северного Русского народного хора.

Публикация «Конспект литературно-музыкальной композиции: „М, В, Ломоносов — великий помор“, в подготовительной к школе группе,» размещена в разделах

Просмотр видеофильма «Музей М. В. Ломоносова в Холмогорах».

Обзорная автобусная экскурсия по улице Ломоносова с посещением памятника М. В. Ломоносову.

Комплекс занятий по ознакомлению с жизнью и бытом поморов.

Занятие и выставка детских работ по мозаичному искусству.

Изготовление костюмов и декораций родителями и детьми для литературно-музыкальной композиции.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Приемы: Художественное слово, игры, хороводы, музыка, театрализация.

1.(В зале звучит музыка А. Вивальди (концерт №4, фа минор «Зима», 1часть, воспитатель читает стихотворение)

Много ль известно вам мест, где случается чудо?

Мест, где творится история наша с тобой?

Здесь родились и рождаются лучшие люди,

И называется это северной землей.

Здесь в обозримом пространстве и вехи и даты.

Здесь имена и событья, и судьбы людей,

Здесь и сейчас, а не где-нибудь, в прошлом, когда-то,

Место рожденья героев сегодняшних дней!

Выпало нам быть творцами великих событий,

Счастье растить города и детей и цветы,

В мире великих людей и великих открытий,

В мире, где просто сбываются наши мечты.

В мире, где все еще помнят про честь и про совесть,

Где еще песни о главном поют за столом,

Где говорят с уваженьем – Архангельская область.

Область надежды, которую домом зовем!

2. Хоровод «СЕВЕРНЫЙ» (исполняют дети)

1. За рекой у ворот, где рябина растет

Мы с подружками сегодня заведем хоровод.

2. Не спроста говорят, что наш север богат,

Лесорубы и поморы чудеса здесь творят.

3. Кто на севере бывал, ночи белые видал,

Полюбил всей душой север наш дорогой.

4. Мы о севере поем, в гости вас позовем.

Голубику и морошку собирать в лес пойдем.

3. (В зале звучит музыка А. Вивальди (концерт №4 фа минор, 2 часть, воспитатель читает текст)

- Верстах в 80-ти от Архангельска, приняв воды реки Пинеги, Северная Двина круто поворачивает на север и разделяется на несколько рукавов и протоков, Между которыми лежат девять больших и малых островов. Один из них - Куростров, расположенный прямо против Холмогор. На острове было несколько небольших деревень, в которых жили крестьяне. Основным их занятием были морские промыслы и рыбная ловля. Богат был их родной северный край рыбою, зверем, лесом. И поморы, так они себя называли, славились как отважные мореходы. Ходили они на своих судах в Белое море, в Ледовитый океан.

Здесь, на Курострове, в деревне Мишанинской, что слилась потом с деревней Денисовкой, 8 (19) ноября 1711 года у промысловика Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михайло.

- Мы пройдем сегодня по часам жизни Михаила Васильевича Ломоносова. И вот первый этап жизни «Детство Ломоносова».

(за столом, где стоит свеча, сидит мальчик, играющий маленького Ломоносова с книгами в руках «Арифметика» и «Грамматика»)

Воспитатель:

- Ох, и трудно было маленькому Ломоносову : мать рано умерла, но научила его грамоте. Читал он только церковные книги, да не все в них ясно, не все правдиво. И попались ему однажды книги интересные, научные – грамматика и арифметика.

Да мачеха, с которой жил Михайло, считала чтение его бездельем, и заставляла его отцу помогать, промыслом рыболовным заниматься. И вот с 10 лет Михайло в море с отцом выходил.

(Ребенок подготовительной группы, исполняющий роль маленького Ломоносова, выходит из-за стола и идет в лодку, забрасывая сеть).

Воспитатель:

-Трудно, нелегко тянуть рыболовную сеть было маленькому Ломоносову. А дети в его возрасте все веселились и играли: в «чехарду», «лапту», «Золотые ворота»

4 Русская народная игра «Золотые ворота» (дети выходят в центр зала и играют, маленький Ломоносов уходит).

Золотые ворота, проходите детвора

Первый Царь пройдет всех детей проведет.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

5 Воспитатель:

- Так прошло детство Ломоносова, и вот другой этап его жизни – путь в науку. Надоело терпеть Михайло все унижения, и решил он в Москву отправиться с рыбным обозом. И продолжить получать знания в академии. И было ему всего 19 лет.

(Выходит воспитатель, исполняющий роль старика и мальчик подготовительной группы, исполняющий роль уже взрослого Ломоносова)

Воспитатель: Старик, сосед по Холмогорам,

Рукою об руку стуча,

Приблизился к Михайло:

Старик: - Скоро

Ты обратишься в москвича.

Гляди, да станешь барин грозный,

Забудешь, кем и где рожден---

Воспитатель: Потом подумал и серьезно

Добавил на прощанье он:

Старик: - Пришел не к батюшке родному,

Ты ни кому не нужен тут…

Ходи всю ночь от дома к дому –

Нигде приюта не дадут.

Вот кулебяки, пригодятся!

Бери же, что за разговор…

Еще придется поскитаться,

Но ты держись: ведь ты помор!

… Домой вернемся, в Холмогоры,

И за тебя влетит еще…-

Воспитатель: Ответа не найдя помору,

Котомку, вскинув на плечо,

Пошел Михайло Ломоносов,

Сдержав рыдание с трудом.

(Михайло – ребенок подготовительной группы, уходит, вскинув котомку на плечо)

Воспитатель:

- И вот Москва, славяно-греко-латинская академия. Великовозрастный Ломоносов был зачислен в «низший» класс академии, потому что не знал латыни. Он был настолько высоким и крупным, что даже в класс заходил, наклонял голову, чтобы не стукнуться и малые ребята, видя его, смеялись:

1-й ребенок: - Сломаешь, Ломоносов, дверку!

2-й ребенок: - А голова цела, проверь?

3-й ребенок: - С Михайло снять бы надо мерку

Пред тем, как делать эту дверь!

Воспитатель:

- Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котенка, и, стараясь быть серьезным, проговорил:

Ломоносов :

- Что с тобой делать?

- На крышу забросить?

(Ломоносов выводит ребенка, приподняв его за шиворот)

Воспитатель:

- Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе, будто на чудо стали смотреть.

- Прошло полгода, и Ломоносова, как самого способного перевели во второй класс, а вскоре и в третий. Через год он уже постиг латынь и стал писать стихи на этом языке. И закончил Ломоносов Славяно-греко-латинскую академию за 5 лет. А какие опыты он проводил, какие открытия сделал!

(В центр зала выходит ребенок, исполняющий роль большого Ломоносова и проводит опыт).

Ломоносов :

- Это чистая вода – здесь молекулы чистой воды (показывает баночку с водой, а это цветная вода – здесь молекулы цветной воды (показывает банку с подкрашенной водой). Я медленно добавляю цветную воду в обычную, и молекулы, как маленькие человечки, перемешиваются. А теперь вы, ребята покажите молекулы чистой воды и молекулы цветной воды.

( Дети выходят в центр зала: мальчики, взявшись за руки, идут «змейкой», девочки, взявшись за руки, проходят между мальчиками и встают между ними)

Воспитатель:

-И действительно великий ученый в физике открыл, что все предметы состоят из молекул и атомов, т. е. из веселых человечков. Покажите теперь ребята газообразное вещество (дети прыгают и бегают по залу, а теперь – крепкий камень (дети встают близко друг к другу, держась за руки, прижав плечо к плечу). Молодцы ребята! Садитесь.

6. Воспитатель:

- И вот этап последний – Ломоносов – ученый (берет за руку Ломоносова, посмотри Михайло в будущее, сколько открытий ты сделал, сколько дал науке, что даже дети знают об этом. Проведем маленький опрос:

- Какие самые первые и любимые книги Ломоносова? (Грамматика и арифметика)

– Назовите предмет, который изобрел Ломоносов для наблюдения в сумерках? (ночезрительную трубу).

– Какие открытия сделал Ломоносов в области Астрономии? (Атмосфера вокруг Венеры).

– А в физике, что открыл великий ученый? (Что все предметы состоят из молекул и атомов, т. е. веселых человечков).

– Какое искусство, самое красивое и яркое возродил Ломоносов? (мозаичное)

(обратить внимание на работы детей по мозайке)

Воспитатель:

(звучит композиция М. П. Мусорского «Богатырские ворота»)

- Во всех областях науки проявил себя наш Михайло Ломоносов. Именно у нас, на берегах реки Пинеги, на севере, подобно северному сиянию блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление!

1-й ребенок:

Восславим, братья, человека,

Который славу родине принёс!

Восславим время того века,

В котором родился и вырос он.

2-й ребенок:

Он внёс в науки эту душу,

Вложил все силы и труды,

Прославил родину, науку,

Себя прославил и труды свои.

3-й ребенок:

Он рос, к науке страстно тяготился,

Учился в школе за двоих,

Усердно занимался, не ленился

И преуспел в трудах своих.

4-й ребенок:

Он изучал науку за наукой,

Стремился истину постичь,

Что непонятно объяснить

И для России в пользу обратить.

5-й ребенок:

Сбылось предначертание судьбы,

Пройдя чрез всё,

Стремленье к знаньям победило,

И он себя прославил и Россию!

Воспитатель:

- Гениальность нашего земляка, великого помора М. В. Ломоносова является истинным достоянием и украшением мировой науки.

Список используемой литературы :

1. Беднов В. На родине великого помора : стихотворение / В. Беднов // Волна. — 1991.— 14 ноября

2. Гладкобородова А. И. О мудром поморе северянине Ломоносове / А. И. Гладкобородова // Сказы и песни / А. И. Гладкобородова. — Архангельск, 1947.

3. Кемов В. Б. Михайло Ломоносов : поэма. Стихи / В. Б. Кемов. — Архангельск : Изд. отд-ние АМУ им. В. И. Воронина, 1996.

4. Павлова Г. Е., Орлова А. С. «Михайло Ломоносов», Москва, «Современник» 1989г.

5. «Правда Севера», Архангельская областная газета, среда, 16 марта 2011г.

6. Марков А. Михайло Ломоносов : поэма / А. Марков. — Современник, 1973.

7. Марков А. «Михайло Ломоносов», поэма, Москва, «Детская литература», 1984г.

Публикации по теме:

Конспект занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ на тему: «Михаил Васильевич Ломоносов» МБДОУ МО "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК" "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 10 "РОДНИЧОК" Конспект занятия в подготовительной группе с использованием.

Тематический план Знакомство детей с родным краем старшая разновозрастная группа детского сада Региональный компонент Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально-личностное направление. В нашем современном обществе важной проблемой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект литературно-музыкальной композиции: «М. В. Ломоносов — великий помор», в подготовительной к школе группе.
Опубликовано: 17 ноября 2012 в 11:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД