МААМ-картинки

Конспект логопедического фронтального занятия «Звуки [л], [л’]. Буква Л»

Елена Ладыгина
Конспект логопедического фронтального занятия «Звуки [л], [л’]. Буква Л»

Тип занятия:

занятие по закреплению знаний, умений и навыков.

Цель:

дифференцировать звуки [л], [л,].

Основные задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнить артикуляцию, произношение звуков [л], [л,] и написание буквы Л;

- расширять и уточнять предметный словарь и словарь признаков.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематические процессы, навык звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов со звуками [л], [л,];

- развивать мышление, память, воображение;

- развивать зрительное и слуховое внимание;

Публикация «Конспект логопедического фронтального занятия „Звуки [л], [л’], Буква Л“» размещена в разделах

- развивать речевое дыхание;

- развивать общую и мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные:

- развивать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов;

- воспитывать самоконтроль за речью детей.

Оборудование:

игрушки (лиса и волк); пособие «Листья дерева» (для развития речевого дыхания); пособия «Красная комната» (для гласных звуков и букв, «Сине-зелёная комната» (для согласных звуков и букв); схема для характеристики звуков; касса букв и слогов; фишки зелёного, синего и красного цветов.

Лингвистический материал:

слова, насыщенные звуками [л], [л,] (лиса, волк, листья, лук, луна, лыжи, ложка, лиса, лопата, лось, лампочка, лужа, ландыш, лапша, лейка).

План проведения занятия:

1. Организационный момент. Объявление темы занятия.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Дыхательная гимнастика «Листья».

2) Пальчиковая гимнастика «Пальчики».

3) Уточнение артикуляции, произношения звуков [л], [л,] и написания буквы Л;

4) Развитие фонематического восприятия.

5) Отгадывание загадок, ответы которых начинаются на звуки [л], [л,].

3. Динамическая пауза «Веник пол подметал».

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:

1) Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов со звуками [л], [л,];

2) Работа с кассой букв и слогов.

5. Итог занятия.

6. Использованная литература.

Ход проведения занятия:

1. Организационный момент.

Учитель-логопед:

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто пришёл к нам в гости. (игрушечные лиса и волк)

- Подумайте и ответьте: какая буква объединяет названия этих животных? (буква Л). Каким звуком выражена буква Л в слове «лиса»? (звуком [л,]). А каким звуком выражена буква Л в слове «волк»? (звуком [л]). О каких звуках и о какой букве мы будем с вами говорить? (о звуках [л], [л,], о букве Л.)

Объявление темы занятия.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Дыхательная гимнастика «Листья»

(развитие речевого дыхания).

Учитель-логопед:

- Ребята, выполним дыхательную гимнастику.

- Инструкция:

а) Держать рукой нитку с привязанным к ней листком дерева на уровне губ.

б) Вдыхать воздух носом, не поднимая плеч.

в) Выдыхать ртом длительную воздушную струю на листок.

2) Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

(развитие мелкой моторики).

Учитель-логопед:

- Выполним пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Сгибаем и разгибаем одновременно пальцы на обеих руках.

Этот пальчик в лес пошёл.

Загибаем пальцы по одному на правой руке (по тексту стихотворения).

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик нож достал.

Этот пальчик резать стал.

Ну а этот помогал.

- А теперь выполним эту гимнастику для левой руки. (повтор пальчиковой гимнастики)

3) Уточнение артикуляции, произношения звуков [л], [л,] и написания буквы Л.

Учитель-логопед:

- Ребята, охарактеризуйте звуки [л], [л,].

Характеристика звука [л]:

[л] – согласный, звонкий, твёрдый.

Характеристика звука [л,]:

[л,] – согласный, звонкий, мягкий.

- Напишите на доске букву Л (дети выходят к доске по одному).

4) Развитие фонематического восприятия.

а) игра «Наоборот» (на произнесённый учителем-логопедом слог ла ребёнок произносит слог ля и т. д.)

б) игра «Эхо» (повторить за учителем-логопедом цепочку слогов ла-ля-ла,ло-лё-ло и т. д.)

в) в чистоговорках

ЛА-ЛА-ЛА у меня метла.

ЛО-ЛО-ЛО платье мне мало.

ЛУ-ЛУ-ЛУ стол стоит в углу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ подметаю я полы.

ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ вкусное суфле.

АЛ-АЛ-АЛ у меня платок упал.

ОЛ-ОЛ-ОЛ Вале сделали укол.

УЛ-УЛ-УЛ раздаётся где-то гул.

ИЛ-ИЛ-ИЛ гол в ворота мне забил.

ЕЛ-ЕЛ-ЕЛ возьмите в руки мел.

5)Отгадывание загадок, ответы которых начинаются на звуки [л], [л,].

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)

Никого не огорчает, А всех плакать заставляет. (Лук)

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки на нее воют,

А достать не могут. (Луна)

Волшебные туфли наденешь на ноги —

И сразу помчишься по зимней дороге. (Лыжи)

Гуляет в рыжей шубке,

Хитрит и скалит зубки. (Лиса)

Если люди за столом не зевают,

Этой штукой пищу ловко хватают,

Этой штукой борщ умело хлебают,

Тех на работу всегда нанимают. (Ложка)

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю,

Делать гору, строить дом. (Лопата)

Длиннорогий и рогатый,

Лесники зовут «сохатый».

Скачет прямо он и вкось,

Крупный и могучий… (Лось)

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)

Висит груша — Нельзя скушать. (Лампочка)

Беленькие горошки

На зелёной ножке. (Ландыш)

Сидит в ложке,

Свесив ножки. (Лапша)

Нагнут меня ребятки –

И дождь пойдёт на грядки. (Лейка)

Учитель-логопед: - Ребята, что объединяет эти загадки? (отгадки начинаются на звуки [л], [л,])

- Назовите отгадки, начинающиеся на звук [л]. (лук, луна, лыжи, ложка, лопата, лось, лужа, лампочка, ландыш, лапша)

- Назовите отгадки, начинающиеся на звук [л,]. (лягушка, лиса, лейка)

3. Динамическая пауза «Веник пол подметал» (развитие общей моторики).

Учитель-логопед:

- А теперь отдохнём. Выполним гимнастику «Веник пол подметал».

Веник пол подметал,

Махать руками, имитируя движения подметания.

Веник очень устал.

Руки в стороны, потянуться.

Он забрался под стул,

Сесть на корточки.

Он зевнул и уснул.

Имитировать движения по тексту.

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:

1) Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов со звуками [л], [л,].

Учитель-логопед:

Составьте схему слова «лиса». Сколько слогов в слове «лиса»? (два слога)

Почему два слога? (потому что в слове два гласных звука [и], [а])

Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

Назовите первый слог. (ли.)

Назовите второй слог. (. са)

Сколько звуков в слове «лиса»? (четыре звука)

Сколько звуков в первом слоге? (два) Сколько звуков во втором слоге? (два)

Назовите первый звук в первом слоге. Дайте ему характеристику. (звук [л,] согласный, звонкий, мягкий)

Назовите первый звук во втором слоге. Дайте ему характеристику. (звук [с] согласный, глухой, твёрдый)

Составьте схему слова «волк». Сколько слогов в слове «волк»? (один слог)

Почему один слог? (Потому что в слове один гласный звук [о])

Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

Назовите этот слог. (волк)

Сколько звуков в слове «волк»? (четыре звука)

Назовите первый звук в слове «волк». Дайте ему характеристику. (звук [в] согласный, звонкий, твёрдый)

Назовите третий звук в слове. Дайте ему характеристику. (звук [л] согласный, звонкий, твёрдый) Назовите четвёртый звук в слове. Дайте ему характеристику. (звук [к] согласный, глухой, твёрдый)

2) Работа с кассой букв и слогов.

Учитель-логопед:

- А теперь поработайте с кассой букв и слогов.

- Выложите слова «лиса» и «волк».

5. Итог занятия.

Учитель-логопед:

- С какими звуками и с какой буквой мы работали на занятии? (со звуками [л], [л,], с буквой Л)

- Чем отличаются звуки [л] и [л,] в произношении? (звук [л] – твёрдый, звук [л,] – мягкий)

- Ребята, лисе и волку пора домой (в лес). Попрощайтесь с ними.

Оценка работы детей.

(подсчёт фишек, полученных детьми за работу на занятии, определение по их количеству призового места)

Использованная литература:

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.

2. Баскакина И. В., Лынская М. И. Приключения Л. Логопедические игры. – М. : Айрис-пресс, 2013.

3. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.

4. Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М. : Айрис-пресс, 2013.

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.

6. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М., 2007.

7. Резниченко Т. С., Ларина О. Д. Говорим правильно. Логопедический альбом. М., 2003.

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического фронтального занятия «Звуки [л], [л’]. Буква Л»
Опубликовано: 28 сентября 2014 в 15:56
+82Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 74.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД