Получи документы

«Насекомые». Конспект логопедического занятия для детей с задержкой психического развития и тяжёлыми нарушениями речи 5–7 лет

Наталья Шаяхметова
«Насекомые». Конспект логопедического занятия для детей с задержкой психического развития и тяжёлыми нарушениями речи 5–7 лет

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида 26»

Волжского района

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по речевому развитию и коррекции

«НАСЕКОМЫЕ ЛЮБЯТ ПРЯТАТЬСЯ»

в группе для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет

Автор:

учитель-логопед Шаяхметова Н. С.

г. Саратов 2015

Примерные основные образовательные программы: программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи

Публикация «„Насекомые“, Конспект логопедического занятия для детей с задержкой психического развития и тяжёлыми нарушениями речи 5–7 лет» размещена в разделах

«Коррекция нарушений речи» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина;

«Подготовка к школе детей с ЗПР» С. Г. Шевченко.

Возрастная группа: 5-7 лет.

Тема НОД: «Насекомые любят прятаться».

Ведущая образовательная область: речевое развитие и коррекция.

ЦЕЛЬ: Отрабатывать лексико-грамматические категории по лексической теме «Насекомые» и развивать умение дифференцировать звуки [Ж] – [З] по акустико-артикуляционным признакам.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

- Закреплять знания детей о насекомых, активизировать словарь;

- Продолжать совершенствовать грамматический строй речи;

- Упражнять в согласовании числительных с существительными и прилагательными;

- Упражнять в согласовании прилагательных и существительных в родительном и винительном падежах;

- Упражнять в составлении простых и сложных предложений со значением противопоставления;

- Закреплять умения в звуковом анализе и синтезе;

- Закреплять знания графических образов: схем предлогов, символов гласных звуков, букв: Ж, З, К, А, О, У, Ы, И.

Коррекционно-развивающие :

- Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- Формировать правильное речевое дыхание и развивать целенаправленную воздушную струю;

- Развивать зрительное и фонематическое восприятие и внимание;

- Автоматизировать звуки [Ж] – [З] в слогах;

- Развивать умение дифференцировать звуки [Ж] – [З] по акустико-артикуляционным признакам;

- Закреплять умение слышать и различать звуки [Ж] – [З] в словах;

- Закреплять умения самостоятельно снимать напряжение тонуса лицевых мышц;

- Развитие умеренного темпа речи и силы голоса;

- Развивать общую координацию движений;

- Развивать связную речь;

- Развивать логическое мышление, внимание и память.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать интерес к НОД;

- Воспитывать бережное отношение к насекомым;

- Воспитывать навыки доброжелательности, взаимодействия, инициативности, аккуратности и сотрудничества.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, музыкальная.

Форма организации: подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности: дидактические игры и упражнения с речевым сопровождением, музыкальное сопровождение деятельности.

Предварительная работа:

Беседа о насекомых

Рассматривание картинок с изображением насекомых

Просмотр мультсериалов про насекомых

Чтение сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха»

Различные игры

Постановка звуков [Ж] и [З]

Работа с символами гласных звуков

Работа со схемами предлогов

Оборудование: ноутбук, презентация к НОД; оформление зала «На полянке»; пенёк; игрушки: «шарик – угольник», бабочка, морская звезда, лягушка; зелёная лужайка – коврик 25х25см; насекомые – игрушки (стрекоза, муравей, божья коровка, кузнечик, жуки (различного размера, жук-носорог, пчела, муха; сухой бассейн с бобами и горохом; зеркала на стене; 2 стола, 14 стульев; массажные шарики - «Ёжики» жёлтого, красного, синего, зелёного, чёрного цвета; дидактическая игра «Разложи по цвету»; схемы символов гласных звуков (4 штуки по 4 символа); схемы предлогов : «НА»; «ЗА»; «ПОД»; «МЕЖДУ»; музыкальное произведение «Паучок» и «На даче» (звуки насекомых).

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

1. Вводная часть

Звучит музыка. В зал закатывается «шарик – угольник». Заходит ребенок ищет шарик, находит его и зовет детей.

Дети с логопедом подходят к нему, здороваются с гостями.

Логопед : «Молодец, Серёжа, нашел «шарик – угольник». А куда же он нас привел, посмотрите! Мы очутились на полянке. Посмотрите, какие красивые цветы и деревья, здесь есть и заколдованные – зеркальные деревья, давайте подойдем поближе и поиграем.

- Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой (стоя) : «Бегемотик», «Лягушка», «Окошко», «Лопатка», «Качели», «Маляр», «Улыбка».

Логопед предлагает детям сесть на стульчики и спрашивает про настроение (на мониторе появляется картинка с улыбающимся смайликом).

Дети: Хорошее!

Логопед : На полянке погода бывает разной, какая погода изображена на этой картинке? (картинка с изображением полянки)

Дети: Ярко светит солнышко!

Логопед : Давайте пустим ветерок, чтобы не было так жарко!

- Дыхательная гимнастика с вертушками «Ветерок». (3 раза)

Логопед : Через нос делаем короткий вдох и через рот длинный выдох, направленный на вертушку. Молодцы! А теперь попробуйте на улыбке подуть! Молодцы! Ветерок сильный подул. Смотрите, кто же спрятался от ветерка на этой картинке? Смотрим на монитор ноутбука.

- Игра «Кто спрятался» - зашумлённые картинки. Дети перечисляют насекомых. Называют одним обобщённым словом.

Логопед : Правильно ребята, сегодня мы с вами будем играть с насекомыми!

2. Основная часть

Насекомые очень любят прятаться в пеньках, давайте поищем их.

- Дидактическая игра: «Найди насекомого» по примеру (насекомые-игрушки в сухом бассейне с бобами и горохом) : «Это стрекоза. Я нашел стрекозу».

С усложнением: Учитель – логопед : «Прыгни столько раз - сколько слогов в названии насекомого, которого ты нашёл (прошагай, посчитай и назови. Молодец! И положи своего насекомого…. (схема предлога «НА»; «ЗА»; «ПОД»; «МЕЖДУ») полянку; жука; кустик; жуком и стрекозой».

Логопед : Вот сколько насекомых вы нашли. Молодцы! А на картиночке (слайд с заданием) их тоже много, давайте посчитаем их и назовём.

- Дидактическая игра: «Посчитай и назови насекомых» по примеру: Три черных муравья», пять божьих коровок и т. д.

Логопед : Посмотрите, кто это выглядывает? Откуда? Бабочка выглядывает из-за ноутбука? Кому я дам бабочку, тот и будет говорить, как передвигаются насекомые.

- Дидактическая игра: «Как передвигаются насекомые» по примеру логопеда : «Комар летает, а кузнечик прыгает» (по две картинки на мониторе, то вверху, то внизу)

Логопед : Умнички, все справились! Когда летит жук, какой звук он издает? Ж-ж-ж – [Ж] губки округлой формы. А когда летит комар - какой звук мы слышим? З-з-з – [З] губки в улыбке.

- Дидактическая игра: «Жужжалка и звенелка». с усложнением: дети изображают жука пальчиками правой руки и комара пальчиками левой руки. - Физминутка: подвижная игра «Жуки и комары» (под музыкальное сопровождение).

Логопед : И полетели жуки и комары под музыку ( чередование по сигналу: жуки - звук [Ж], комары звук [З], жучки – [Ж], комарики [ЗЬ]). Устали и присели на полянке. Теперь умные жуки и комары будут читать. Каждый по своей схеме. (символы гласных звуков)

- Дидактическое упражнение: «Чтение по схеме символов гласных звуков».

У детей разные схемы по 4 символов гласных звуков. Сначала читает «жук» т. е. гласный звук соединяем со звуком [Ж] напр. : ЖА, ЖО, ЖЫ, ЖУ, затем читает «комар» - [З ] : ЗЫ, ЗУ, ЗА, ЗО. (отрабатывается с каждым ребёнком)

Логопед : Комарики и жуки опять спрятались, но в словах.

- Игра «Хлопни – топни - найди звук» с усложнением - со словами без звуков [Ж] и [З]. Логопед называет слово, а дети хлопают или топают. Стрекоза, комар, жук, пиджак, уж, зонт, шмель, кузнечик, узор.

Логопед : Посмотрите внимательно, где еще на полянке спрятались насекомые? Дети ходят и ищут насекомых, проговаривая: Стрекоза – на дереве. Божья коровка на листочке. Жуки – под цветочком.

Логопед : Достаньте, пожалуйста, жуков и посадите их на наш рабочий стол. Где были жуки? Дети: Под цветком!

Логопед : Откуда вы их принесли? Дети: Из-под цветка!

Логопед : Посадите жуков – пусть они немного посидят, а вы достаньте по два шарика, но разного цвета! (Я жёлтый шарик возьму и черный и т. д.)

- Самомассаж ладоней и лицевых мышц в области щёк (массажными шариками «Ёжиками»)

Логопед : Хорошо! Положите шарики туда, откуда вы их брали, не путайте и по цветам (желтый, красный, зелёный, синий, черный). Молодцы!

Логопед : Слышите, ребята, жуки спорят. Не поймут, какие звуки есть в их слове и сколько слогов. Не спорьте жуки, ребята вам сейчас помогут, а им помогут массажные шарики «Ёжики».

- Дидактическое упражнение: звуковой анализ слова ЖУКИ.

Дети считают слоги, звуки и анализируют согласные по твёрдости - мягкости и глухости - звонкости – 2 схемы из шариков «Ёжиков» (синий, красный, зелёный, красный; жёлтый, красный, чёрный, красный).

Логопед : Вот какая красивая схема слова получилась! Умнички! Слышите! Жуки благодарят вас! И, говорят, что им пора в гости на чаепитие к мухе Цокотухе! И не только им, но и всем насекомым!

- Дидактическая игра: «Кого не хватает» Дети запоминают насекомых на полянке, закрывают глаза, а логопед убирает, то одного, то двух насекомых. Дети должны угадать - кого не хватает. (Не хватает бабочки, муравья и т. д.)

3. Заключительная часть

Логопед : Все насекомые убежали в гости на чаепитие и нам пора.

Все мы весело играли и немножечко устали. Посмотрели на часы – в группу нам пора идти! Как настроение, у вас, ребята? (на мониторе картинка с весёлым смайликом) Дети: Хорошо! Логопед : Что вам больше всего понравилось сегодня? Дети: Играть! Логопед : Правда мы сегодня очень интересно и весело играли! А куда мы положили наш мячик - угольник? Вот он – в коробке! Давайте попрощаемся с гостями и пойдём в группу играть дальше!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развивающее обучение как средство развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития В настоящее время происходят неизбежные изменения методов и технологий обучения на всех ступенях образования, повышение веса тех из них,.

Капризы и упрямства у детей с задержкой психического развития Курс-Романовской Натальи Александровны Капризы и упрямства у детей с задержкой психического развития. ВВЕДЕНИЕ В научных исследованиях.

Конспект музыкально-ритмического занятия для дошкольников с задержкой психического развития «Желтая сказка» Тема: «Желтая сказка»Цели и задачи: Продолжать формирование знаний о цветах (желтый); Расширять словарный запас.

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Военные моряки»Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Военные моряки» Задачи:Продолжать формировать умение детей брать на себя роли, чётко выполнять цепочку игровых действий; использовать предметы заместители,.

Конспект занятия по направлению «Познавательное развитие» (ФЭМП) для детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи Конспект занятия по направлению «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений для детей старшей группы.

Конспект занятия по направлению «Речевое развитие» для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи Задачи: Образовательные: • Закреплять знания детей о временах года. • Продолжать учить детей передавать текст последовательно и точно, без.

Конспект занятия по подготовке детей с задержкой психического развития к обучению грамоте «Звуки [Г]-[К] и буквы Г-К» Цель занятия: Дифференциация звуков "Г- - К" и закрепление зрительных образов букв. Задачи: 1. Образовательные: Закрепление.

Конспект занятия по ручному труду «Дружок-мой щенок» с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развитияКонспект занятия по ручному труду «Дружок-мой щенок» с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Конспект занятия по ручному труду "Дружок-мой щенок" с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Задачи:закрепить.

Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития и у детей с сохранным интеллектом В настоящее время значительно выросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту поступления в школу.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Насекомые». Конспект логопедического занятия для детей с задержкой психического развития и тяжёлыми нарушениями речи 5–7 лет
Опубликовано: 8 октября 2015 в 20:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД