Лучший педагог года

Логопедическое занятие по формированию пространственных представлений «Путешествие в Тридевятое царство, Кощеево государство»

Татьяна Горбунова
Логопедическое занятие по формированию пространственных представлений «Путешествие в Тридевятое царство, Кощеево государство»

Конспект

логопедического занятия для детей старшей группы.

Тема: «Путешествие в Тридевятое царство, Кощеево

государство»

Цель: формирование у детей пространственных представлений.

Задачи:

— закреплять умение ориентироваться на плоскости листа, находить правый верхний (нижний) угол, левый нижний (верхний) угол и рисовать геометрические фигуры в соответствии с заданием;

Публикация «Логопедическое занятие по формированию пространственных представлений „Путешествие в Тридевятое царство, Кощеево государство“» размещена в разделах

— закреплять пространственные понятия «справа-слева», «вверху-внизу», «впереди-сзади»;

формировать умение ориентироваться по плану и, соответствовать ему, в окружающей обстановке;

— закреплять умение правильно употреблять в речи предлоги с пространственным значением «в», «на», «над», «под», «около»; пользоваться схемами предлогов;

—закреплять умения согласовывать числительные с существительными.

— развивать связную речь;

— развивать высоту и силу голоса;

— развивать наблюдательность, память, воображение;

— развивать коммуникативные качества;

— воспитывать доброе отношение друг к другу.

Оборудование:

«Ковёр-самолёт»; игрушки: сундучок, заяц, утка, яйцо от «киндер-сюрприза» с зубочисткой внутри; декорация сказочного леса, шпагат, карта «Кощеева государства», нарисованная на листе ватмана, «замок Кощея», избушка «бабы Яги», 6 лягушек, 6 кувшинок, обручи – кольца, муляж камня с надписью; листы бумаги на каждого ребенка, карандаши; дидактическая игра «Волшебный круг» ( Цель: закрепление знания схем предлогов).

Предварительная работа :

Чтение сказки «Царевна-Лягушка», знакомство с пространственными предлогами, работа со схемами предлогов.

Ход занятия:

Игровая зона групповой комнаты оформлена под сказочный лес с различными зверушками, болотом, избушкой на курьих ножках. В дальнем

углу комнаты – декорация замка Кощея.

Занятие начинается в приемной.

Организационный момент.

Л о г о п е д. Ребята, помните сказку «Царевна-Лягушка»? Какая беда

приключилась с царевной? Кто отправился её освобождать?

Психогимнастика.

Изобразите злого Кощея, хитрую бабу Ягу, грустную царевну.

Основная часть.

Л о г о п е д. Хотите помочь Ивану-царевичу одолеть злого Кощея? Предлагаю отправиться вслед за царевичем в опасное путешествие в Тридевятое царство. Что нужно взять с собой, чтобы не заблудиться в незнакомой местности? (Карту). Посмотрим, где то здесь должна быть карта «Тридевятого царства, Кощеева государства». Вот она!

Развитие пространственных представлений.

Задание 1. «Скажи, что, где?»

Дети рассматривают карту, рассказывают, что, где расположено.

Л о г о п е д. Но мы не можем взять карту с собой, т. к. злые силы будут

стараться нам помешать, и могут испортить её или украсть. Поэтому мы

должны её запомнить.

Ориентировка на плоскости листа.

Задание 2. «Запомни и разложи фигуры».

Объекты, нарисованные на карте, обозначаются геометрическими

фигурами, дети запоминают их расположение, затем карта убирается.

Дети самостоятельно рисуют геометрические фигуры на листках

бумаги, затем рассказывают, как нарисовали фигуры.

Л о г о п е д. Я вижу, что карту вы запомнили хорошо. Но ещё мы возьмём с собой этот волшебный круг, который обязательно пригодится в

опасном путешествии. Давайте испытаем его волшебное действие.

Задание 3. Дидактическая игра «Волшебный круг».

Л о г о п е д. Скажите, на чём можно отправиться в путешествие?

( Ответы детей: «на поезде», «на самолете» …и т. д.) Наше путешествие

необычное, в сказку, поэтому мы полетим на «ковре-самолёте».

Какое «маленькое слово» постоянно звучало в ваших ответах? Найдите на круге и покажите схему слова «на». Если ответ будет верным, появится

«ковёр-самолёт». После ответа, на полу расстилается коврик, дети рассаживаются на нём.

Л о г о п е д. Теперь мы смело можем отправляться в путь.

Работа над высотой и силой голоса.

Просодические упражнения :

«Взлёт» ( длительное произнесение гласных звуков с усилением силы голоса: а – а – а; о – о – о и т. д.)

«Воздушные ямы» ( произнесение гласных звуков с изменением высоты голоса: а а и т. д.) / \ / \ а а а.

Л о г о п е д. Ребята, мы летим высоко над землёй или низко? (Высоко).

Скажите, над чем мы пролетаем? ( Образец ответа: «Мы пролетаем над

лесами»; «… над горами»; «… над морями» и т. д.)

Дети определяют схему предлога «над».

Просодическое упражнение :

«Посадка» (длительное произнесение гласных звуков с ослаблением

силы голоса: у – у – у; и – и – и и т. д.);

Л о г о п е д. Мы приземлились. Перед вами — «Кощеево государство».

Давайте сориентируемся.

Дети рассматривают ориентиры, определяют направление пути.

Помните, на карте путь начинался от большого камня? Подойдё м к нему и прочитаем надпись: «Направо пойдёшь – в царство Кощея попадёшь,

налево пойдёшь – сам пропадёшь».

Л о г о п е д. В какую сторону пойдём? (Направо). Верно, сначала мы

должны преодолеть «болото».

Развитие общей моторики.

Задание 4. «След – в след».

На полу шпагатом обозначен контур «болота», по его диаметру

выложены следы - кочки.

Согласование числительных с существительными.

Игра «Сосчитай».

Л о г о п е д. Посчитайте сколько в болоте лягушек, кувшинок, кочек. С заданием справились теперь можно по цепочке перебраться на другую сторону болота друг за другом.

Л о г о п е д. Посмотрите, с какой стороны от болота избушка Бабы-Яги?

(С правой). Подойдём к ней поближе и осмотримся вокруг.

Практическое усвоение предлогов.

Задание 5. Придумайте как можно больше предложений со словом, схему которого я вам покажу. Какие ещё слова имеют такое же значение

(«у», «возле», «рядом») Работа с дидактическим пособием. Логопед показывает схему предлога «около», дети придумывают предложения. Например: «Баба-Яга живет около болота. Рядом с избушкой сидит чёрный кот». И т. д.

Л о г о п е д. Ребята, посмотрите, как внимательно наблюдает за вами из

окошка Баба-Яга. Наверняка она что-то задумала. Давайте покажем, что мы её совсем не боимся.

Артикуляционная гимнастика

Улыбка, заборчик, качели, маятник, болтушка.

Л о г о п е д. А сейчас определим дальнейший маршрут.

Задание 6. «Скажи, что «впереди», «сзади», «справа», «слева», «ближе»,

«дальше»

Л о г о п е д. Продолжаем наш путь. И вот, мы в сказочном лесу.

Посмотрите, что-то здесь не так. Наверное, Баба-Яга старается нам

помешать, ведь замок Кощея уже совсем близко. А, если мы сможем всё

здесь исправить, то спокойно пройдём к замку. Дети подходят к «сказочному лесу»; на дереве сидит лиса, солнышко — под деревом, белка сидит в норе, грибы — на ёлке, сова — на цветке.

Задание 7. Игра «Так – не так».

Логопед задает вопросы, дети отвечают полными ответами,

расставляют зверушек по местам:

Правильно ли, что:

— Солнышко сияет под деревьями?

— Грибы растут на ёлке?

— Белка живёт в норе?

— Лиса живёт на дереве?

— Сова живёт на цветке?»

Л о г о п е д. Вы всё верно исправили и «расколдовали» лес. Вот мы и

добрались до замка Кощея.

Давайте посмотрим, как Иван царевич сражается со змеем Горынычем. (Видео).

Чтобы победить Кощея, надо вспомнить, где находится его смерть. (На кончике иглы, игла – в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке).

Какое слово помогло об этом рассказать? («В») Покажите его схему.

Л о г о п е д. Вы правильно ответили на вопрос, и я сразу же обнаружила

сундук. Ребята, смотрите, Кощей вот-вот одолеет Ивана-царевича, поспешим ему на помощь. Логопед вынимает из сундука игрушечного зайца, затем утку, яйцо, «иголку». Отдаёт её кому-то из детей, чтобы сломать.

Смотрим видео мультфильма.

Л о г о п е д. Вспомните заключительные слова сказки. (Задрожал Кощей, чует смерть его пришла. Сломал Иван-Царевич иглу, и рассыпался замок вместе с Кощеем, как будто их и не было. Так добро победило зло.)

Итог занятия.

Л о г о п е д. Ребята, вы прекрасно справились со всеми трудностями и

помогли освободить царевну из темницы. Как вы думаете, почему вам это удалось? А что было трудное в начале занятия, в середине, в конце?

Я очень довольна вашими ответами. Вы все следили за своей речью,

старались правильно произносить звуки, грамотно составлять предложения.

Ведь сегодня нам это нужно, чтобы хорошо заниматься в детском саду, а

завтра, – чтобы хорошо учиться в школе. Нам пора возвращаться в детский сад. Полетим на «ковре самолете»

Публикации по теме:

Конспект занятия в старшей группе по реализации образовательной области «Познание» (ФЭМП)Конспект занятия в старшей группе по реализации образовательной области «Познание» (ФЭМП) Программное содержание: 1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение заниматься сообща. 2. Развивать речь, наблюдательность,.

Развивающая игра «Волшебный теремок»Развивающая игра «Волшебный теремок» Развивающая игра : «Волшебный теремок» Цель игры: закрепить цвет, размер, геометрические фигуры, пространственное расположение предметов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие по формированию пространственных представлений «Путешествие в Тридевятое царство, Кощеево государство»
Опубликовано: 25 сентября 2013 в 18:11
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД