Конспект логопедического занятия для учащихся с ОНР «Твердые и мягкие согласные»

Светлана Криницкая
Конспект логопедического занятия для учащихся с ОНР «Твердые и мягкие согласные»

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные».

Цель занятия: учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки устно и соответствующие им буквы на письме.

Задачи:

1. Тренировать детей в различении твёрдых и мягких согласных (в произношении и на слух);

упражнять в умении обозначать мягкость согласных на письме посредством гласных 2 ряда.

2. Развивать навыки осознанного анализа и синтеза звукового состава речи.

3. Учить детей пользоваться изученной терминологией (согласный звук, гласный звук, звук и буква, твёрдый и мягкий согласный звук) Расширять активный словарный запас.

4. Развивать мелкую моторику рук через упражнения на обведение контура геометрических фигур, игры с пальчиками. Способствовать развитию пространственных представлений, чувства ритма, общей координации, фонематического слуха.

5. Формировать у детей коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности (через повтор инструкции, задания с использованием изученной терминологии, через построение полных ответов на вопросы). Учить детей работать по алгоритму.

6. Воспитывать уважительное и вежливое отношение детей друг к другу, умение общаться и выполнять задание в паре.

Оборудование:

Гномы Тим и Том, звуковые домики для этих гномов, фланелевые подушечки, камешки того же размера; слоги, записанные на карточках различной геометрической формы, «Звуковое лото» (чёрно- белая картинка с пустым окошечком для записи буквы, флажки красного цвета, тетради, цветные карандаши, контурные изображения мальчика и девочки (для рефлексии, мяч, буквы Г, Н, О, М, Ы на цветном картоне различного цвета и разной высоты.

Ход занятия.

Организационный момент.

Приветствие. Знакомство с гостями. Создание эмоционального настроя.

- На нашем занятии сегодня присутствуют гости. Это такие же учителя-логопеды, как и я. Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем работать. Представьтесь им, скажите, как вас зовут.

Рефлексия. - игра «Фотограф»

Ребята, мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы пришли на занятие? Я пойму это, если вы нарисуете как будто своё лицо на этом схематичном изображении ребёнка.

(раздаются контурные изображения мальчика и девочки)

После выполнения задания эти «фотографии» вывешиваются на доску.

Введение в тему занятия.

Звуковой анализ слов.

-Сегодня мы опять отправимся в город Красивой речи. Но того, кто поведёт нас туда, вы узнаете, выполнив задание: расположите буквы по высоте, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой.

(гномы)

-Кто помнит, как зовут наших гномов?

(Тим и Том)

- А вот и их домики. Угадайте, кто в каком домике живёт?

(предлагаю звуковые схемы слов Тим и Том на домиках.)

--

- Что мы можем рассказать о слове по его схеме?

(в нём 3 звука, 1 гласный, 2 согласных, 1 слог.)

-Чем отличаются звуковые схемы слов?

(в схеме для слова Тим первый согласный звучит мягко, а в слове Том– твёрдо.)

- В городе красивой речи гномам отведена почётная роль: гном Том следит за тем, чтобы твёрдые согласные правильно звучали и записывались. А гном Тим отвечает за мягкое звучание согласных и их написание

Целеполагание.

-Попробуйте предположить, чему нас сегодня будут учить Тим и Том в городе Красивой речи?

(Учиться различать твёрдые и мягкие согласные)

- Да, мы с вами будем тренироваться различать твёрдое и мягкое звучание согласных звуков и обозначать их твёрдость или мягкость на письме.

Основная часть.

- Вспомним, чем различаются понятия «звук» и «буква» (обращение к карте над доской). – Что мы видим в окошечках? (буквы)

-А какие звуки они могут обозначать? (тв. и мяг.)

1. Развитие фонематического слуха.

Игра «Позвоним в дверь»

- Тим любит, когда согласные звучат мягко, даже звонок у его двери в виде мягкой подушечки. Давайте позвоним в дверь его домика, прикасаясь к мягкой подушечке и произнося мягкий звук.:

Ть-ть-ть, дь-дь-дь, вь-вь-вь.

У двери Тома лежит твёрдый камешек. Прикасаясь к нему, мы произнесём звуки твёрдо: б-б-б, з-з-з, м-м-м.

(дети выполняют задание, прикасаясь к своим подушечке и камешку, лежащим на партах.)

2. Игра «Поменяй звучание согласного» (с мячом)

(Работа в парах)

- Тим и Том любят играть. Выберите себе пару. Решите, кто будет Тим, а кто – Том. Перекидывая мяч друг другу, дети произносят и изменяют звучание согласного на противоположное по твёрдости- мягкости.

Например, с---сь, п---пь, л---ль.

Когда поиграют, гномы поют песенки, произнося звуки и постукивая по камешку и подушечке.

Сейчас мы споём песенку Тима и Тома (с постукиванием по подушечке и по камешку): ла---ля-ля---ла---ля-ля---ла---ля-ля.

Фа-фа-фа---фя---фа-фа-фа---фя---фа-фа-фа---фя

Ду-ду---дю-дю-дю---ду-ду---дю-дю-дю

3. Слоговой анализ и синтез слов.

Игра «Слова рассыпались».

(Раздаю детям слоги, записанные на геометрических фигурах)

- Ребята, гномы несли вам на занятие слова, но по дороге они споткнулись и слова рассыпались на части.

–А из каких частей состоят слова?

(из слогов)

-О! Слоги записаны на геометрических фигурах. Какие фигуры вы узнали?

(квадрат, овал, треугольник и т. д.)

- Прочитайте слоги, послушайте звучание согласного и обведите цветным карандашом контур фигуры: если согласный звучит твёрдо – синим, а если мягко – зелёным цветом.

ЛИ СА МЫ ЛО РУ КА ЛЕ ТО

ТЁ ТЯ ЛЮ ДИ

Соедините одинаковые фигуры и сложите слово.

Проверка: чтение слов по цепочке.

- Положите перед собой слово, слоги которого записаны на квадратах.

-Справа от него положите слово из треугольников.

-Между ними расположите слово на кругах.

-Слева от квадратов поместите слово в овалах.

-Назовите слова, в которых все слоги читаются твёрдо (мыло, рука)

А теперь такие слова, в которых все согласные звучат мягко (люди, тётя).

Вывод:

- Какие гласные буквы помогают Тому прочитать согласные твёрдо?

(а-о-у-ы-э)

- Покажите беззвучную артикуляцию этих звуков. (можно добавить чередование артикуляций в качестве речевой гимнастики)

- Какие гласные буквы помогают Тиму прочитать согласные мягко?

(я-ё-ю-и-е)

4. Работа с индивидуальными карточками.

Игра «Вставь пропущенное слово в предложение».

-Давайте впишем эти слова в предложения.

(раздаю индивид. карточки)

В лесу живёт рыжая…

Мы купили для рук душистое …

Ложку держат в правой…

5. Физминутка. (в парах)

- Встаньте из-за парт, мы немного отдохнём.

6. Игра «Звуковое лото».

- Сейчас прошу вас поработать самостоятельно. Каждый из вас получил несколько (3) чёрно-белых картинок с окошечком возле них.

Вам нужно произнести это слово, выделить первый звук из названия картинки, раскрасить клеточку в зелёный или синий цвет. В окошечко запишите первую букву из названия картинки.

Порядок работы: (вывешиваю на доску)

Рот, схема в три окошка и крестик на первом окошке, цветные карандаши, ручка.

Проверка у доски.

Вывешиваются все картинки на доску.

7. Классификация предметов.

– Расположите картинки в три группы.

- В каждой группе найдите «четвёртое лишнее». Объясните свой выбор.

Дети находят «лишние» картинки.

(можно расположить картинки в порядке увеличения количества слогов в них: лист, петух, паровоз)

8. Игра «Носик - хвостик»

Придумывание предложений со словами. На какое слово 1 игрок закончил предложение, на такое слово 2 игрок должен придумать предложение.

9. Запись лучшего предложения в тетрадь.

Распространение предложений (возможно, по наводящим вопросам)

Итог занятия

Гномы сегодня очень устали. Изобразите, как устали Тим и Том, расслабьте тело, руки, голову.

Им пора возвращаться в свои домики.

Завтра они расскажут своим друзьям из города Красивой речи о том, что многому вас сегодня научили.

- А чему вы у них сегодня учились?

-Для чего нам такие знания?

-Что было интересным?

- В чём испытывали затруднения?

Рефлексия.

Подарим гномам на память свои «фотографии», только снова дорисуйте на них свои лица. Скажем Тиму и Тому слова благодарности, которые им приятно будет слышать от нас.

Гномы шепнули мне на ушко отметить работу ребят и наградить флажками:

(перечисляю, даю краткую оценку выбору от имени гномов.)

Я думаю, что Тим и Том ещё не раз придут к нам на занятия, чтобы поучить нас.

Публикации по теме:

Конспект урока в первом классе «Твердые и мягкие согласные» Областная санаторная школа – интернат № 4 Открытый урок. Тема: «Твердые и мягкие согласные» Провела: учитель 1А класса Ахметова Н. О. Атырау.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи» "Овощи" Цель: Накопление и обогащение словарного запаса, закрепление понятия Овощи в словаре ребёнка. Знакомство детей с процессом выращивания.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи» в старшей группе. Курбанова Вера Маликовна Тема: Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи» в старшей группе. Цели: -уточнение и расширение.

Конспект логопедического занятия по теме «Насекомые»Конспект логопедического занятия по теме «Насекомые» I.Организационный момент Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними. Создание положительного.

Конспект логопедического занятия по теме «Транспорт» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Родничок» Конспект логопедического занятия для детей с ОНР.

Конспект логопедического занятия в младшей группе по теме «Полевые цветы» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Расширять словарный запас по теме «полевые цветы» • Учить употреблять предлог «на» • Учить фразовой.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Космос» Задачи: -Продолжать работу по обогащению словаря, активизировать лексический запас по теме «Космос». -Развивать умение составлять предложения,.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Зима (обобщение)» Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Зима (обобщение)». Цель: формирование лексико-грамматических средств.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Звук [Т] и буква Т» Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Звук и буква Т». Образовательные задачи: - Уточнить характеристику.

Конспект открытого итогового логопедического занятия «Мягкие согласные» Цель: - рассказать о мягких согласных фонемах, - познакомить с мягким знаком, - научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью.

Библиотека изображений:
  • Лексика
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия для учащихся с ОНР «Твердые и мягкие согласные»
Опубликовано: 21 октября 2016 в 06:45
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о выставке работ совместного творчества родителей и детей «Зимние забавы»
Фотоотчет с выставки работ совместного творчества родителей и детей "Зимние забавы" Ах ты, зимушка-зима, Ты пришла с морозами, Нам сугробы намела...
Новогодняя ёлочка. Аппликация из пластилина
Перед Новогодними праздниками проведено много различных поделок: из пластилина, бумаги, бросового материала, различных игрушек новогодних. Рассказать...
Проект «В ожидании Новогоднего чуда». Средняя группа дошкольного возраста
2018 год Проект подготовили: Кучина Т. В, Савина С. Л. - воспитатели, Кузнецова М. Р. - музыкальный руководитель. Актуальность. Всем известно, что самый...
Брошюра для родителей «Делать и не делать»
2016 В воспитании ребенка очень важно делать или не делать каких-то вещей. Родители не всегда поступают верно, по отношению к ребенку, делая этого не из...
Нетрадиционная техника рисования. Коллективная работа «Зимний лес»
Рисование для детей всегда интересный и увлекательный процесс! А рисование нетрадиционным способом дает детям возможность раскрыть свой творческий потенциал,...