Получи документы

Конспект логопедического занятия «Путешествие по весеннему лесу»

Зульфия Клинова
Конспект логопедического занятия «Путешествие по весеннему лесу»

Конспект фронтального логопедического занятия

в подготовительной группе

на тему «Обозначение мягкости согласных с помощью буквы мягкого знака на конце слова».

«Путешествие по весеннему лесу».

Цель: Обозначение мягкости согласных с помощью буквы мягкого знака на конце слова.

Образовательные задачи:

- уточнить, что мягкий знак не обозначает звука и является показателем мягкости последующего согласного;

- развивать фонематический слух;

Публикация «Конспект логопедического занятия „Путешествие по весеннему лесу“» размещена в разделах

- совершенствовать операции звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

- совершенствовать навыки правильного письма;

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать внимательность, память, мышление;

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать друг друга;

- воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование:

Рабочие тетради, фишки, предметные картинки с изображениями медведя, рыси, лося, оленя; мяч, карточки со словами.

Речевой материал: Ы, Б, В, Ь; медведь, рысь, олень, лось, окунь, огонь, уголь, пень, апрель.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сегодня немного необычный день, на нашем занятии присутствуют гости. И мы все вместе отправимся на прогулку в весенний лес.

Но чтобы всё увидеть вокруг, нужно быть очень внимательным. Проверим кто из вас самый внимательный - игрой «Пожалуйста». Правила игры: Я вас прошу выполнить движения, но вы выполняйте мои задания, только в том случае, если услышите слово «Пожалуйста».

- Поднимите руки вверх, пожалуйста!

- Опустите руки!

- Опустите руки, пожалуйста!

- Коснитесь рукой носа!

- Коснитесь рукой носа, пожалуйста!

- Спрячьте руки за спину, пожалуйста!

- Хлопайте в ладоши!

- Маршируйте, пожалуйста!

- Остановитесь!

- Остановитесь, пожалуйста!

Спасибо, ребята. Вы все очень внимательные. И мы отправляемся на прогулку в лес.

Сядет за стол тот, кто назовёт лесного жителя. (волк, заяц, медведь, белка, ежик, лиса, лось, енот, барсук, олень и т. д.)

2. Нас встречают хозяева леса. «Отгадайте загадки».

В яме спит зимою длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется … (Медведь).

Не робей, но берегись

В том лесу, где бродит. (Рысь).

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты.

Скачет по лесу весь день,

Называется …. (Олень).

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

Что общего в этих словах? (Все слова на конце произносятся мягко. Эти согласные звуки на письме обозначаются согласными буквами и мягким знаком)

2. Сообщение темы занятия

Логопед записывает на доске слова-отгадки: лось, олень, рысь, медведь.

- На какую букву заканчиваются слова, записанные на доске?

- На букву мягкий знак.

- Правильно. Сегодня мы будем говорить о мягком знаке в конце слова. Показ буквы. Эта буква не обозначает никакого звука. Вспомните, чем отличается буква от звука?

Послушайте стихотворение.

Мягкий знак – хитрый знак:

Ни сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему автор назвал мягкий знак – «хитрым знаком»?

Как об этом говорится в стихотворении? (Ни сказать его никак. Он не произносится).

На что похожа буква Ь знак?

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой,

Вот так.

- Написать мягкий знак мы можем, а сказать одним звуком – нет. Мягкий знак «прячется» за соседнюю согласную букву и мы слышим мягкий согласный звук. Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука.

Букву капелька смягчит –

Слово мягко прозвучит.

Рысь спорит со зверями: не нужен мягкий знак в конце слов. Какая разница есть он в конце слова или нет его.

Сейчас проверим! Мальчика поставили в угол. (Что получится, если на конце слова поставить мягкий знак)

Школьный мел. …

Мальчик Федор бутерброд ел.

Был угол стал уголь и т. д.

Буква мягкий знак важный и волшебный знак.

3. Вдруг на поляну выходит лось и рогами задевает и путает карточки с буквами. На доске карточки с буквами Ы, Б, Ь, В.

На поляну вышел лось,

Ему сегодня не спалось.

Головой кивает,

Буквы задевает!

Ребята помогите, лишние буквы уберите!

Б – с большим брюшком, ходит в кепке с козырьком.

В – ох и горе у старушки,

На очках сломались душки.

Ы – а бедняжка буква Ы ходит с палочкой увы.

И остался только Ь знак!

Игра «Покажи букву»

Встаньте за стульчиками. Сложите с помощью рук или ног букву мягкий знак. Молодцы. Спасибо. Садитесь.

4. Превращение слов.

Вот вышел на середину поляны зверь и начал не петь, не сопеть, а реветь. (Чем похожи эти слова? На конце мягкий знак.) А кто ревёт? Чем расстроен медвед…. Требует вернуть ему Ь знак. Очень грубый медвед. Проучим его за грубость.

Спрячьте Ь знак в словах:

Пень –

День –

Окунь – КИ

Огонь –

Уголь –

Понял медвед, что нужно быть … Каким? Правильно! Вежливым. Сказал, пожалуйста! Вернём мишке букву Ь? (Да) Какое у нас слово получилось – медведь.

5. Физкультминутка.

- Слышите какой-то шум?

Встаньте около стульчиков. Прислушайтесь правым ухом (приставьте руку к уху, а теперь левым ухом. Не слышно! (Подняли и опустили плечи.) Посмотрели на право, приставив руку ко лбу, налево. Не видно! (Подняли и опустили плечи.)

Ходьба вокруг себя, три раза с разной громкостью (средне, тихо, громко, меняя направление:

Мы вокруг себя пойдем,

Никуда мы не придём!

А вернёмся лишь туда,

Где стояли мы всегда! Тихонько сели.

6. Не зря нам показался какой-то шум. Глухарь склевал все буквы Ь знака. Помогите ему, вернуть букву Ь знак в слова. Но будьте внимательны. Не во всех словах нужен Ь знак.

Карточки со словами. Дети делятся на две команды: с Ь и без Ь. Найдите на картинках слова, в которых пишется Ь:

Дятел… гус… кон … крот… пен… огон… гвозд… слон… дрел… сем… стул… тетрадь … сухар….

Молодцы! Глухарь благодарит вас за помощь. И идёт с нами дальше.

7. - Продолжаем наш путь. Посмотрите, впереди. Отгадайте, кто это?

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь –

Чистоплотный серый. (Гусь).

Показ картинки с изображением гуся.

Произнесите хором слово отгадку.

Выложите из фишек слово «Гусь». Теперь выложим схему на доске все вместе. Какой первый звук в слове гусь? Г –согл., твер., обозначается синим; У – гласный – красный; С* – согл., мягк. - зел. ;

Звуковой анализ.

А теперь подумаем над трудным вопросом. Есть ли после звука С* ещё звуки? Нет! А как мы будем обозначать мягкость согласного на письме в конце слова? Какой буквой? Буквой «Ь». (Если нет гласной, то обозначаем буквой «Ь») буква «Ь» обозначает мягкость предшествующего согласного звука на письме.

Сколько звуков в слове гусь? (3 звука).

Запишите слово гусь в тетради. Мягкий знак выделите черным цветом. Сколько букв в слове Гусь? (4 буквы) почему букв больше, чем звуков? (п. ч. мягкий знак звука не обозначает). А что же обозначает буква «Ь»?

Наше путешествие подошло к концу.

8. Анализ занятия. Что мы сегодня учились делать. (Обозначать мягкость согласного звука в конце слова, на письме мягким знаком).

Публикации по теме:

Годовой план работы. Образовательная область «Речевое развитие» (обучение грамоте) Сентябрь 1. Путешествие в мир звуков. Пр. сод. Познакомить с понятием "звук", учить различать звуки (речевые, музыкальные, бытовые); развивать.

Презентация «Упражнения по формированию орфографической зоркости» Формирование орфографической зоркости. Особенности усвоения младшими школьниками правил правописания: Искажения звукового состава слова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Путешествие по весеннему лесу»
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 13:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД