Зульфия Клинова
Конспект логопедического занятия «Путешествие по весеннему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального логопедического занятия
в подготовительной группе
на тему «Обозначение мягкости согласных с помощью буквы мягкого знака на конце слова».
«Путешествие по весеннему лесу».
Цель: Обозначение мягкости согласных с помощью буквы мягкого знака на конце слова.
Образовательные задачи:
- уточнить, что мягкий знак не обозначает звука и является показателем мягкости последующего согласного;
- развивать фонематический слух;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Путешествие по весеннему лесу“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
- совершенствовать операции звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- совершенствовать навыки правильного письма;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать внимательность, память, мышление;
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать друг друга;
- воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование:
Рабочие тетради, фишки, предметные картинки с изображениями медведя, рыси, лося, оленя; мяч, карточки со словами.
Речевой материал: Ы, Б, В, Ь; медведь, рысь, олень, лось, окунь, огонь, уголь, пень, апрель.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
- Сегодня немного необычный день, на нашем занятии присутствуют гости. И мы все вместе отправимся на прогулку в весенний лес.
Но чтобы всё увидеть вокруг, нужно быть очень внимательным. Проверим кто из вас самый внимательный - игрой «Пожалуйста». Правила игры: Я вас прошу выполнить движения, но вы выполняйте мои задания, только в том случае, если услышите слово «Пожалуйста».
- Поднимите руки вверх, пожалуйста!
- Опустите руки!
- Опустите руки, пожалуйста!
- Коснитесь рукой носа!
- Коснитесь рукой носа, пожалуйста!
- Спрячьте руки за спину, пожалуйста!
- Хлопайте в ладоши!
- Маршируйте, пожалуйста!
- Остановитесь!
- Остановитесь, пожалуйста!
Спасибо, ребята. Вы все очень внимательные. И мы отправляемся на прогулку в лес.
Сядет за стол тот, кто назовёт лесного жителя. (волк, заяц, медведь, белка, ежик, лиса, лось, енот, барсук, олень и т. д.)
2. Нас встречают хозяева леса. «Отгадайте загадки».
В яме спит зимою длинной
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется … (Медведь).
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит. (Рысь).
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день,
Называется …. (Олень).
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Что общего в этих словах? (Все слова на конце произносятся мягко. Эти согласные звуки на письме обозначаются согласными буквами и мягким знаком)
2. Сообщение темы занятия
Логопед записывает на доске слова-отгадки: лось, олень, рысь, медведь.
- На какую букву заканчиваются слова, записанные на доске?
- На букву мягкий знак.
- Правильно. Сегодня мы будем говорить о мягком знаке в конце слова. Показ буквы. Эта буква не обозначает никакого звука. Вспомните, чем отличается буква от звука?
Послушайте стихотворение.
Мягкий знак – хитрый знак:
Ни сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему автор назвал мягкий знак – «хитрым знаком»?
Как об этом говорится в стихотворении? (Ни сказать его никак. Он не произносится).
На что похожа буква Ь знак?
Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой,
Вот так.
- Написать мягкий знак мы можем, а сказать одним звуком – нет. Мягкий знак «прячется» за соседнюю согласную букву и мы слышим мягкий согласный звук. Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука.
Букву капелька смягчит –
Слово мягко прозвучит.
Рысь спорит со зверями: не нужен мягкий знак в конце слов. Какая разница есть он в конце слова или нет его.
Сейчас проверим! Мальчика поставили в угол. (Что получится, если на конце слова поставить мягкий знак)
Школьный мел. …
Мальчик Федор бутерброд ел.
Был угол стал уголь и т. д.
Буква мягкий знак важный и волшебный знак.
3. Вдруг на поляну выходит лось и рогами задевает и путает карточки с буквами. На доске карточки с буквами Ы, Б, Ь, В.
На поляну вышел лось,
Ему сегодня не спалось.
Головой кивает,
Буквы задевает!
Ребята помогите, лишние буквы уберите!
Б – с большим брюшком, ходит в кепке с козырьком.
В – ох и горе у старушки,
На очках сломались душки.
Ы – а бедняжка буква Ы ходит с палочкой увы.
И остался только Ь знак!
Игра «Покажи букву»
Встаньте за стульчиками. Сложите с помощью рук или ног букву мягкий знак. Молодцы. Спасибо. Садитесь.
4. Превращение слов.
Вот вышел на середину поляны зверь и начал не петь, не сопеть, а реветь. (Чем похожи эти слова? На конце мягкий знак.) А кто ревёт? Чем расстроен медвед…. Требует вернуть ему Ь знак. Очень грубый медвед. Проучим его за грубость.
Спрячьте Ь знак в словах:
Пень –
День –
Окунь – КИ
Огонь –
Уголь –
Понял медвед, что нужно быть … Каким? Правильно! Вежливым. Сказал, пожалуйста! Вернём мишке букву Ь? (Да) Какое у нас слово получилось – медведь.
5. Физкультминутка.
- Слышите какой-то шум?
Встаньте около стульчиков. Прислушайтесь правым ухом (приставьте руку к уху, а теперь левым ухом. Не слышно! (Подняли и опустили плечи.) Посмотрели на право, приставив руку ко лбу, налево. Не видно! (Подняли и опустили плечи.)
Ходьба вокруг себя, три раза с разной громкостью (средне, тихо, громко, меняя направление:
Мы вокруг себя пойдем,
Никуда мы не придём!
А вернёмся лишь туда,
Где стояли мы всегда! Тихонько сели.
6. Не зря нам показался какой-то шум. Глухарь склевал все буквы Ь знака. Помогите ему, вернуть букву Ь знак в слова. Но будьте внимательны. Не во всех словах нужен Ь знак.
Карточки со словами. Дети делятся на две команды: с Ь и без Ь. Найдите на картинках слова, в которых пишется Ь:
Дятел… гус… кон … крот… пен… огон… гвозд… слон… дрел… сем… стул… тетрадь … сухар….
Молодцы! Глухарь благодарит вас за помощь. И идёт с нами дальше.
7. - Продолжаем наш путь. Посмотрите, впереди. Отгадайте, кто это?
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый. (Гусь).
Показ картинки с изображением гуся.
Произнесите хором слово отгадку.
Выложите из фишек слово «Гусь». Теперь выложим схему на доске все вместе. Какой первый звук в слове гусь? Г –согл., твер., обозначается синим; У – гласный – красный; С* – согл., мягк. - зел. ;
Звуковой анализ.
А теперь подумаем над трудным вопросом. Есть ли после звука С* ещё звуки? Нет! А как мы будем обозначать мягкость согласного на письме в конце слова? Какой буквой? Буквой «Ь». (Если нет гласной, то обозначаем буквой «Ь») буква «Ь» обозначает мягкость предшествующего согласного звука на письме.
Сколько звуков в слове гусь? (3 звука).
Запишите слово гусь в тетради. Мягкий знак выделите черным цветом. Сколько букв в слове Гусь? (4 буквы) почему букв больше, чем звуков? (п. ч. мягкий знак звука не обозначает). А что же обозначает буква «Ь»?
Наше путешествие подошло к концу.
8. Анализ занятия. Что мы сегодня учились делать. (Обозначать мягкость согласного звука в конце слова, на письме мягким знаком).