Приложение МААМ

Конспект логопедического занятия «Путешествие по весеннему лесу»

Зульфия Клинова
Конспект логопедического занятия «Путешествие по весеннему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект фронтального логопедического занятия

в подготовительной группе

на тему «Обозначение мягкости согласных с помощью буквы мягкого знака на конце слова».

«Путешествие по весеннему лесу».

Цель: Обозначение мягкости согласных с помощью буквы мягкого знака на конце слова.

Образовательные задачи:

- уточнить, что мягкий знак не обозначает звука и является показателем мягкости последующего согласного;

- развивать фонематический слух;

Публикация «Конспект логопедического занятия „Путешествие по весеннему лесу“» размещена в разделах

- совершенствовать операции звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

- совершенствовать навыки правильного письма;

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать внимательность, память, мышление;

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать друг друга;

- воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование:

Рабочие тетради, фишки, предметные картинки с изображениями медведя, рыси, лося, оленя; мяч, карточки со словами.

Речевой материал: Ы, Б, В, Ь; медведь, рысь, олень, лось, окунь, огонь, уголь, пень, апрель.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

- Сегодня немного необычный день, на нашем занятии присутствуют гости. И мы все вместе отправимся на прогулку в весенний лес.

Но чтобы всё увидеть вокруг, нужно быть очень внимательным. Проверим кто из вас самый внимательный - игрой «Пожалуйста». Правила игры: Я вас прошу выполнить движения, но вы выполняйте мои задания, только в том случае, если услышите слово «Пожалуйста».

- Поднимите руки вверх, пожалуйста!

- Опустите руки!

- Опустите руки, пожалуйста!

- Коснитесь рукой носа!

- Коснитесь рукой носа, пожалуйста!

- Спрячьте руки за спину, пожалуйста!

- Хлопайте в ладоши!

- Маршируйте, пожалуйста!

- Остановитесь!

- Остановитесь, пожалуйста!

Спасибо, ребята. Вы все очень внимательные. И мы отправляемся на прогулку в лес.

Сядет за стол тот, кто назовёт лесного жителя. (волк, заяц, медведь, белка, ежик, лиса, лось, енот, барсук, олень и т. д.)

2. Нас встречают хозяева леса. «Отгадайте загадки».

В яме спит зимою длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется … (Медведь).

Не робей, но берегись

В том лесу, где бродит. (Рысь).

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты.

Скачет по лесу весь день,

Называется …. (Олень).

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

Что общего в этих словах? (Все слова на конце произносятся мягко. Эти согласные звуки на письме обозначаются согласными буквами и мягким знаком)

2. Сообщение темы занятия

Логопед записывает на доске слова-отгадки: лось, олень, рысь, медведь.

- На какую букву заканчиваются слова, записанные на доске?

- На букву мягкий знак.

- Правильно. Сегодня мы будем говорить о мягком знаке в конце слова. Показ буквы. Эта буква не обозначает никакого звука. Вспомните, чем отличается буква от звука?

Послушайте стихотворение.

Мягкий знак – хитрый знак:

Ни сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему автор назвал мягкий знак – «хитрым знаком»?

Как об этом говорится в стихотворении? (Ни сказать его никак. Он не произносится).

На что похожа буква Ь знак?

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой,

Вот так.

- Написать мягкий знак мы можем, а сказать одним звуком – нет. Мягкий знак «прячется» за соседнюю согласную букву и мы слышим мягкий согласный звук. Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука.

Букву капелька смягчит –

Слово мягко прозвучит.

Рысь спорит со зверями: не нужен мягкий знак в конце слов. Какая разница есть он в конце слова или нет его.

Сейчас проверим! Мальчика поставили в угол. (Что получится, если на конце слова поставить мягкий знак)

Школьный мел. …

Мальчик Федор бутерброд ел.

Был угол стал уголь и т. д.

Буква мягкий знак важный и волшебный знак.

3. Вдруг на поляну выходит лось и рогами задевает и путает карточки с буквами. На доске карточки с буквами Ы, Б, Ь, В.

На поляну вышел лось,

Ему сегодня не спалось.

Головой кивает,

Буквы задевает!

Ребята помогите, лишние буквы уберите!

Б – с большим брюшком, ходит в кепке с козырьком.

В – ох и горе у старушки,

На очках сломались душки.

Ы – а бедняжка буква Ы ходит с палочкой увы.

И остался только Ь знак!

Игра «Покажи букву»

Встаньте за стульчиками. Сложите с помощью рук или ног букву мягкий знак. Молодцы. Спасибо. Садитесь.

4. Превращение слов.

Вот вышел на середину поляны зверь и начал не петь, не сопеть, а реветь. (Чем похожи эти слова? На конце мягкий знак.) А кто ревёт? Чем расстроен медвед…. Требует вернуть ему Ь знак. Очень грубый медвед. Проучим его за грубость.

Спрячьте Ь знак в словах:

Пень –

День –

Окунь – КИ

Огонь –

Уголь –

Понял медвед, что нужно быть … Каким? Правильно! Вежливым. Сказал, пожалуйста! Вернём мишке букву Ь? (Да) Какое у нас слово получилось – медведь.

5. Физкультминутка.

- Слышите какой-то шум?

Встаньте около стульчиков. Прислушайтесь правым ухом (приставьте руку к уху, а теперь левым ухом. Не слышно! (Подняли и опустили плечи.) Посмотрели на право, приставив руку ко лбу, налево. Не видно! (Подняли и опустили плечи.)

Ходьба вокруг себя, три раза с разной громкостью (средне, тихо, громко, меняя направление:

Мы вокруг себя пойдем,

Никуда мы не придём!

А вернёмся лишь туда,

Где стояли мы всегда! Тихонько сели.

6. Не зря нам показался какой-то шум. Глухарь склевал все буквы Ь знака. Помогите ему, вернуть букву Ь знак в слова. Но будьте внимательны. Не во всех словах нужен Ь знак.

Карточки со словами. Дети делятся на две команды: с Ь и без Ь. Найдите на картинках слова, в которых пишется Ь:

Дятел… гус… кон … крот… пен… огон… гвозд… слон… дрел… сем… стул… тетрадь … сухар….

Молодцы! Глухарь благодарит вас за помощь. И идёт с нами дальше.

7. - Продолжаем наш путь. Посмотрите, впереди. Отгадайте, кто это?

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь –

Чистоплотный серый. (Гусь).

Показ картинки с изображением гуся.

Произнесите хором слово отгадку.

Выложите из фишек слово «Гусь». Теперь выложим схему на доске все вместе. Какой первый звук в слове гусь? Г –согл., твер., обозначается синим; У – гласный – красный; С* – согл., мягк. - зел. ;

Звуковой анализ.

А теперь подумаем над трудным вопросом. Есть ли после звука С* ещё звуки? Нет! А как мы будем обозначать мягкость согласного на письме в конце слова? Какой буквой? Буквой «Ь». (Если нет гласной, то обозначаем буквой «Ь») буква «Ь» обозначает мягкость предшествующего согласного звука на письме.

Сколько звуков в слове гусь? (3 звука).

Запишите слово гусь в тетради. Мягкий знак выделите черным цветом. Сколько букв в слове Гусь? (4 буквы) почему букв больше, чем звуков? (п. ч. мягкий знак звука не обозначает). А что же обозначает буква «Ь»?

Наше путешествие подошло к концу.

8. Анализ занятия. Что мы сегодня учились делать. (Обозначать мягкость согласного звука в конце слова, на письме мягким знаком).

Публикации по теме:

Годовой план работы. Образовательная область «Речевое развитие» (обучение грамоте) Сентябрь 1. Путешествие в мир звуков. Пр. сод. Познакомить с понятием "звук", учить различать звуки (речевые, музыкальные, бытовые); развивать.

Презентация «Упражнения по формированию орфографической зоркости» Формирование орфографической зоркости. Особенности усвоения младшими школьниками правил правописания: Искажения звукового состава слова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Путешествие по весеннему лесу»
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 13:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия «Путешествие по весеннему лесу»» (включая файлы) размещена пользователем Зульфия Клинова (УИ 148893) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД