Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия «Однокоренные слова» для детей старшей группы с ОНР

Раиса Урукова
Конспект логопедического занятия «Однокоренные слова» для детей старшей группы с ОНР

Цель: образование однокоренных слов.

Задачи:

1) коррекционно-образовательные задачи:

- закреплять представления о зиме, зимних признаках и явлениях;

- упражнять в употреблении существительных единственного и множественного числа в родительном падеже;

- продолжать учить образовывать однокоренные слова;

- упражнять в подборе рифмующихся слов;

- упражнять в употреблении притяжательных прилагательных;

- упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений с союзом потому что;

2) коррекционно-развивающие задачи:

Публикация «Конспект логопедического занятия „Однокоренные слова“ для детей старшей группы с ОНР» размещена в разделах

- развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память;

- развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения;

- развивать общую и мелкую моторику;

- формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.

3) коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать привычку заниматься сообща;

- воспитывать умение выполнять установленные нормы поведения.

Предварительная работа:

- беседа о зиме, зимних признаках и явлениях;

- слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года»;

- выполнение пальчиковой гимнастики «Снежинки»;

- выполнение подвижного упражнения «Снеговик».

Оборудование, материал:

- ноутбук;

- сундучок;

- игрушки-предметы: снежинка, снеговик, снегурочка, снежок, снегирь, снегопад (закрепленные на нитках комочки ваты, снежный ком;

- сюжетная картина «Зима. Зимние развлечения».

Методические приёмы:

- слушание музыкального произведения;

- художественное слово;

- рассматривание картины;

- игровые упражнения «Кому чего не хватает?», «У кого чьи», «Подбери слова-родственники», «Подбери слова по смыслу и рифме», «Снеговик», «Закончи предложение».

- беседа с детьми.

Ход занятия:

1. Организационный момент – слушание музыкального произведения П. И. Чайковского «Зима».

Логопед. Как называется прослушанное музыкальное произведение? (Ответы детей.) Кто является автором данного произведения?

Загадывание загадки логопедом. [3]

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима.)

Логопед. Как вы догадались, что это зима? Что говорится об этом в загадке? (Ответы детей.)

2. Рассматривание картины «Зима. Зимние развлечения».

Логопед выставляет сюжетную картину «Зима. Зимние развлечения».

Логопед. Какое время года изображено на картине? Как вы догадались? Кого вы видите на картине? (Ответы детей.)

Дидактическая игра «Кому чего не хватает?»

Вы заметили, что картина необычная? Кому чего не хватает? (Ответы детей: «Лыжнику не хватает лыж.» И т. д.)

Кто называет отсутствующий предмет на картине, тот получает картинку с изображением данного предмета.

3. Дидактическая игра «У кого чьи?»

Логопед. Посмотрите на картинки друг друга и ответьте на вопросы. Я буду задавать два разных вопроса: У кого? Чьи? Будьте внимательны.

Логопед. Максим, у кого санки?

Ребенок. Санки у Толи.

Логопед. Чьи это санки?

Ребенок. Толины санки.

И т. д.

4. Сюрпризный момент – появление сундучка.

Дидактическая игра «Подбери слова-родственники». [1]

Логопед. В волшебном сундучке находятся предметы, в названии которых есть слово снег. Если вы подберите слова-родственники к слову снег, то из сундучка обязательно появится соответствующий предмет.

Дети называют слова, а из сундучка появляются игрушки-предметы: снежинка, снеговик и т. д.

Логопед. Почему все слова, которые вы перечислили, называются словами-родственниками? (Ответы детей.)

5. Пальчиковая гимнастика «Снежинки».

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.

Я зиму, и снег, и снежинки люблю,

Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

Но где же снежинки?

В ладошке вода,

Куда же исчезли снежинки? Куда?

На вопрос сжать кулаки, на ответ – разжать. На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать.

Растаяли хрупкие льдинки-лучи.

Как видно, ладошки мои горячи.

Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.

Н. Нищева

6. Дидактическое упражнение «Подбери слова по смыслу и рифме».[4]

Логопед. В сундучке лежит открытка, в которой написано стихотворение Ирины Лопухиной «Снегопад». Я буду читать вам стихотворение, а вы мне, пожалуйста, помогите, добавляйте слова, подходящие по смыслу и рифме.

Снегопад

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю (снег).

С неба все скользят пушинки –

Серебристые (снежинки).

Кружатся над головою

Каруселью (снеговою).

На проселки, на лужок

Все снижается (снежок).

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью (снежной).

Вот веселье для ребят –

Все сильнее (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в (снежки).

Снежный ком на снежный ком,

Все украсили (снежком).

Словно в белый пуховик

Мы одели (снеговик).

Рядом снежная фигурка –

Эта девочка - (снегурка).

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой (снегири).

…Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег).

Логопед. Спасибо, вы очень хорошо справились с заданием. Еще раз скажите, как называются все эти слова, которые вы подобрали. (Слова-родственники.)

7. Подвижное упражнение «Снеговик». [2]

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.

Он превратится в толстый ком,

«Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком.

«Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла!

Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.

Но солнце припечет слегка -

Медленно приседают.

Увы! — и нет снеговика.

Разводят руками, пожимают плечами.

В. Егорова

8. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Логопед. Я начну, а вы закончите предложение со словами потому что.

Предложения:

Зима холодная, потому что зимой холодно.

Зима вьюжная, потому что часто бывают вьюги.

Зима снежная, потому что выпало много снега.

Зима морозная, потому что часто бывают морозы.

Зима ветреная, потому что дуют ветры.

9. Итог.

Логопед. О каком времени года мы говорили? Какие задания вам больше всего понравились? Какие слова-родственники у слова снег?

Литература и электронные ресурсы

1. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий II периода обучения в старшей логогруппе / О. С. Гомзяк. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.

2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей логопедической группе для детей с ОНР. – СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

3. http://suseka.ru/zagadki/zaporoshila-dorozhki-razukrasila-okoshki

4. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-integrirovanogo-zanjatija-po-hudozhestvenomu-tvorchestvu-snegiri.html

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков [К] — [Т]» Подготовила логопед Багинская А. И. 13.03.2018 г. Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе.

Конспект интегрированного логопедического занятия «Игра-путешествие для детей подготовительной группы с ОНР» МБДОУ №234 г. Ростов-на-Дону Учитель-логопед Багаева С. В. 2018г. Цель: обобщение знаний детей по темам транспорт, лесные звери, животные.

Конспект итогового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по обучению грамоте «Помоги другу» Цель: обобщить и закрепить полученные в течение учебного года знания о звуке, букве, слоге. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: Учить.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР «Приставочные глаголы» Тема: Приставочные глаголы. «Помоги Незнайке» Цели: 1. Коррекционно-обучающие: -учить образовывать приставочные глаголы; - практически.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы с ОНР «Звук [л]-[л’]. Буква Л» Тема: «Звук Л, Ль. Буква Л». Цель:выделение заданного согласного звука в начале, в середине и в конце слов, из потока слов, из текста;.

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР с элементами драматизации Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР с элементами драматизации сказки «Как сорока.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «8 марта» К - № Тема: «8 марта». Задачи: Образовывать и употреблять притяжательные прилагательные с суффиксом –ин. Упражнять в постановке вопросов.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Я и мое тело» Тема: «Я и мое тело». Задачи: - познакомить детей с частями тела человека; - научить образовывать существительные множественного числа;.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР (ОНР) «Наша станица» Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений о малой родине - станице Ленинградской и её достопримечательностях. Расширение.

Конспект выпускного логопедического занятия в подготовительной к школе группы для детей с ОНР «Транспорт» Тема: «Транспорт» Разработано: учителем-логопедом Воргановой А. А. Цель: обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Однокоренные слова» для детей старшей группы с ОНР
Опубликовано: 8 октября 2018 в 21:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД