Титова Наталья
Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письменной речи «Эрудит»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: коррекция нарушений письменной речи;
Задачи: закрепить правило написания проверяемой безударной гласной в корне слова, представления детей о родственных словах, умение находить в слове ударный и безударный звук, подбирать проверочные слова;
- развивать память, звуковой анализ, связную устную речь, расширять словарный запас;
Публикация «Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письменной речи „Эрудит“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, интерес к родному языку.
Оборудование: мнемотаблица, красные, желтые,зеленые карточки, слово"Эрудит", каждая буква которого написана на отдельной карточке, кроссворд, алгоритм правила,толковый словарь.
План занятия.
Вводная часть.
1. Орг. момент;
2. Игра-разминка"Да-нет";
Основная часть.
1. Введение в тему занятия;
2. Формулирование темы занятия. ;
3. Работа со стихотворением;
4. Составление алгоритма;
5. Упражнение "Запомни пары слов";
6. Физ. минутка;
7. Кроссворд"Начинай с буквы"С";
8. Подбор и запоминание родственных слов";
Заключительная часть.
1. Решение проблемной ситуации"Где меч, а где мяч?"
2. Подведение итогов,рефлексия.
Ход занятия.
Вводная часть.
1. Орг. момент
Создание положительного настроя на занятие. (1 слайд)
Дети вместе с педагогом стоят в кругу,взявшись за руки. Педагог произносит слова:
На занятии будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если хочешь отвечать,
Руку надо. (поднимать).
Если друг стал отвечать,
Не спеши. (перебивать).
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно. (руку).
-Давайте друг другу улыбнемся,поделимся хорошим настроением и приступим к занятию.
2. Игра-разминка"Да-нет".
-Сейчас мы проведем небольшую разминку,настроимся на рабочий лад. Я буду зачитывать высказывания,а вы с ними соглашаетесь или нет.
-В алфавите 33 буквы;
-Слово"щука" пишется с буквой "Ю";
-В слове"конь"3 буквы;
-В слове "конь"3 звука;
-В слове "цветы"ударение падает на "е";
-В слове всегда одна ударная гласная.
Основная часть.
1. Введение в тему занятия.
-Сегодня наше занятие пройдет в форме игры. На этих карточках спряталось слово,которое мы сможем прочитать,когда преодолеем все преграды. А препятствиями будут несложные задания. После выполнения каждого задания будет появляться буква,И в конце занятия мы сможем прочитать слово. А тему занятия вы попытаетесь сформулировать самостоятельно.
2. Формулирование темы занятия.
-Итак,прочтите фразу и расставьте пробелы там,где это необходимо.
ЗВ. РИНЫЕСЛ. ДЫВ. ДНЫНАСН. ГУ (звериные следы видны на снегу)
-Какие буквы надо вставить вместо пропусков?
-Какое правило спряталось в данном предложении?
-Это и будет темой нашего сегодняшнего занятия.
-И за выполнение данного упражнения открываем 1ю букву слова:Э. Какой звук она обозначает?Какой это звук?Почему?
3. Работа со стихотворением.
Стих про Федота.
Это очень интересно-
Знать,как сделаны слова.
Вот Федоту неизвестно,
Как же пишется "трава".(2 слайд,1е слово)
Он не знает. например.
Что за буква после "Р",
А ведь это как забава,
Измени лишь слово-"травы", (2 слайд, 3е слово)
Вмиг получится ответ:
"А" писать. сомненья нет,
Слуху вы не доверяйте,
Удареньем проверяйте.
-Какое правило неизвестно Федоту?
Правило:чтобы проверить безударную гласную в корне слова,надо изменить слово так или подобрать родственное,чтобы этот безударный гласный стал ударным.
4. Составление алгоритма.
-Давайте составим алгоритм,чтобы запомнить,какие действия мы должны совершать по порядку, чтобы проверить написание безударной гласной. (Каждая фраза написана на отдельной карточке. Расположить карточки в нужном порядке) (3 слайд. Фразы на нем появляются параллельно с работой детей)
а)Прочитай слово;
б)Поставь ударение;
в)Выдели корень;
г)Подбери проверочное слово;
д)Запиши слово,вставляя пропущенную букву.
-За выполнение задания открываем 2ю букву слова:"Р".Какие звуки она обозначает?
5. Упражнение "Запомни пары слов".
-Чтобы выполнить следующее задание, надо быть очень внимательными. Прочитайте записанные пары слов. (4 слайд)Я закрою слова из правого столбика. Вспомните их,опираясь на слова из левого столбика.
лес-грибы
дерево-грачи
человек-нога
рыба-вода
рога-коза
поляна-трава
букет-цветы
-Запишите по памяти вторые слова.
-Давайте проверим,какие слова вы записали. Парное слово к слову"лес"какое? Как вы его записали?Почему?Посмотрите на экран. (появляется слово"грибы" 5 слайд)Подберите проверочное слово. Аналогично разбираются другие слова. (5 слайд)
(после выполнения этого упражнения) Открываем 3ю букву нашего слова:"У".Какой звук обозначает эта буква? Какой он?
6. Физ. минутка. (6 слайд)
Потрудились-отдохнем,
Встанем. глубоко вздохнем,
Руки в стороны. вперед.
Влево,вправо поворот.
3 наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять,
Руки плавно опустили.
Всем улыбку подарили.
7. Кроссворд"Начинай с буквы"С"(кроссворд на ватмане. Дети по одному выходят,вписывают слова по вертикали,подбирают проверочные) 7 слайд
-комната для еды (столовая);
-член семьи (сестра);
-хвойное дерево (сосна);
-ночная птица (сова);
-частичка снега (снежинка);
-баночка для соли (солонка);
-мускулистый человек (силач)
8. Подбор и запоминание родственных слов.
"Дополни словечко".
Он весну встречает песней,
Нету песни той чудесней,
Лучших среди птиц певец,
А зовут его. (скворец) 8 слайд
-Составьте предложение с этим словом. (2-3)
-Я расскажу стихотворение про скворца,а вы постарайтесь запомнить,какие похожие слова на слово"скворец" встретятся.
Мы построили скворечник для веселого скворца,
Мы повесили скворечню возле самого крыльца,
Все семейство вчетвером проживает в доме том:
Мать,отец и скворушки-черненькие перышки.
Кормит матушка скворчат, целый день птенцы кричат:
-Мы хотим добавку-муху и козявку!
(скворечня,скворечник,скворушки,скворчата)Затем повторить эти слова с опорой на мнемотаблицу. 9 слайд (можно на картоне)
Данные слова записаны на карточках,вывешиваются перед детьми.
-Поставьте в этих словах ударение,выделите корень,подчеркните безударную гласную.
-Что мы можем сказать об этих словах (они родственные)
-Какие из этих слов являются проверяемыми (скворечня,скворечник,скворчата,а какое будет проверочным для остальных (скворушка?
После выполнения данного задания открывается следующая буква слова:"И".
Заключительная част.
1. Решение проблемной ситуации"Где меч,а где мяч?" 10 слайд
-Так ли важно проверять написание безударной гласной в слове? Ну подумаешь,написал не ту букву (ответы детей)
-Стоит написать не ту букву,и получается новое слово,т. е. от одной буквы зависит значение всего слова. Вот послушайте,какая история приключилась с Сашей и Денисом. (11 слайд)
Саша написал письмо своему другу Денису :"Приходи вечером с мечом,сыграем".(текст записки на экране)Денис прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков. "Мяч будет,-сказал Саша. - Денис принесет. " Пришел Денис,а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились,что им не придется поиграть в футбол. Почему так получилось?
-Какое правило не знал Саша?
-Давайте его повторим.
После выполнения упражнения открывается последняя буква слова:"Т". Какие звуки обозначает эта буква?
2. Подведение итогов,рефлексия.
-Прочитайте слово,которое у нас получилось (эрудит)
-Кто такой "эрудит"(ответы).Где можно узнать значение слова (в толковом словаре)12 слайд (либо дети читают в словаре)
-Вам понравилось занятие? Покажите это с помощью карточек:красная-не понравилось, желтая-нейтральное отношение,зеленая-понравилось.