Лучший педагог года

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с ТНР «Звуки [З] — [З`]. Буква З»

Екатерина Малых
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с ТНР «Звуки [З] — [З`]. Буква З»

Тема: «Звуки З – З`. Буква З».

Цель: Закрепить у детей представление о звуках [З] и [З`], познакомить с буквой «З»

Задачи:

• Образовательные

• Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [З] и [З`].

• Отрабатывание навыка выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (на примере звуков [З] и [З`]).

• Закрепление умения дифференцировать звуки (на материале слов со звуками [З] и [З`])

Публикация «Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с ТНР „Звуки [З] — [З`], Буква З“» размещена в разделах

• Продолжение обучения фонетическому анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [З]и [З`]).

• Знакомство с буквой «З», усвоение зрительного образа буквы «З».

• Корррекционные

o Развитие фонематического слуха.

o Расширение и уточнение словаря детей.

o Развитие ВПФ (внимания, памяти).

o Коррекция зрительного восприятия (учет зрительной нагрузки и диагноза при подборе наглядного материала для каждого ребенка).

o Развитие мелкой моторики и осязания.

Воспитательные

o Воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям.

o Воспитание у детей культуры поведения на подгрупповых по типу фронтальных занятиях.

Оборудование: Волшебный мешочек, сигнальные карточки, пластилин синего и зеленого цвета, силуэты букв «З», буквы, предметные картинки со звуками [З] и [З`], зеркала 9х12см на каждого ребенка; ребусы и схемы слов; предметы, в названиях которых есть звуки [З] и [З'], две корзины, подарки

План занятия

I. Организационный момент:

Логопед :- Придумано кем-то

Просто и мудро

При встречи здороваться:

- Доброе утро!

-Солнцу и птицам.

- Доброе утро!

- Улыбчивым лицам.

- И каждый становится

Добрым, доверчивым….

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Логопед : - Сегодня на занятии нам предстоит выполнить очень много заданий, но чтобы их преодолеть нужно очень постараться и как следует размяться!

(Упражнение для развития внимания, памяти, мышления, речи).

Логопед :

- Чтобы на занятии слышать все внимательно, надо делать массаж ушей старательно.

Улыбнулись.

Взяли наши ушки,

Тянем до макушки, (Тянуть указательным и большим

Тянем их старательно, пальцем верхние края ушей вверх)

Слушаем внимательно.

Тянем, тянем наши ушки,

Но уже не до макушки, (Тянуть боковые края ушей в стороны)

Тянем ушки в стороны,

Чтобы все запомнить здорово.

Тянем наши ушки снова, (Мочки ушей – вниз)

Четко произносим каждое слово.

Речевая гимнастика.

(Дети за логопедом произносят чистоговорки)

За-за-за – в саду привязана коза.

Зы-зы-зы – мало травки у козы.

Зу-зу-зу – отвязали мы козу.

За-за-за – убегает прочь коза.

Зу-зу-зу – догонять пришлось козу.

За-за-за – вот упрямая коза.

Зу-зу-зу – привязали мы козу.

Логопед. - Молодцы! Мы хорошо размялись, и я думаю, теперь мы смело можем начинать наше занятие.

-На занятие я пришла не с пустыми руками, а взяла с собой волшебный мешочек. В этом мешочке чего только нет! А главное, здесь припрятаны задания с которыми вам нужно будет справиться. Каждый раз вам предстоит вытягивать из мешочка новое задание. Давайте же посмотрим, что там?

(ребенок достаёт из мешочка первое задание)

- Конверт! Посмотрите, что спрятано в конверте? (картинки)

- Давайте назовём изображённые на них предметы.

Дети называют слова, логопед объясняет значение непонятных и незнакомых слов.

- Как вы думаете, какие звуки мы будем сегодня повторять? ([З] и [З`])

II. Сообщение темы занятия.

Логопед : - Итак, сегодня мы будем вспоминать звуки [З] и [З`], а также познакомимся с буквой «З», которая обозначает эти звуки на письме.

III. Характеристика звуков по артикуляционным признакам.

Логопед : - Давайте вспомним, что такое звуки? (Это то, что мы слышим и произносим)

- Правильно! Произнесём звук [З]

Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук

- Что вы чувствуете? Как у нас выходит изо рта воздух?

(Воздушная струя встречает преграду)

- Значит, какой это звук? (согласный)

- Он твёрдый или мягкий? (твёрдый)

- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (звенит)

- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (звонкий)

- А теперь произнесём звук [З`]

Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук

- Что вы чувствуете? Как у нас выходит изо рта воздух?

- Значит, какой это звук? (согласный)

- Он твёрдый или мягкий? (мягкий)

- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (звенит)

- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (звонкий)

- Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди : З- зь – з- зь, они похожи или нет? (похожи)

- А чем эти звуки отличаются? ([З`] – мягкий, а [З] - твёрдый)

- Давайте повторим: звук [З] какой? (согласный твёрдый, звонкий)

- А звук [З`]? (согласный, мягкий, звонкий)

IV. Различение звуков [З] и [З`] на слух, определение места данных звуков в слове, придумывание детьми слов со звуками [З] и [З`].

Логопед : - А в мешочке уже новое задание!

Д/И «Сигнальщики»

Дети достают сигнальные карточки синего и зеленого цвета.

- Я предлагаю поиграть нам в игру «Сигнальщики»

Я буду называть слова со звуками [З] и [З '], а вы должны будете поднять соответствующую карточку синего или зеленого цвета.

Слушайте внимательно!

Д/и «Найди место звука в слове»

Логопед : - Следующее задание.

Детям попадаются схемы для определения места звука в слове и предметные картинки. Логопед вывешивает схемы где звуки [ З], [З'] вначале слова и в середине. Дети берут картинку, и прикрепляют её с помощью магнита под той или иной схемой.

- А теперь придумайте сами слова где звуки [З], [З'] будут вначале слова, а затем в середине.

V. Знакомство с буквой «З».

Логопед вывешивает изображение буквы «З».

Логопед : - Как вы думаете, что это?

- Это буква «З», которая обозначает какие звуки? ([З] и [З`])

- На что ещё похожа наша буква (на цифру три)

На эту букву посмотри!

Она совсем как цифра 3.

3 не просто завитушка,

3 — пружина, крендель, стружка.

- А в волшебном мешочке опять что-то есть. Проверти, что же там? (буквы)

-Вы правы, там буквы. Он разные, а ваша задача будет найти закрытыми глазами, на ощупь только букву «З».

(Дети по очереди достают Буквы)

-Какие молодцы!

- Итак, давайте повторим: Буква «З» обозначает 2 звука : [З] – согласный, твердый, звонкий и [З`] – согласный, мягкий, звонкий.

- А теперь настало время нам размяться.

VI. Физкультминутка

На полу разложены предметы, в названии которых есть [З] или [З`], дети делятся на две команды: одна собирает в свою корзину предметы со звуком [З], другая – в свою корзину предметы со звуком [З`]. (Зонт, заяц, зеркало, замок, забор, зебра, зерно, змея, резинка, звезда, узел)

VII. Закрепление зрительного образа буквы, профилактика нарушений письменной речи

- А теперь давайте представим, что мы художники, и рисуем портрет нашей буквы : нарисуем нашу букву пальцем в воздухе.

- Молодцы!

Логопед раздаёт детям карточки с контурным изображением буквы «З» и пластилин зелёного и синего цветов.

- Как вы думаете, что с этим можно сделать? (лепить буквы)

- Мы с вами будем создавать портрет нашей буквы.

- Почему я приготовила синий и зелёный пластилин (буква «З» обозначает два звука [З] и [З`], для твёрдого – синий цвет, для мягкого - зелёный)

- Выберете цвет, и замажьте пластилином букву, старайтесь не заходить за контур. Если украсите свою букву зелёным пластилином, то должны будете придумать слово на звук [З`], если синим - [З].

Дети выполняют задание

IX. Закрепление навыка звукового анализа и чтения

Логопед : - И последние задание, которое вам приготовил мешочек.

Дети достают ребусы

- Однажды слоги поиграли,

Не по порядку в слово встали,

И плачут слоги громко, дружно:

Кто нас расставит так, как нужно?

(дети ставят слоги по порядку и читают слова)

(Замок, зима, зонт, зубы)

- Ребусы вы разгадали, слоги по порядку расставили. Еще нужно подобрать к этим словам схемы.

Дети выполняют задание, логопед помогает.

- А теперь давайте прочитаем, что у нас получилось (дети читают слова)

- Молодцы!

X. Итог занятия

Припоминание детьми слов со звуками [З] и [З`], прозвучавших на занятии, повторение характеристик звуков.

- Ребята, вы справились со всеми заданиями, а в волшебном мешочке снова что-то есть!

-Ой, а это он, за ваши старания, сюрприз для вас приготовил!

Дети достают из мешочка подарки.

Публикации по теме:

Конспект итоговой НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №100 «Жар-птица» КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО НОД ПО ОБУЧЕНИЮ.

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема «Олимпийские кольца» Автор: Железова Мария Евгеньевна, воспитатель.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [с]-[з]» Конспект непосредственной образовательной деятельности по грамоте в подготовительной к школе группе. Подготовила учитель-логопед высшей.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство со звуком Ч и буквой Ч» Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква М» ТЕМА:"ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С НОВОЙ БУКВОЙ"М" ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:закрепить знание детей о согласных и гласных звуках русского языка,закрепить.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в Буквоград» Цель: способствовать овладению развитием различных форм познавательной деятельности: логического и ассоциативного мышления, воображения,.

КВН по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе Автор составитель воспитатель МАДОУ детский сад №23 «Родничок» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район Субботина О. Г. Цель.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Подарки Лесовика» Закрепить знания о гласных и согласных, о мягких и твердых, о звонких и глухих звуках; Упражнять в умении составлять и читать прямые и.

Конспкт занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [П], [П’]. Буква П» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звуки П, Пь. Буква ПЦель:Знакомство со звуками п, пь, буквой.

Конспект занятия по обучению грамоте в детском саду в подготовительной к школе группе Цель: Учить детей придумывать и составлять схему предложения, делить предложение на слова; слова на звуки и слоги; образовывать из существительных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с ТНР «Звуки [З] — [З`]. Буква З»
Опубликовано: 30 января 2016 в 15:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД