Ольга Николаевна Захарова
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима»
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка через составление предложений по сюжетной картине, закрепление представлений о зиме и ее приметах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить представление о зиме и её приметах;
- активизировать и расширять словарь по теме «Зима»;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать внимание, логическое мышление;
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- развивать связную речь;
Коррекционно-воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зимний период.
Оборудование: ладошки для приветствия, демонстрационный материал с изображением зимы, письмо, кинезиомешочки
Ход занятия
Логопед: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Пусть каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро продлится до вечера.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Николаевна, и я предлагаю вам поздороваться и познакомиться со мной с помощью ладошек, на которых изображено как именно вы будете это делать. Например: Меня зовут (полное имя, и показываете действие с ладошки, которую выбрали. Для того чтобы наше занятие прошло продуктивно мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику. Пальчиковая нейрогимнастика:
- Раз рука, два рука (ладони выставляем вперед)
Лепим мы снеговика (вращать ладонями)
Три, четыре, три, четыре
Нарисуем рот пошире (в воздухе рисуем улыбку)
Пять – найдем морковь для носа (погладить нос)
Угольки найдем для глаз (потереть глаза)
Шесть наденем шляпу косо, (руки к голове)
Пусть смеется он у нас (улыбнуться)
Семь и восемь, семь и восемь
Мы плясать его попросим (изобразить движения танца)
Для того, чтобы узнать, о чем мы будем сегодня разговаривать на занятии, давайте откроем письмо, которое я нашла утром в почтовом ящике, когда собиралась к вам. Для меня тоже секрет, что находится в конверте. Но на нем написано, кто его нам отправил (на конверте «Детям д/с «Родничок»», в письме разрезанная на несколько частей картина о зиме и текст письма). «Здравствуйте, ребята детского сада «Родничок». Пишут вам дети из далекой Африки. Недавно нам пришло письмо, а в нем разрезанная картина, которую мы, как ни старалась, не смогли собрать, потому что у нас в Африке круглый год лето, и что такое зима мы не знаем. А очень хочется узнать, какая она, зима? Если вы правильно соберете картину, то она появится на экране. Пожалуйста, расскажите нам про зиму».
Логопед: Ребята, давайте попробуем собрать картину и рассказать детям из Африки про зиму. Вы согласны? (Дети выражают свое согласие и собирают картину (картина появляется). Молодцы, справились с заданием. Логопед: Посмотрите на картину на экране, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (Дети отвечают). Правильно, говорить мы будем о зимушке-зиме, а для того чтобы ваша речь была плавной и красивой разомнем наши язычки.
2.Артикуляционная гимнастика Снова к нам зима пришла,
Много снега намела (упр. «Часики»).
- Чтобы с горки прокатиться
Сначала надо потрудиться (упр. «Качели»).
- Катим, катим снежный ком (упр. «Хомяк»)
Будем строить снежный дом (упр. «Хомяк», удерживать несколько секунд).
- Мы смеялись, мы играли,
Ну а ручки замерзали-
Надо ручки пожалеть,
Надо ручки нам погреть (поднести ладони к лицу и выдохнуть со звуком [Х])
- Ветер дует, снег валит
Нам домой идти велит (упр. «Заборчик»).
3. Беседа о времени года по картине на экране
Логопед: Хотелось бы с вами вспомнить:
- Какое время года наступит после зимы? (Дети: весна). Потом наступает? (Дети: лето). И последнее время года? (Дети: осень) Молодцы, вспомнили все времена года. В начале занятия вы собрали картину, на которой изображена зима. Поэтому я предлагаю каждому из вас по картине составить предложение. И из ваших предложений у нас получится ответ на письмо, которое мы с вами в конце занятия отправим по почте ребятам из Африки. Например: Зимой мальчики и девочки играют в снежки. Теперь ваши предложения. А я их буду записывать для письма (Дети составляют, логопед записывает на лист). Молодцы, какие интересные предложения вы составили. Дидактическая игра “Какой? Какие?”
Логопед: Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть слова, связанные с зимой, а вы отвечайте на вопросы.
Мороз зимой (Какой) — трескучий, сильный, крепкий, кусающий … Снег (Какой) — белый, холодный, пушистый, мокрый, блестящий… Лёд (Какой) – прозрачный, крепкий, тонкий, гладкий, скользкий… Ветер (Какой) – холодный, сильный, колючий, ледяной…
Зима (Какая) – белоснежная, морозная, снежная, холодная…
Логопед: Зимой очень часто идет снег, из которого что можно слепить? (Дети отвечают - снежок) Правильно из снега можно слепить снежок и такой необычный снежок у меня есть. Давайте с вами поиграем с ним и расскажем с помощью него сказку.
7. Нейрогимнастика с кинезиомешочками
Сказка: Жили-были мальчики и девочки (мешочек зажат между рук и переворачивается с правой руки на левую). И решили они погулять в лесу (мешочек в правой руке). Вот они идут – идут – идут (мешочек подкидывать ладонью правой руки невысоко). Вдруг попадается им по тропинке сугроб и его надо перепрыгнуть (мешочек подкидывается повыше). Опят идут – идут – идут – сугроб (мешочек 3 раза подкидывается невысоко, затем повыше). Высоко перепрыгиваем сугроб. Перепрыгнули на другую тропинку (мешочек с правой руки перекидывается в левую 3-4 раза). И опять идут – идут – идут (мешочек в левой руке). На тропинке сугроб, надо перепрыгнуть (мешочек высоко подкидывается). Шли, они шли и решили погреться (мешочек держим двумя руками). Мешочек вверх, правая нога вперед (делается 2-3 раза). Мешочек вверх, нога левая вперед (делается 2-3 раза). Мешочек вверх, нога правая назад (делается 2-3 раза). Мешочек вверх, нога левая назад (делается 2-3 раза). Мешочек вверх, нога правая в сторону (делается 2-3 раза). Мешочек вверх, нога левая в сторону (делается 2-3 раза). Согрелись и решили пособирать шишки. Встали под ёлками и начали собирать шишки (мешочек с тыльной стороны ладони правой руки перекинуть на внутреннюю сторону ладони, несколько раз перекинуть – собрать шишки). Собрали они много шишек и решили поделиться с белкой (перекидываем мешочек с внутренней стороны ладони на тыльную сторону, 2-3 раза). Пошли под другую елочку собирать и делиться с белкой шишками (выполняем те же действия, но левой рукой). А гуляли мальчики и девочки (выполняется первое действие) не просто в весеннем лесу, а в сказочном. А кто может жить в сказочном лесу? (дети отвечают – разные варианты). В нашем сказочном лесу живет Баба Яга и её любимое занятие – охотиться за ребятами (мешочки логопед кидает детям, дети - логопеду). Прогнали ребята бабу Ягу и стали радоваться (мешочек подкидывается двумя руками вверх высоко и хлопаем 1, 2, 3 раза). Радоваться можно: хлопнуть руками сзади, руки на поясе. И вот они радостные пошли домой (мешочек перекидывать с правой руки на левую руку). Вот сказочке конец, а кто слушал молодец (из рук и мешочков делается пирамидка и мешочки складываются в корзинку). Итог занятия.
- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
- Что мы делали на занятии?
- Что понравилось?
- Что у вас получилось лучше всего?