Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Составление описательных рассказов о насекомых по схеме»

Наталья Шпакова
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Составление описательных рассказов о насекомых по схеме»

Цель: развитие связной речи детей посредством составления описательного рассказа по алгоритму.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: пополнять представления детей новыми фактами о насекомых, активизировать словарь по теме «насекомые»; учить перекодировать символы в образы, составлять описательный рассказ, опираясь на план – схему; закреплять употребление в речи глаголов; формировать умение находить обобщающие признаки; стимулировать речевую активность детей;

Коррекционно-развивающие: развивать психические процессы: память, внимание, мышление; отрабатывать целенаправленный выдох, развивать мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, ответственности; воспитывать бережное отношение к природе;

Оборудование: игрушка пчела Майя, схема для составления описательного рассказа о пчеле, наглядные предметные картинки, угощение.

Ход занятия:

I. Орг. момент:

Логопед: - Сядет тот, кто назовёт пароль. А пароль на занятие - название какого-нибудь насекомого.

Дети называют насекомых и садятся на свои места.

II. Основная часть:

Логопед: - Скажите ребята, кто из насекомых умеет пархать? (Бабочка) А кто умеет жужжать? (Муха, жук) Кто звенеть? (Комар) Кто прыгать? (Кузнечик) Кто стрекочит? (Стрекоза) Собирает нектар? (Бабочка) Кто жалит? (Оса) Кто ползает? (Жук) У кого нет крыльев (Муравей) Зимой и летом зелёным цветом? (Кузнечик)

- Вы очень много уже знаете о насекомых, может угадаете, кто к нам сегодня пришёл в гости?

Рано утром просыпаюсь,

На работу собираюсь -

По полям они летают,

И цветочки опыляют.

Но одна из них умнее,

Веселее и добрее.

Дружат с нею все букашки,

Даже мышки, черепашки.

Всем на помощь поспешит,

Всех утешит, рассмешит.

Дети: - Пчела Майя.

(Воспитатель предварительно знакомит с содержанием сказки «Пчела Майя и её приключения» В. Бонзельс или показывает несколько серий мультсериала «Пчёлка Майя»)

Логопед: - Правильно, к нам в гости прилетела пчела Майя. Давайте поздороваемся с ней, ребята.

Игра «Четвёртый лишний».

Логопед: - А сейчас послушайте стихотворение, которое хочет рассказать вам наша пчела Майя. Только будьте очень внимательны, потому что в нем есть маленькая хитрость, вам надо догадаться кто в стихотворении четвертый лишний.

На лужайке шум, веселье:

Жук устроил новоселье.

Всех гостей он пригласил,

И за стол их усадил.

Здесь комар и воробей,

Здесь трудяга - муравей.

Кузнечик чуть не опоздал –

Последним в гости прискакал.

На всех жук смотрит с удивленьем:

-Кто пришел без приглашенья?

-Подумайте, ребята, кто же лишний? (Ответы детей. Если сразу не догадались, прочитать ещё раз)

Логопед: - Правильно, лишним на новоселье оказался воробей. А почему?

Дети: - Потому что, комар, муравей и кузнечик – это насекомые, а воробей – птица.

Логопед: - Видишь Майя как дети много знают о насекомых. Они и про тебя могут многое рассказать. Попробуем ребята составить рассказ о нашей пчеле Майе. А помогать нам будет схема (Карточка – помощница, на которой значками и картинками обозначено, о чём нужно рассказывать. Сейчас я вам её покажу.

Составление рассказов о пчеле (работа со схемой).

Логопед вывешивает на доску мнемотаблицу. Рассматривает таблицу вместе с детьми и разбирает то, что на ней изображено.

Логопед: - Смотрите, на таблице много разных подсказок. Но мы с вами будем шагать по ним по порядку.

1. - Вот первая подсказка. Как вы думаете, что это за знак вопроса? (Обвести карандашом/указкой, чтобы дети запомнили символ)

Дети говорят свои предположения.

Логопед: - Знак вопроса нас спрашивает - о каком насекомом мы с вами будем рассказывать? Отвечаем – это насекомое пчела.

2. Логопед: - Рома, что нам хочет сказать вторая подсказка, где три муравья разного роста?

Рома: - Надо сказать о размере насекомого.

Логопед: - Какого размера наша пчела?

Рома: - Пчела маленькая.

3. Логопед: - Ира, что ты видишь на этой картинке?

Ира: - На картинке я вижу краски.

Логопед: - О чём подсказывают нам краски?

Ира: - О том, какого цвета насекомое?

Логопед – А какого цвета наша пчела?

Ира: - Пчела полосатая, у неё желтые и чёрные полоски.

4. Логопед: - Катя, что изображено на четвёртой картинке?

Дети: - Пазлы.

Логопед: - Правильно, а из чего собирается картинка в пазлах?

Катя: - Из частей картинки. (Помощь логопеда в случаях затруднения)

Логопед: - А у тела насекомых тоже есть части. Подскажите, какие части тела есть у пчелы?

Дети: - Голова, грудь, брюшко, 6 лапок, крылышки, усики, жало. (Логопед, во время называния детьми частей тела, показывает картинку, с крупным изображением пчелы, указывая на части тела, которые называют дети, или даёт возможность им самим их показать)

5. Логопед: - Всё правильно. А теперь посмотрите на пятую подсказку. Кого Саша ты на ней видишь?

Саша: - Я вижу бабочку, муравья и кузнечика.

Логопед: - Саша, посмотри внимательно и скажи, что делает бабочка? Что делает кузнечик? А что муравей? (Логопед каждый раз называя насекомого, карандашом проводит по дорожке).

Саша: - Бабочка летит, кузнечик прыгает, а муравей ползёт/бежит.

Логопед: - А как передвигается пчела?

Дети: - Пчела летает.

6. Логопед: - Всё верно, пчела летает. Маша, посмотри, на шестой подсказке нарисован рупор, в который можно что-то говорить? А рядом звук [З], который тянется вот так: З-З-З.

Маша: - Так жужжат насекомые.

Логопед: - Правильно Маша, такой звук издают некоторые насекомые своими крылышками, когда летают. Наша пчела в полёте тоже умеет жужжать.

7. Логопед: - Дима, на картинке что нарисовано на седьмой картинке-подсказке?

Дима: - На картинке нарисован домик пчёл и пчёлы.

Логопед: - Правильно, картинка подсказывает нам, что надо не забыть сказать о том, где живут пчёлы. Кто помнит, как называется пчелиный домик?

Дети: - Пчелиный домик называется улей.

Логопед: - Правильно, пчёлы живут всей семьёй в улье около цветущих растений: в фруктовых садах или около цветочных полей и лугов.

8. Логопед: - Вася, то ты видишь на восьмой картинке?

Вася: - На картинке нарисована полянка с цветами и пчела с ведерком с мёдом.

Логопед: - Как ты думаешь, о чем можно рассказать, глядя на эту картинку? (Предполагаемый ответ ребёнка)

Логопед: - Конечно Вася, пчела прилетела на полянку, чтобы покушать цветочного нектара и пыльцы, и еще немного собрать, и принести в улей. Из нектара пчелы сделают вкусный сладкий и полезный мёд.

9. Логопед: - А, как вы думаете, что зашифровано на последней картинке?

Что на ней нарисовано?

Дети: - На картинке весёлый смайлик и злой смайлик.

Логопед: - Да, два смайлика и знак вопроса.

(Выслушать предположения детей)

Логопед: - Знак вопроса спрашивает нас, приносит ли пчела пользу человеку и природе (Логопед показывает карандашом на улыбающегося смайлика) или это вредное насекомое (Показать карандашом на злого смайлика).

Дети: - Пчела приносит пользу. Она даёт нам мёд.

Логопед: - Правильно ребята, пчела - это одно из наиболее полезных насекомых. Пчела делает мёд. Мёд - это еда не только для пчёл, но и для человека. Его едят как лакомство с хлебом, блинами, оладушками. Мёд обладает лечебными свойствами, и он помогает вылечиться от простуды. Его добавляют в различные сладости вместо сахара: в пряники, торты, пахлаву, а также добавляют в различные соусы, квасы. (Можно показать картинки для зрительной памяти) А ещё продукты жизнедеятельности пчёл (маточное молочко, прополис) используются в медицине. Воск, из которого сделаны соты, человек использует для изготовления свечей. И самое главное: пчёлы, перелетая с одного цветка на другой, опыляют растения и увеличивают урожай. (Часть информации о пользе для общего ознакомления и в рассказе детей может не использоваться)

Логопед: - Вот мы с вами и расшифровали все подсказки, а теперь Майя и вы ребята послушайте, какой рассказ можно составить о пчеле, используя все наши подсказки:

Примерный рассказ о пчеле.

Это насекомое пчела. Она маленького размера. У пчелы полосатая окраска, у неё желтые и чёрные полоски. У пчелы есть голова, грудь, брюшко, 6 лапок, усики, жало. Ещё у пчелы есть крылья и она умеет летать. В полёте пчела жужжит: Ж-Ж-Ж. Пчела живёт с другими пчёлами в домике, который называется улей. Улей ставиться около цветущих растений: в фруктовых садах или около цветочных полей и лугов. Пчела летает по полям и собирает с цветов нектар. Затем она летит с нектаром в улей, где делают из него вкусный, сладкий и полезный мёд. Пчела – это полезное насекомое. Человек ест пчелиный мёд, добавляет его в торты, пряники, лечится им. Из воска делает свечи. А ещё пчёлы, перелетая с одного цветка на другой, опыляют растения и увеличивают урожай.

Логопед: - Понравился вам рассказ про пчелу? А теперь Майя предлагает нам с вами поиграть. Становитесь все кружок.

Дыхательная гимнастика «Веселая пчелка».

Логопед: - Послушайте ребята, как пчела Майя произносит длительный звук "З-З-З". А теперь вы попробуйте на выдохе произнести звук "З-З-З". А теперь представьте, что пчелка села на нос (Звук и взгляд надо направить к носу, на руку, на ногу. Одновременно логопед читает текст:

Вот весёлая пчела

Детям мёда принесла: З-З-З! З-З-З!

Села нам на локоток З-З-З! З-З-З!

Полетела на носок З-З-З!

Пальчиковая гимнастик: «Пчелка»

Прилетела к нам вчера –

Полосатая пчела. машут ладошками

А за нею шмель-шмелёк,

И веселый мотылек на каждое название насекомого, загибают один пальчик

Два жука и стрекоза, делают кружки из пальцев и, как фонарики глаза, подносят к глазам

Пожужжали, полетали, машут ладошками

От усталости упали. роняют ладони вниз

Логопед: - Ребята, а кто из вас хочет составить свой рассказ по нашей схеме-подсказке? Майя с удовольствием вас послушает. (Несколько детей составляют свои рассказы у доски, количество зависит от времени и уровня внимания детей)

Логопед: - Ой, смотрите, пчёлка Майя улыбается, значит ей очень понравились ваши рассказы. И в награду она хочет угостить вас медовыми пряниками, которые вы сможете попробовать после нашего занятия. Что мы должны сказать нашей пчёлке Майе? (Дети говорят спасибо и прощаются с пчёлкой)

III. Итог.

Логопед: - Ребята, что нового вы сегодня узнали? Чему мы сегодня учились? (Составлять рассказы по схеме) Скажите, что вам помогало составлять рассказ? (Картинки-подсказки). Что было для вас интересным?

Все ответы детей являются условно предположительными!

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам»Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам» Начальная школа - детсий сад 27. Воспитатель: Санникова Т. В. г. Махачкала конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки»Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки» Тема: «В гостях у сказки». Цель: развитие диалогической речи. Задачи: - развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, правильно строить.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам»Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам» Цель: учить составлять по предметным и сюжетным картинкам с использованием предлогов; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Фрукты и ягоды
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Составление описательных рассказов о насекомых по схеме»
Опубликовано: 26 октября 2020 в 10:03
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 декабря. День банковского работника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику всех работников банковской сферы. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы заложить в детях основы финансовой грамотности и...

2 декабря. День сказки «Кошкин дом»

Скоро сказке Маршака «Кошкин дом» исполнится уже сто лет (он написал её в 1922 году), но она остаётся актуальной. По её содержанию детей можно учить и правилам пожарной безопасности, и нравственности....

Мастер-класс. Коллективная работа из ажурных салфеток «Зимняя сказка» в младшей группе
МАСТЕР - КЛАСС. КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА " ЗИМНЯЯ СКАЗКА " В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ, ЦЕЛЬ: - Выполнить коллективную работу из ажурных салфеток " Зимняя...
Осеннее оформление окна
Осень дарит нам очень много ярких красок. Практически вся природа меняет летний наряд на осенний. Вот и мне захотелось показать в оформлении окна это...
Детский мастер-класс по лепке из пластилина «Пингвин»
Детский мастер класс - «Пингвин» из пластилина. Цель: Научить детей делать пингвина из пластилина. Пингвины — жители холодных краев на планете Земля....