Ольга Смирнова
Логопедическое занятие в подготовительной группе с применением здоровьесберегающих технологий по лексической теме «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы с применением здоровьесберегающих технологий
по лексической теме : «Зима»
Материал рассчитан на детей подготовительной группы с логопедическим заключением "ОНР III уровня речевого развития"
Цель: активизировать словарный запас по лексической теме «Зима».
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
Публикация «Логопедическое занятие в подготовительной группе с применением здоровьесберегающих технологий по лексической теме „Зима“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
• расширять активный и пассивный словарь детей;
• упражнять в подборе определений, глаголов;
• закреплять навыки согласования имён прилагательных и причастий с именами существительными;
• закреплять у детей навыки словообразования;
• совершенствовать навыки грамматически правильного построения предложений;
• развивать связную речь.
Коррекционно-развивающие:
• развивать речевое дыхание;
• укреплять мелкую моторику пальцев, совершенствовать зрительно-моторную координацию, умение согласовывать движения со словесным сопровождением;
• способствовать профилактике оптической дисграфии;
• развивать зрительный анализ и синтез;
• способствовать развитию у детей пространственных представлений;
• развивать зрительное восприятие;
Коррекционно-воспитательные:
• воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений
• формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Предварительная работа:
Изучение лексических тем : «Зима». Наблюдения в природе, беседы по теме зима. Чтение художественной литературы.
Оборудование: снежинки с именами детей, бумажные снежинки для проведения зрительной и дыхательной гимнастики с ароматом хвои, рамка для картины, картина «Зимний пейзаж», индивидуальные подносы с манной крупой, образцы снежинок, предметные картинки, силуэтные картинки, контурные изображения предметов, тканевое полотно красного цвета (для активизации мыслительной деятельности, фрагмент музыкального произведения «Размышления» Ж. Массне.
Ход занятия
I.Организационный момент
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева,
И скорей вставайте в круг,
А теперь соседу справа
Руку тоже быстро дай,
Будем с вами мы играть,
Всем здоровья желать!
II.Вводная часть
Логопед : Я принесла с собой вам волшебные подарки.
(Из сундучка достаю снежинки с именами детей)
Как тебя зовут? (прицепляю).
- Эти чудесные снежинки с вашими именами помогут вам быть на занятии самыми внимательными, умными и сообразительными. Ну и конечно не забудем о том, что отвечать будем полным предложением, чётко и красиво!
- Проходите, присаживайтесь на стулья.
1. Сообщение темы и цели занятия
(Дети проходят и садятся каждый на свой стул. Перед детьми стоит мольберт с картиной накрытый полотном.)
Логопед : Ребята, а как бы вы объяснили, что такое зима? (Это холодное время года. В это время выпадает много снега. Зимой бывают сильные морозы, метели, вьюга, пурга) Разогреем свои язычки? Отгадайте загадки и выполните упражнения.
2. Артикуляционная гимнастика
«Лопатка»
Ручка есть, а не грабли
Землю роет, а не плуг.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до10.
«Сосулька»
Села детка на карниз
И растет все время вниз.
Описание. Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким удерживать в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.
«Сосульки посчитаем»
Описание. Рот открыть, кончиком языка поочерёдно – влево и вправо коснуться уголков рта.
«Саночки»
Под гору лечу
В гору тащу (саночки).
Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
«Метель»
В поле снежную постель
Стелет зайчикам (метель).
- Размяли язычки? Теперь они у вас точно не замёрзнут.
III.Основная часть
Логопед : Я принесла вам очень красивую зимнюю картину.
Закройте глаза. Представьте себе, что бы вы могли там увидеть. Один! Два! Три! Открывайте!
(Логопед снимает полотно, а там вместо картины пустая рамка)
Логопед : Ах! Картина исчезла! Это волшебница Зима заколдовала её и сделала невидимой. Давайте расколдуем её.
Логопед : Мы нарисуем новую картину! Но у нас нет ни карандашей, ни красок, ни фломастеров… Придумала! Мы будем рисовать картину с помощью слов. Как вы думаете, какие слова мы должны будем подбирать для нашей картины?
- Обычные, простые, которыми пользуемся каждый день, или будем стараться подбирать красивые, необычные слова?
Дети: Красивые, необычные.
3. Работа по теме занятия
Логопед : Итак, с чего же нам начать… Мы же будем рисовать картину с изображением зимы.
Как вы думаете, какой цвет будет самым главным на нашей картине?
Дети: Белый
4. Упражнение на согласование имён прилагательных с именами существительными
Логопед : Да на улице всё белым – бело! Повсюду, и тут и там лежит белый снег. Давайте назовём, что побелело зимой. Я вам буду показывать картинки, а вы называете, например, деревья покрыты белым снегом, какие они? – белые деревья.
Картинки: крыша, дерево, дома, куст, забор.
Логопед : Но неужели наша картина будет просто белой. Какой же тогда унылой и скучной получится она? Чтобы наша картина стала более весёлой, какой день мы нарисуем на ней?
Дети: солнечный, морозный, погожий, ясный, светлый, яркий.
5. Упражнение на согласование имён прилагательных
Снег на солнышке искрится, значит он какой? (Искристый, искрящийся). Снег сверкает - (сверкающий);
серебрится - (серебристый);
рассыпается - (рассыпчатый);
хрустит - (хрустящий);
А снежинка какая? (Хрустальная, серебристая, искристая.)
6. Упражнение «Нарисуй снежинку»
Логопед : Подойдите к столам. Посмотрите, снег лежит даже у вас на тарелочках. Давайте нарисуем снежинки для нашей картины. Вам поможет образец.
Логопед : Ведём прямую горизонтальную линию слева направо, затем ставим точку в верхнем левом углу и ведём наклонную линию наискосок в правый нижний угол. Ставим точку в верхнем правом углу и ведём наклонную линию наискосок в левый нижний угол. Нарисуем в середине кружок, дуги на каждом луче снежинки.
(Звучит тихая музыка. Дети по инструкции и зрительному образцу пальцем рисуют снежинки на манной крупе)
- Какая у тебя снежинка?
- Как твоя снежинка будет падать на землю?
(Индивидуальная работа. Помощь логопеда детям при затруднениях в выполнении работы)
Логопед : Снежинки у вас получились замечательные, нежные как настоящие, живые… Молодцы! Мы с вами нарисовали столько разных снежинок, что у нас может получиться на картине целый снегопад.
Внимательно рассмотрите свои снежинки. Только рассматривать мы их будем только глазами. Возьмите со столов снежинки в вытянутую левую руку.
7. Гимнастика для глаз
Раз снежинка, два снежинка (вверх-вниз)
Лучики кристаллики (влево-вправо)
Раз снежинка, два снежинка (вверх-вниз)
Снежные фонарики (влево-вправо)
Спрятались снежинки, белые пушинки
А мы веки опускаем, наши глазки отдыхают.
(закрыть глаза)
8. Упражнение на развитие направленного выдоха
Логопед : Посмотрите, снежинки «ожили». Давайте подуем на них холодным ветерком, чтобы они не растаяли.
Ледяные мотыльки, белые снежинки
Невесомы и легки, будто бы пушинки
И летают день и ночь, устали не знают
Серебристою каймой, землю укрывают.
Логопед : Вместе с нашими снежинками мы переместились в зимний лес.
Давайте вдохнём морозный воздух зимнего леса. (Дети вдыхают воздух, ощущая запах ароматического масла хвои)
- Чем пахнет в зимнем лесу? Глубокий вдох.
Дети: Хвоей, свежестью, морозом.
9. Физкультминутка
Дети все в кружок вставайте,
Физкультминутку начинайте. (Дети встают в кружок).
«Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны
Стали белыми дома….Складывают руки домиком над головой
Снег на улице идёт…. Двигают руками сверху вниз
Дворник улицу метёт…. Имитируют
Мы катаемся на санках….Приседают, руки вытягивают вперёд
Пишем на катке круги….Руки закладывают за спину, медленно кружатся
Ловко бегаем на лыжах…. Имитируют
И играем все в снежки….Лепят и бросают снежки
10. Беседа по теме занятия (продолжение)
Логопед : Какие другие краски можно увидеть в зимнем лесу? Встретится ли нам что-нибудь, например, красного цвета?
Дети: Грозди рябины, грудка у снегиря.
Логопед : А что мы можем встретить в лесу жёлтого цвета?
Дети: Ясное солнце, грудку у синички…
Логопед : Голубого (небо? Коричневого (стволы деревьев, оранжевого (лису, серого (белку, волка).
Логопед : А ели посмотреть на искрящиеся под лучами солнца снежинки, то какого цвета они будут?
Дети: Разноцветные
Логопед : Сколько оказывается красок в белом зимнем лесу!
11. Упражнение по подбору глаголов к именам существительным
Логопед : Какая же зима без веселья и зимних забав! Как можно веселиться?
А вот мои маленькие подсказки. (Детям предлагаются силуэтные изображения предметов для зимних игр.)
Логопед : Что можно делать на санках?
Дети: Ехать, катиться, спускаться, мчаться…
Логопед : На лыжах?
Дети: Ехать, кататься, бежать…
12. Работа по составлению предложений
Логопед : Как вы думаете, какое настроение у детей? Каким цветом вы нарисовали его на нашей картине?
(Появляется картина, прикрытая калькой. На кальке нарисованы контурные изображения предметов, которые есть на картине.)
Логопед : Посмотрите, какие-то образы стали проявляться, но нашу картину словно снегом запорошило. Что вы можете разглядеть?
(Дети ищут контурные изображения предметов, нарисованных на кальке. Показывают их).
Логопед : Составим предложения, используя красивые слова, которые мы проговаривали на занятии.
IV.Заключительная часть
Логопед : Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?
13. Подведение итогов занятия.
Логопед : Ну вот мы и расколдовали нашу картину. Какая же картина
получилась у нас получилась? Подберите подходящие слова –признаки.
Что понравилось на занятии больше всего?
(дети отвечают)
Логопед : Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным.
Спасибо за внимание.
Список литературы:
1. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). – СПб. : Детство-пресс, 2016.
2. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика - СПб. : Детство-пресс, 2016.
3. Воробьева Т. А., Воробьева П. А. Дыхание и речь – СПб. : Издательский дом «Литера, 2014.
4. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. - СПб. : Детство-пресс, 2016.
5. Коновалова Н. Г. Зрительная гимнастика для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – Волгоград. : Учитель, 2017.