Ирина Еловикова
Конспект логопедического занятия с подгруппой детей старшего возраста «Знакомство со звуком и буквой Н»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
для подгруппы детей старшего дошкольного возраста
составила учитель-логопед Еловикова И. Г.
Тема : Знакомство со звуком и буквой Н.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
• развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
• совершенствовать навык правильного длительного вдоха через нос и плавного выдоха через рот, формировать умение регулировать силу выдоха;
Публикация «Конспект логопедического занятия с подгруппой детей старшего возраста „Знакомство со звуком и буквой Н“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
• развивать координацию и точность движений при конструировании
из мелкого строителя, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
• развивать фонематическое восприятие и речевое внимание;
• развивать интонационную выразительность, умение модулировать
голос в соответствии с ролью.
образовательные:
• учить подбирать слова-синонимы;
• образовывать качественные и притяжательные прилагательные;
• формировать знания о фразеологических оборотах;
• уточнять и расширять глагольный словарь;
• совершенствовать умение анализировать звук по акустическим
признакам,
• познакомить с новой буквой Н и ее написанием.
воспитательные:
• воспитывать интерес к художественной литературе, желание использовать игры -драматизации в самостоятельной деятельности;
• воспитывать инициативу, желание брать на себя роль;
• воспитывать нравственные качества (бережное отношение к
пособиям);
• воспитывать личностные качества: эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости)
здоровьесберегающие:
• планировать объем материала с учетом повышенной
утомляемости;
• следить за соблюдением правильной осанки;
• способствовать созданию благоприятного психологического
климата;
• соблюдать режим охраны зрения;
• чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: набор настольного театра «Три поросенка», маска волка,
буква Н на каждого ребенка.
Организация: дети сидят за столами напротив друг друга, на столе логопеда - декорации для настольного театра.
Ход ЗАНЯТИЯ:
- Сегодня мы с вами отправимся в одну интересную сказку.
Отгадайте без подсказки - кто герои этой сказки?
Носик круглый, пятачком, хвостик маленький, крючком.
Трое их - и до чего же братья дружные похожи!
(ответы детей - «Три поросенка»)
- Вы отгадали правильно! А вот и они! (выставляются фигурки поросят)
- Кто знает, как звали этих поросят? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф)
- Поросята весело проводили время летом в лесу, пока не наступила осень. А что бывает осенью? Какие осенние приметы вы знаете? (Становится холоднее, желтеют и опадают листья, идет холодный дождик)
- Что придумали поросята, чтобы укрыться от холода и дождя? (Ответы детей)
- Да, они решили построить себе дома. Ниф-Ниф набрал соломы и начал из нее строить себе дом. Кто хочет ему помочь? (Один ребенок с помощью логопеда ставит детали конструктора на стол).
- А Нуф-Нуф собрал в лесу палочки, веточки и построил дом из них. (Второй ребенок строит домик из деталей театра)
- Вот и готовы оба дома! Дом у Ниф-Нифа из соломы - он какой? (Соломенный) - А домик Нуф -Нуфа - из дерева, значит он.? (деревянный)
- Веселятся поросята, поют, танцуют и не замечают, что за ними следит…ВОЛК! Какой волк в сказке? (Злой, страшный, коварный, голодный)
- Выскочил он на поляну и набросился на поросят! Еле успели они укрыться в домике Ниф-Нифа. Сидят, дрожат как осиновые листочки. А волк тихо подошел к дому… Как еще об этом можно сказать? (Подкрался)
- И начал дуть изо всех сил! Покажите, как он дул?
- Вдохните через нос. Плечи не поднимайте, округлите губы - не надувая щек - выпустите весь воздух изо рта. (Контроль за правильным выполнением задания) Дети дуют 2-3 раза.
- Кто хочет показать, как дул волк на соломенный домик? (На голову ребенка надевается шапочка волка, ребенок выполняет выдох в сторону домика)
- Домик упал! Как можно еще сказать? Рассыпался, развалился, разрушился, разлетелся.
- Поросята взвизгнули от страха и бросились наутек. Что это значит? (Быстро побежали)
- Примчались они к дому Нуф-Нуфа, сидят ни живы ни мертвы. А волк опять принялся дуть. (Повторение дыхательной гимнастики)
- Домик зашатался, но не упал. Тогда волк пошел на хитрость. Что это значит? (Решил обмануть поросят) Нашел в лесу шкуру овцы и надел ее. Чью шкуру он надел? (Овечью)
- Подошел к домику и заблеял жалобным голосом. Что мог сказать волк поросятам? (Варианты ответов детей - если они затрудняются, логопед дает свой образец) - «Я бедная овечка, пустите меня погреться.» (Интонация и сила голоса меняется в зависимости от взятой роли) - 3- 4 ответа.
- Поросята совсем было поверили волку, но вдруг из-под овечьей шкуры заметили его лапы. Чьи лапы они увидели? (Волчьи)
- Уходи, злодей! - закричали поросята. Волк сбросил шкуру и опять принялся дуть что было силы. (Двое детей показывают, как дуть)
- И деревянный домик не устоял! Выскочили братья из него и побежали, только пятки засверкали! (На столе готовый образец домика Наф-Нафа)
- Подбежали к дому старшего брата -Наф-Нафа. А тот построил себе дом из кирпича. Какой у него был дом? (Кирпичный, прочный, крепкий, надежный)
- Вбежали братья к Наф-Нафу, трясутся от страха… Но сколько волк ни старался, сколько ни дул - ни один кирпичик не сдвинулся с места. Тогда волк решить попасть в дом через дымоход. Что он захотел сделать? Как еще можно об этом сказать? (Залезть в трубу, забраться, пролезть, проникнуть, вскарабкаться, пробраться)
- Волк забрался в дымоход - и провалился! Упал прямо в котел с горячей водой. Как по- другому она называется? (Кипяток). Что с ним случилось? (Он обжегся, ошпарился). Выскочил волк из домика и побежал со всех ног прочь. Больше его в этом лесу не видели.
- Как звали старшего брата?
- С какого звука начинается его имя? (Н)
- Это звук гласный или согласный? Объясните.
- Он звонкий или глухой? Докажите. (на доске ребенок выбирает символы звука)
- На письме этот звук обозначается буквой Н. (Прописать букву на доске, рассмотреть элементы, их расположение.)
-Звук Н бывает твердым и мягким.
Имя какого поросенка начинается с мягкого звука Нь? (Ниф-Ниф)
- Этот звук на письме мы тоже обозначим буквой Н. (Рассматривание буквы, ее элементов) Обведите ее пальчиком по контуру.
- Пропишем эту букву в тетрадях.
- Подарим поросятам слова, начинающиеся со звука Н и Нь.
(Дети с доски выбирают картинки носки ноты ножницы нарцисс нитки)