Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса «Звуки [С], [Ш]»

левицкая наталья
Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса «Звуки [С], [Ш]»

Тема: " Дифференциация звуков [С-Ш] и закрепление связи звука и буквы. Морская прогулка".

Цели:

-закрепление правильного произношения и различения звуков;

-развитие фонематического слуха и восприятия;

-закрепление умения составлять предложения, используя слова с заданным звуком;

-развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых ситуациях;

-развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

-развитие дыхания;

-развитие навыков чтения, умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Приемы и методы:

-использование художественного слова (загадки, стихотворение);

-сюрпризный момент;

-музыкальное сопровождение (использование аудиокассет);

-наглядность;

-рассказ логопеда.

Оборудование: иллюстрации с морским видом, карта, сюжетные картинки с изображением острова, картинки со звуками "С" и "Ш", рыбки, плакат с морской атрибутикой, тонированные альбомные листы, фломастеры, магнитофон, аудиокассеты с записями шума моря, вальса, бутылка, карточки со словами, песок.

Ход урока.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Какой сегодня прекрасный день. Мне очень повезло - я буду проводить у вас занятие. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

-Ребята, а умеете ли вы слушать? Закройте глаза, голову положите на грудь, руки спокойно расположите на парте. (Звучит фонограмма моря.) Что вы сейчас услышали?

-Верно, это шум моря. Посмотрите какое оно красивое. (Выставляются морские иллюстрации.)

-Ребята, а что вы можете сказать о море? Какое оно?

2. Работа над развитием дыхания.

-Ах, какой свежий воздух на море! Давайте подышим этим целебным воздухом. Сделаем вдох носом и выдохнем через рот. Вдохнем в себя свежесть, красоту, доброту морского воздуха, а выдохнем через ротик все обиды и огорчения.

3. Знакомство с темой урока.

-Скажите, а вы любите путешествия? Тогда я приглашаю вас в путешествие на корабле. (Дети рассматривают карту.)

-Куда бы вы хотели поплыть? Да, много мест куда можно отправиться. Давайте посмотрим на карту и выберем.

-Ой, смотрите, ребята, на карте красный флажок! Как вы думаете, что обозначает красный цвет?

-Наверное, там что-то случилось. Я предлагаю отправиться на этот остров и помочь.

-А что же нам взять с собой в дорогу? (На доску вывешиваются плакаты, выполненные в технике "наложение".)

- Рассмотрите внимательно рисунки. Какие предметы здесь изображены?

-Какой общий звук в словах сундук, компас, весло?

-Расскажите, как образуется звук "С"? Какой звук "С"? (согласный или гласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий)

-Какой общий звук в словах штурвал, шлюпка, тельняшка?

-Как образуется звук "Ш"? Дайте характеристику звука "Ш".

-Сегодня на занятие мы не только отправимся в путешествие на остров, но и будем учиться различать звуки "С" и "Ш".

4. Развитие пространственной ориентировки.

-Но перед тем как отправиться в путешествие давайте потренируемся. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве, ведь это так важно для моряков. Перед вами лежат морские карты. Что изображено в верхнем правом углу, в нижнем левом углу?

-А теперь составим маршрут. Я буду называть направление, а вы чертите путь. Но запомните передвигаться можно только по одной клеточке.

-Вверх, направо, налево, прямо и т. д.

-Какие вы молодцы, все правильно начертили маршрут нашего путешествия.

5. Дифференциация звуков на слух.

-Каждый настоящий моряк умеет определять направление ветров. А вы умеете?

-Давайте потренируемся. Вы помните какие звуки помогают нам в путешествии?

-Когда мы произносим звук "С", где находится кончик языка? Правильно внизу. (Демонстрируется стрелка, направленная вниз.)

-Когда мы произносим звук "Ш", где находится кончик языка? Правильно вверху. (Демонстрируется стрелка, направленная вверх.)

-Сейчас мы будем определять направление ветра. Если вы услышите звук "С", то выкладываете стрелку, направленную вниз. Если услышите звук "Ш", то выкладываете стрелку, направленную вверх.

-С, Ш, С, С, Ш, Ш, С.

-Какие вы молодцы, все правильно выполнили.

6. Воспроизведение слоговых рядов.

-Давайте вместе скажем:" Раз, два, три наш корабль вперед лети!"

-Занимайте скорее места каждый на своем корабле.

-Ох, какое море синее, волны высокие. Смотрите, кто-то встретился на нашем пути. Кто же это? Отгадайте загадку:

Видит мир морской насквозь.

Головастый красный гость

Приспособил восемь ног

Для охоты. (осьминог)

-Огромный осьминог не дает кораблю проплыть. Что же нам делать? Давайте расскажем ему чистоговорки и поиграем с ним в мяч.

Са-са-са- залетела к нам оса.

Ша-ша-ша- Саша моет малыша.

Со-со-со- Миша катит колесо.

Шо-шо-шо-

Су-су-су- Мишку видели в лесу.

Шу-шу-шу-

-Осьминог освободил нам путь, теперь мы можем отправляться дальше.

7. Дифференциация в словах.

-Путь нам с вами предстоит долгий. Не хотите ли порыбачить?

-Посмотрите, какие чудесные рыбки плывут перед нами! Назовите все картинки какие нам принесли рыбки. Найдите пожалуйста тех рыбок, которые принесли на своих плавниках картинки со звуком "С". Отпустите их в тот аквариум, где изображена соответствующая схема.

-Выловите тех рыбок, которые принесли картинки со звуком "Ш". Отпустите их в аквариумы в зависимости от расположения звука.

8. Работа над формой букв.

-Ребята, а у вас в классе дружные ребята? И все друг другу помогают?

-А в этом море живет одна одинокая медуза у которой нет подруг. Давайте нарисуем ей друзей.

-Положите свою ладошку на водную гладь и обведите ее. (Детям раздаются цветные альбомные листы.) Дорисуйте ротик и глазки.

-Давайте дадим нашим медузам имена со звуком "С" и со звуком "Ш".

-Но у нашей медузы есть еще одна беда -она не знает как выглядят буквы "ЭС" и буква "ША". Обведите, пожалуйста, синим карандашом букву "ЭС", а фиолетовым "ША".

-Напишите на песке печатную букву "ЭС". Теперь букву "ША".

-А чтобы медуза не забывала как пишутся письменные буквы, давайте сконструируем их из деталей.

9. Физкультминутка.

-Вы замечательно справились с заданием, и медуза предлагает нам станцевать вместе с ней вальс.

(Звучит вальс, и дети выполняют движения под музыку.)

10. Игра "Отгадай слово. "

-Опять перед нами препятствие. Отгадайте, кто преградил нам путь?

Эта рыба хищник злой,

Всех проглотит с головой,

Зубы показав, зевнула

Хлоднокровная. (акула).

-Акула откусила от каждого слова букву. Но что же это за буквы "ЭС" или "ША»? Давайте вернем буквы на место и прочитаем слова.

.апка. умка. оль. ипы

ду. .анки. лем. ода

.ина анана. .уба. ова

-Придумайте предложения с этими словами.

11. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

-Плывем дальше. Вижу впереди остров. Кажется, мы приплыли на место. Какой странный остров! Птицы не поют, цветов не видно. Грязно кругом. Что же здесь случилось? Посмотрите на надпись: "Помогите. "

-Посмотрите бутылка, а в ней рисунки. Что же произошло с этим островом? Давайте попробуем разобраться.

-Расположите рисунки в той последовательности как все происходило.

-Сначала это был прекрасный уголок. Затем сюда приплыли отдохнуть злые пираты и остров стал грязным неуютным.

-Давайте подумаем, как нам помочь острову, чтобы он стал опять прекрасным?

-Правильно. Надо все вокруг убрать, почистить и никогда не обижать жителей этого острова.

12. Итог занятия.

-Пора возвращаться. Давайте скажем волшебные слова: "Раз, два, три наш корабль вперед лети!".

-Снова в класс вернулись мы. Ребята, а какие звуки помогали нам во время путешествия?

-Как вы думаете можем ли мы снять красный флажок?

-И если где-то случится беда, мы снова придём на помощь и поможем сделать мир прекраснее.

-Какие звуки помогали нам в путешествии? Придумайте слова со звуком "С" и со звуком "Ш".

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письма и чтения с учащимися 1 классов «Дифференциация согласных» Тема: Дифференциация согласных [С] - [Ш] в слогах, словах. предложениях, тексте. Цель: Закрепление правильных артикуляционных укладов.

Конспект логопедического занятия «Звуки [Л]-[Л’]» Конспект логопедического занятия по теме: «Звуки Л-ЛЬ» Цель: 1. Произношения и различение звуков Л-ЛЬ. 2. Пересказ рассказа «Почта» с опорой.

Конспект логопедического занятия «Звуки [М]-[М’]» Конспект логопедического занятия по теме: «Звуки М-МЬ» Цель: 1. Произношения и различение звуков М-МЬ 2. Преобразование деформированной.

Конспект логопедического занятия «Звуки [н]-[н’]» Конспект логопедического занятия по теме: «Звуки Н-НЬ» Цель: 1. Произношения и различение звуков Н-НЬ. 2. Знакомство с буквой Н. 3. Звуко0буквенный.

Конспект логопедического занятия по теме «Звуки [Р]-[Р’]» Конспект логопедического занятия по теме: «Звуки «Р-РЬ» Задачи: 1. Закрепление произношения и различение звуков Р-РЬ. 2. Знакомство с буквой.

Конспект логопедического занятия «Звуки «[с]-[с’]» Конспект логопедического занятия по теме: «Звуки «С-СЬ» Задачи: 1. Закрепление произношения и различение звуков С-СЬ. 2. Знакомство с буквой.

Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса с ОВЗ «Дифференциация звуков [с]-[з]» Цель: Развитие фонематического слуха, формирования навыка дифференциации звуков с-з. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. учить детей.

Конспект логопедического занятия «Звуки [п]-[т]-[к]» Занятие 2 Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы». Совершенствование.

Конспект логопедического занятия «Звуки [С]-[С’]. Буква «С» Конспект логопедического занятия. Тема: «Звуки [с] – [с’]. Буква С» Цель: закрепить навыки четкого различения и произношения звуков [с].

Конспект урока по предмету «Ориентировка в окружающем» с учащимися 3 класса с ОВЗ «Прогулка в зимний лес» Предмет: Ориентировка в окружающем Провела: Высоцкая Ольга Анатольевна, учитель класса Тема: Прогулка в зимний лес Задачи:.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса «Звуки [С], [Ш]»
Опубликовано: 12 марта 2018 в 00:04
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 июля. Смотр математических игр на МААМ

Человечество начало считать еще в глубокой древности. Появление математики было вызвано жизненной необходимостью — людям приходилось измерять урожай, пересчитывать скот, производить денежные расчеты,...

17 июля. День этнографа

Так сложилось, что июль месяц традиционно становится временем этнографических экспедиций. Учёные, преподаватели и студенты ездят по сёлам, станицам, хуторам, расположенным вдали от крупных городов....

Развивающая тактильная панель для детей младшего дошкольного возраста
Цель: упражнять детей в сравнении предметов контрастных размеров и цветов, дать понятие «один», «много», упражнять детей в игре с липучками-застежками,...
Педагогический проект «Насекомые и их знакомые» в младшей группе
Педагогический проект «Насекомые и их знакомые» в младшей группе. Тип проекта : познавательный. Возрастная группа : младшая группа ( 3-4 года)...
Фотообзор исторического фестиваля «Времена и эпохи»
Исторический фестиваль «Времена и Эпохи» проводится в Москве уже с 2011 года. Его целью является знакомство с историей жителей России в наглядной форме. Из...