Наталья Захарова
Конспект логопедического занятия в старшей группе комбинированной направленности «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Перелетные птицы».
Задачи:
коррекционно-образовательные:
• расширить представления детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни
• развивать внимание, память, мышление, воображение;
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе комбинированной направленности „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2024
• развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику;
• развивать мелкую и общую моторику, закреплять навыки координации движений с речью;
• развивать зрительное, тактильное, и слуховое восприятие.
• развивать слухо-речевую память
коррекционно-развивающие:
• формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;
• закреплять умение образовывать множественное число существительных;
• упражнять в употреблении приставочных глаголов;
• закреплять умение согласовывать числительные с существительными;
• закреплять умение слогового анализа;
• учить образовывать сложные прилагательные;
• учить употреблять в речи предлоги: «в», «на», «под», «над», «около»
коррекционно-воспитательные:
• воспитывать интерес к окружающей среде и бережное к ней отношение развитие доброжелательности, чувства взаимопомощи.
Оборудование: ручная кукла "Маруся", предметные картинки по теме, разрезные картинки, аудиозапись «Голоса птиц», макет дома, мяч, прищепки, синельная проволока, перья, мешок.
Ход занятия:
Орг. момент. (Создание положительного эмоционального фона занятия).
Логопед : Ребята давайте возьмемся за руки, друг к другу повернемся, друг другу улыбнемся и зарядимся хорошим настроением.
Мини-разминка:
Ручки готовы? Да -да -да
Ножки готовы? Да-да-да
Глазки готовы? Да-да -да
Ушки готовы? Да -да-да
Пусть наши головки думают всегда
Артикуляционная и дыхательная гимнастика:
А теперь мы закроем глаза, сделаем глубокий вдох носом и длительный выдох ртом и отправимся на весеннюю полянку. Сверху солнце светит (тянем язык вверх, снизу снежок тает (тянем вниз, слева – ручей бежит, справа подснежники виднеются, сзади заяц прыгает по полянке (Блинчик, а впереди у забора нас ждет гостья Маруся.
Основная часть:
Логопед : Ребята, Маруся только вернулась из путешествия и хочет показать вам свои красивые фотографии. Попробуйте догадаться, кого фотографировала Маруся (включается звукозапись голоса птиц).
Дети: Маруся фотографировала птиц.
Логопед : Верно! Это птицы.
Маруся видела даже самых необычных птиц и привезла от них для вас подарок.
Дети закрывают глаза, а логопед трогает ребенка перышком (ребёнок показывает место прикосновения и забирает перышко).
Найдите такое же перышко на столе и присаживайтесь.
Дети садятся на стулья.
1. Знакомство с перелетными птицами. Отгадывание загадок.
Логопед : Ребята, какое время года сейчас наступило? (Наступила весна).
Логопед : Скажите дети, как называются птицы, которые улетают
от нас осенью в тёплые края, а весной возвращаются к нам? (Это перелетные птицы). Давайте посмотрим каких птиц фотографировала Маруся.
Здесь же называем, когда этих птиц много.
Труд людей он уважает
Гусениц уничтожает!
Есть на дереве дворец
В нем живёт с семьёй.
Как вы думаете кто? (Скворец) Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
Кукушка
Маленький певец лесной
Лучше всех поёт весной
Соловей
Птица белая как снег.
Птица, что красивей всех
Выгибает гордо шею, назовем ее скорее?
Лебедь Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Грач
Прилетает к нам с теплом.
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
Ласточка
Не позавидуешь работе
Стоять весь день ногой в болоте
И ловить в нём наугад
Длинным клювом лягушат.
Аист
2. Игра «Назови части тела птицы».
Логопед : Мы с вами познакомились с перелетными птицами. Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите, что есть общего у всех птиц? Давайте назовем части тела птиц. Голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья. Крылья есть у птиц – они умеют летать. Чем покрыто тело птиц? (Оно покрыто перьями)
У птиц есть голова. У птиц есть два крыла. У птиц есть две лапки. У птиц есть хвост. У птиц есть клюв. У птиц есть шея. Тело птиц покрыто перьями.
3. «Сложные слова»
Маруся хочет подарить вам эти фотографии, но нужно справиться с ее заданием.
У аиста длинный клюв – длинноклювый.
У грача черные глаза – черноглазый.
У лебедя длинная шея – длинношеий.
У соловья звонкий голос - звонкоголосый.
У скворца острый клюв – остроклювый.
У ласточки длинный хвост – длиннохвостая
4. Развитие дыхания «Фокус»
Научим Марусю дуть.
5. Д/ И «Готовим угощение». Делим слова на слоги.
Птицы очень проголодались и нам с вами надо их покормить. Мы будем угощать их червяками и гусеницами.
Но нам надо понять сколько червяков и гусениц нужно каждой птице. Прохлопаем названия птиц и поймем кому сколько понадобится лакомства.
Дети делят слова на слоги и прикрепляют прищепки
6. «Червячки для птиц». Развитие длительного речевого выдоха и мелкой моторики.
Давайте встретим прилет птиц и подготовим для них лакомство – червяки.
Делаем вдох носом, поют А и накручивают синельную проволоку на пальчик
Маруся зовет вас поиграть!
7. «Считаем до 6»
Догадайтесь, что за птицу задумала Маруся
• Эта черная птицы, очень похож на ворону – грач.
Один грач, 2 грача, 3 грача, 4 грача, 5 грачей, 6 грачей
• Это красивая, белая, водоплавающая птица – лебедь
Один лебедь, 2 лебедя, 3 лебедя, 4 лебедя, 5 лебедей, 6 лебедей
• Эту птицу мы можем увидеть на наших реках. Иногда они близко подплывают к людям, чтобы попросить у них еды.
Включаем запись утки
Одна утка, две утки, три утки, четыре утки, пять уток
8. «Прилет утки». Развитие глагольного словаря и навыков употребления предложно – падежных конструкций
Ребята, смотрите кто к нам летит. Это же … утка
Утка к нам …прилетела, через озеро … перелетела, к дому…подлетела, вокруг дома…облетела, в дом залетела, из дома вылетела и села НА крышку, спряталась ПОД крышу, залетела В дом, вылетела ИЗ дома и далеко…улетела
9. Разрезные картинки. Развитие зрительного восприятия
Ветер подул, все фотографии наши разорвались. Дети собирают своих же птиц
10. «Фото для Маруси». Развитие слухоречевой памяти и графомоторных навыков.
У Маруси не все фотографии проявились. Давайте поможем ей. Возьмите не красный, не синий, не зеленый карандаш, а какой? Коричневый.
Дети обводят птицу.
11. Поведение итогов. Рефлексия