Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ФФН «Звук [Ц]»

Людмила Томачева
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ФФН «Звук [Ц]»

Конспект логопедического занятия

в старшей группе компенсирующей направленности

для детей с ФФН

учитель-логопед МБДОУ

«Детский сад «Эврика»

Толмачева Людмила Алексеевна

Тема: «Звук «Ц»

Цели:

Коррекционно-образовательная:

-учить детей характеризовать звук «Ц» с опорой на акустические и артикуляционные признаки;

Коррекционно-развивающая:

- развивать фонематические процессы;

- развивать умение определять позицию звука «Ц» в слове;

-упражнять детей в звуковом анализе из трех звуков;

-развивать умение составлять предложение по двум опорным словам;

-развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, зрительный гнозис.

Коррекционно-воспитательная:

- учить детей самостоятельно контролировать правильное произношение поставленных звуков в спонтанной речи;

- формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, самооценку.

Оборудование:

Разрезные картинки в конвертах, предметные картинки, в названиях которых присутствует звук «Ц», символ звука, схема для характеристики звуков, буква Ц, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактические пособия: «Гусеница», «Синица», «Волшебный колодец» с картинками для составления предложений, «Звуковые часы», игрушка цыпленок, наборное полотно, фланелеграф.

Ход.

1. Оргмомент.

Приветствие.

Логопед. Сегодня к нам пришло много гостей. Мы рады всех видеть. Давайте всем улыбнемся и поприветствуем.

2. Самомассаж.

3. Развитие артикуляционной моторики.

Сопряженная гимнастика

«Улыбка – трубочка», «Маятник», «Качели», «Птенчики».

4. Развитие психологической базы речи.

Логопед: Ребята, для каждого из вас я приготовила задания. Эти задания в конвертах.

Подойдите к столу и слушайте внимательно. Даша, твой конверт – с красным кругом и зеленым квадратом. Ирина, твой конверт – с синим квадратом и желтым овалом. И т. д.

Дети берут конверты и садятся на ковер и собирают разрезные картинки.

Задание: Попробуем собрать целую картинку из частей.

Логопед: Назовите картинки, которые вы собрали? Отвечайте полным предложением.

Дети: Я собрал цыпленка. Я собрала цаплю. И т. д.

Логопед: Уберите картинки в конверт, положите на стол и проходите на свои места.

5. Собщение темызанятия. Дети садятся за столы. Логопед открывает наборное полотно, на котором стоят картинки: цапля, цыпленок, заяц, овца, гусеница, лестница, цветок, колодец, мельница.

Логопед: Еще раз назовите картинки, которые мы собирали.

Дети хором называют картинки.

Логопед: Какой звук слышится во всех этих словах?

Дети: Звук [Ц].

Логопед: Давайте произнесем его. Что делают губы? Зубы? Язык?

6. Артикуляция звука.

Когда мы произносим звук «ц»,

наши губы улыбаются,

зубы сближаются, но не сжимаются,

язычок упирается в нижние зубы.

Поднесите ладошку ко рту и еще раз произнесите звук «Ц», что вы ощущаете?

По середине языка идет сильная короткая воздушная струя.

Потрогайте горлышко. Что происходит в горлышке?

Струнки в горлышке не дрожат, голосок спит.

7. Характеристика звука.

А теперь расскажите про звук «Ц» по схеме.

Дети: Звук «Ц» согласный, глухой, твердый.

(Выставляется на доску символ звука)

Логопед: У звука «Ц» нет мягкой пары, он всегда твердый. А живет звук вот в этом домике. Это буква Ц. (Выставляется на доску буква)

Логопед читает стихотворение

Буква Ц –

Внизу крючок,

Точно с краником бачок.

Вот какая буква Ц –

С коготками на конце.

Коготок-царапка –

Как кошачья лапка.

8. Упражнение с буквой Ц на развитие зрительного гнозиса «Гусеница»

Логопед: У вас на столах лежит картинка гусеница. Эта гусеница – модница она нарядилась в платье с буквами Ц, но не все буквы на платье написаны правильно, внимательно посмотрите и зачеркните карандашом все неправильные буквы

9. Произнесение звук «Ц» в слогах. Из 4-х слогов выделить лишний слог, отличающийся звучанием.

Логопед: Хром слоги повторим,

Лишний слог определим.

Дети за логопедом повторяют слоговые цепочки, называют лишний слог.

ЦА-ЦО-ЦА-ЦА АЦ-АЦ-ЫЦ-АЦ

ЦО-ЦО-ЦУ-ЦО ОЦ-УЦ-ОЦ-ОЦ

ЦЫ-ЦУ-ЦУ-ЦУ ОЦ-ЫЦ-ЫЦ-ЫЦ

ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ-ЦА УЦ-УЦ-АЦ-УЦ

10. Определение позиции звука «Ц» в словах по картинкам, стоящим на наборном полотне.

Дидактическое упражнение «Синица»

Задание: положить символ звука «Ц» на клюв синицы, если звук «Ц» в начале слова,

на крыло, если звук «Ц» в середине слова и на хвостик, если звук в конце слова.

11. Физкультминутка «Медведица, заяц, цапля»

Дети изображают медведицу, цаплю и зайца. Под медленные удары бубна они идут, как медведица, под быстрые прыгают, как заяц, а когда удары бубна прекращаются – стоят на одной ноге, как цапля.

12. Звуковой анализ слова ЦЫП.

Появление игрушки цыпленка. Имя цыпленка Цып.

Логопед: Произнесите четко слово ЦЫП. Составьте схему слова ЦЫП.

Дети самостоятельно составляет схему слова «ЦЫП» из фишек.

Проверка выполненного задания

Логопед: Назовите первый звук в слове. Дайте характеристику этому звуку.

Дети: Звук [Ц] – согласный, твердый, глухой.

Логопед: Назовите второй звук. Дайте характеристику этому звуку.

Дети: Звук [ы] – гласный.

Логопед: Назовите третий звук. Дайте характеристику этому звуку.

Дети: Звук [п] – согласный, твердый, глухой.

Логопед: Сколько звуков в слове. Назовите их по порядку. Сколько в слове гласных звуков? Сколько согласных?

13. Составление предложений по двум опорным картинкам.

Дидактическая игра «Волшебный колодец».

Дети при помощи магнита достают из колодца картинки, называют их и составляют предложения.

Дети: У меня кольцо и палец. У мамы на пальце кольцо.

У меня теплица и огурцы. В теплице растут огурцы и т. д.

14. Итог.

Какой звук учили?

Еще раз расскажите про звук Ц.

Почему он согласный?

Почему он глухой?

Поставьте обе стрелки звуковых часов на картинку, в названии которой есть звук «Ц».Ответе полным предложением, куда вы поставили стрелки.

Дети: Я поставил стрелки на зайца. т. д.

Логопед: Занятие наше закончилось. На память о нашем занятии возьмите цветок с буквой Ц. Кому, было легко выполнять задания, возьмите оранжевый цветок, а тот, кто затруднялся в выполнении заданий пусть возьмет желтый цветок.

Публикации по теме:

«Люблю березку русскую». Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности План – конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Люблю.

Конспект интегрированного занятия «Экскурсия в музей транспорта» в старшей группе компенсирующей направленности Конспект интегрированного занятия «Экскурсия в музей Транспорта» в старшей группе компенсирующей направленности для детей ТНР по теме.

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Зимующие птицы» ТЕМА: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ». I. Задачи: формирование представлений о зимующих птицах, их характерных признаках, приносимой пользе; развитие восприятия,.

Конспект подгруппового занятия по звуковой культуре речи в средней группе компенсирующей направленности, звук [с] Тема: Занятие по звуковой культуре речи в средней группе, звук [с] Цель: Воспитание правильного произношения звука [с] изолированно, в слогах,.

Конспект подгруппового занятия по звуковой культуре речи в средней группе компенсирующей направленности «Звук [ц]» Тема: Знакомство со звуком [ц] Цель: Воспитание правильного произношения звука [с] изолированно, в слогах, словах. Задачи: * образовательные:.

Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности по логоритмике «День матери» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ЛОГОРИТМИКЕ Тема «День матери» Цель: преодоление речевого,.

Конспект занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности «Путешествие по сказкам» Тема: «Путешествие по сказкам». Цель: Систематизация знаний детей о русских народных сказках через игру – путешествие. Задачи: Закрепить.

Конспект занятия по математике с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе компенсирующей направленности Конспект открытого интегрированного занятия по математике с использованием технологии ТРИЗ в старшая группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия по развитию речи детей в старшей группе компенсирующей направленности «У нас в гостях Лунтик» Решаемые задачи Развитие слуховой и зрительной памяти и внимания. Учить детей развивать пространственные представления, умение.

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема занятия “День рождения в лесу” Цель: развитие навыков.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ФФН «Звук [Ц]»
Опубликовано: 4 марта 2016 в 22:09
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Использование символов и знаков в работе по развитию речи у дошкольников с ТНР
Авторы: Онищенко Л. А, Палеенка С. Б. Формирование собственной активной речи дошкольника с ТНР ( тяжёлое нарушение речи) требует особого внимания, так как...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по краеведению «Знатоки...
Реализация содержания программы образовательных областях: «Познавательное развитие» ( формирование целостной картины мира, «Речевое развитие»,...
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе «Лесные...
Конспект организованной образовательной деятельности /ООД / по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Лесные приключения»...
Методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина Ирина Николаевна...
НОД по лепке «Весеннее солнышко» в средней группе
Тема: «Весеннее солнышко» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности: «Весеннее солнышко». Задачи: создавать условия...