татьяна алексеева
Совершенствование навыков звукового анализа слов у дошкольников. Конспект логопедического занятия «Звук [л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательные:
- закреплять слуховой и моторный образ звука [Л];
- автоматизировать звук [Л] изолированно, в слогах, словах и предложениях;
- учить анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику;
- совершенствовать навыки звукового анализа;
Коррекционные:
- развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
Публикация «Совершенствование навыков звукового анализа слов у дошкольников, Конспект логопедического занятия „Звук [л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
- развивать общую моторику, используя физминутку;
- развивать мелкую моторику, использую пальчиковую гимнастику;
- закреплять умения согласовывать имена существительные с числительным;
- закрепить умение делить слова на слоги;
Воспитательные:
- воспитывать желание говорить правильно и красиво;
- побуждать интерес к логопедическим занятиям;
- воспитывать у детей активность на занятии.
Ход занятия:
I. Орг. момент.
- Ребята сегодня к нам на занятие придет один необычный сказочный герой, а кто это вы узнаете, собрав картинку (Дети собирают разрезную картинку)
- Вы узнали кто это? (Лунтик)
- Ребята, у нас получилась целая картинка? (Нет)
Стук в дверь. Вносится письмо от Лунтика.
Здравствуйте ребята!
Пишет вам ваш друг Лунтик. Я спешил к вам в гости и приземлился на полянке. Но какой-то нехороший лесной житель заколдовал меня. Ребята помогите расколдовать меня.
- Целая картинка не получилась, потому что Лунтика заколдовали. Он торопился к нам в гости и решил пойти через лес и его там заколдовали.
- А расколдовать его поможет наша дружба. Нам надо отправиться в путешествие, чтобы собрать недостающие части картинки и расколдовать Лунтика.
II. Артикуляционная гимнастика.
- Нам предстоит дальняя дорога, чтобы нам подготовиться, давайте сделаем зарядку для языка:
- «Парус»
Улыбаюсь, рот открыт:
«Парус» там уже стоит
Прислоню язык смотри
К зубкам верхним изнутри
(показ картинки парус)
- «Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник-
Узким-узким стал язык
Меж зубами, как сучок
Вылез длинный язычок.
(показ картинки иголочка)
- «Качели»
«Чашкой» вверх
И «чашкой» вниз
Гнётся мой язык –
Артист.
(показ картинки качели)
- «Футбол»
Щёк своих не надуваю
Мяч в ворота загоняю.
(показ картинки футбол)
- «Часики»
Влево – вправо кончик ходит, будто места не находит.
(показ картинки часы)
III. Мелкая моторика.
- А теперь разомнём пальцы. Игра «С ветки ягоды снимаю».
IV. Характеристика звука [Л].
- Ребята, какой первый звук в имени Лунтик? ([Л]). Это любимый звук Лунтика. Чтобы попасть в волшебный лес, нам нужно всё знать о звуке [Л].
- Кто скажет, какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
- В каком положении язык? (упирается за верхние зубы)
- Когда мы его произносим, в каком положении губы? (в улыбке)
- Зубы открыты или закрыты? (открыты)
V. Звукоподражание
- Ребята, а на чём можно отправиться в путешествие? (на самолёте, пароходе)
Сначала мы полетим на самолёте (Л-Л-Л-Л). А теперь поплывём на пароходе (Л-Л-Л-Л). А теперь немного пройдём пешком.
VI. Закрепление в чистоговорках.
- Чтобы нам было не скучно идти, мы будем повторять весё лые стишки:
ЛА-ЛА-ЛА - лапа
ЛА-ЛА-ЛА – ландыш
ЛА-ЛА-ЛА – ласточка
ЛО-ЛО-ЛО – лось
ЛО-ЛО-ЛО – лодка
ЛУ-ЛУ-ЛУ – лук
ЛУ-ЛУ-ЛУ – луна
Появляется Леший.
- Что это вы расшумелись в моём лесу? Зачем пришли сюда?
Логопед : К нам в гости должен был прийти один необычный сказочный герой, но его заколдовали. Ты не знаешь, кто это сделал?
Леший: Не знаю. Это не я заколдовал Лунтика.
Логопед : Как тебе не стыдно, это же наш друг.
Леший: Я увидел неведомую зверушку и заколдовал. Нечего ходить по моему лесу. Я не знал, что он ваш друг и идёт к вам в гости.
Логопед : Теперь ты знаешь, расколдуй и отпусти Лунтика.
Леший: Я хочу посмотреть, что умеете вы. Я хочу, чтобы вы выполнили мои трудные задания. Если справитесь. Расколдую вашего Лунтика. За каждое выполненное задание я буду вам давать часть разрезной картинки.
Логопед : - Ребята, выполним трудные задания Лешего? (да).
VII. Игра «Найди конверт».
Леший: - Я для каждого из вас приготовил задания. Эти задания лежат в конвертах, но я их вам не дам. Вам самим нужно найти их.
Логопед : - Даша, твой конверт лежит под ёлкой. Данил, твой конверт лежит на столе. Ксюша, твой конверт лежит на стуле. Данил, твой конверт лежит на диване.
Дети садятся за столы. Логопед спрашивает у детей, где они нашли свои конверты.
VIII. Игра «Четвёртый лишний».
Дети выбирают лишнюю картинку. Три картинки со звуком [Л], четвёртая с другим звуком.
IX. Игра «Придумай предложение».
Дети придумывают предложение с одной картинкой из задания № 8.
X. Игра «Домик»
Определение позиции звука [Л] (картинки из задания №8)
За выполненную работу Леший даёт часть разрезной картинки.
XI. Физминутка.
XII. Игра «Чудо дерево».
Леший: У меня в лесу растёт чудо-дерево, посмотрите дерево без листочков. Вам нужно его украсить.
Логопед : - Ребята, давайте украсим дерево картинками со звуком [Л]. Дети выбирают картинки со звуком [Л] и вешают на дерево.
XIII. Игра «Вспомни и назови».
Дети отворачиваются от дерева и называют картинки, которыми украсили дерево.
Дети получают вторую часть разрезной картинки.
XIV. Игра «Поймай рыбку».
Леший: - Ребята, а вы умеете рыбу ловить? (да). Нужно не просто наловить рыбы, но и разложить по вёдрам.
Логопед : нужно поймать рыбку с картинкой и положить в нужное ведро. В первое ведро кладём рыбку с картинкой из одного слога, во второе ведро - из двух слогов, в третье – из трёх (ребёнок «ловит» рыбку, делит на слоги и кладёт в нужное ведро).
За выполненную работу Леший даёт третью часть разрезной картинки.
XV. Игра «Придумай слово со звуком [Л]».
Леший: - А вы умеете придумывать слова? Лунтик очень любит звук [Л]. Придумайте много слов со звуком [Л], за каждое слово вы будете получать фотографию Лунтика.
XVI. Игра «Посчитай».
Дети считают, сколько фотографий (один Лунтик, два Лунтика … и т. д.)
За выполненную работу Леший даёт четвёртую часть разрезной картинки.
XVII. Итог.
Давайте составим нашу картинку. Появляется игрушка Лунтик.
Логопед : - Ребята, Лунтик вам очень благодарен, что вы его расколдовали. Он с вами встретился и решил остаться у нас в группе погостить.
Давайте Лешему подарим портрет звука [Л] – букву [Л]. Дети раскрашивают готовую букву [Л].