Наталья Акулич
Конспект логопедического занятия звуки «Дифференциация звуков [Л]-[Л’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: звуки [Л] – [Л,]. Дифференциация.
Цели:
1. Образовательные:
-упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [л], [л'] изолированно, в слогах, словах, фразах
-закрепление и дифференциация слуховых и моторных звуков [л], [л'], используя схемы;
- продолжать учить проводить сравнительный анализ артикуляции звуков по плану и характеристику звуков по плану – схеме;
-обогащение словаря по теме «Лесные жители»;
Публикация «Конспект логопедического занятия звуки „Дифференциация звуков [Л]-[Л’]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
-закрепление употребления предлогов (на, под, к, от) по теме
«Лесные жители»;
2. Коррекционные:
-развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику;
-развивать фонематический слух, определяя наличие звука [л], [л'] в словах;
3. Воспитательные:
-воспитывать внимание и логическое мышление, общительность, через ответы на вопросы.
Структура занятия.
Оборудование:
План-схема для сравнительного анализа звуков; два “Звуковичка”: 1. для обозначения согласного твердого звонкого и 2. согласного мягкого звонкого звуков; картинка с изображением буквы Л; 3 синих флажка, 3 красных флажка; панно зеленого цвета со сменными картинками: животными, птицами, деревьями; мяч.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Уточнение пространственно-временных представлений.
-Ребята, назовите какое сейчас время года, месяц, день недели
2. Развитие общей моторики.
– На улице холодно и чтобы нам не замерзнуть, давайте сделаем зарядку:
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Правую руку вверх – ах!
Левую руку вверх – ух!
Ах – ух! Ах – ух!
3. Развитие мелкой моторики.
– Стало рукам тепло, но пальчики мерзнут, согреем пальчики, наденем “перчатки”.
На правую руку:
Стало тепло мизинчику,
стало тепло безымянному пальчику,
стало тепло среднему пальчику,
стало тепло большому пальчику.
Затем тоже самое для левой руки.
4. Массаж лица.
– А теперь разотрем замерзшее лицо.
Растираем лоб,
растираем щеки,
растираем подбородок,
растираем шею.
5. Артикуляционная гимнастика.
Погреем наши губки и язык:
5.1 Губы:
“Трубочка” ,“Улыбка” .Чередование “трубочки” и “улыбки”- 5 раз
5.2 Язык:
– Язычок проснулся и потянулся (открыть рот и вытянуть язык). -5 раза
– Поел “блинчик” с вареньем (упр. “вкусное варенье”).-5 раза
– Почистил зубки (упр. “чистим зубки”).-5 раза
5.3. Работа над развитием речевого дыхания.
А теперь поиграем (Игра “Пароход – капелька”).
Если я произнесу слово пароход, вы начинаете долго гудеть, как пароход: вдох, на выдохе – [ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ]. Если я произнесу слово капелька, то вы произнесете звук [Л’] коротко, словно капает водичка из крана: вдох, на выдохе – [Л’ – Л’ – Л’ – Л’].
6. Объявление темы занятия.
- Ребята, как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о звуках [Л], [Л']. Тема нашего занятия “Дифференциация звуков [Л], [Л'] в слогах, словах, предложениях.
7. Проговаривание изолированных звуков.
Ребята, а давайте сегодня полетим на лесную полянку на самолетах. Вы согласны (ответы детей). Сначала полетим на большом самолете, а затем на маленьком.
- Встаньте, расправьте “крылья” и полетели на большом самолете Как звучит большой самолет? (Л-Л-Л-Л-Л).
-А теперь на маленьком. Как звучит маленький самолет? (ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ).
8. Сравнительный анализ артикуляции звуков.
– Скажите, пожалуйста, в каком положении находятся губы и язычок при произношении этих звуков? На стол выкладывается план-схема для сравнительного анализа звуков.
Губы: губы в улыбке.
Зубы: разомкнуты
Язык: узкий, поднимается вверх и упирается в бугарки за верхними зубами.
Отличия:
[Л]: средняя часть языка опускается
[Л,]: задняя часть спинки больше продвинута вперед и опущена. (Спинка языка поднимается к небу)
Голосовые связки: работают
Воздушная струя: слабая плавная
9. Сравнительная характеристика звуков.
Пока мы летим, давайте дадим характеристику этим звукам. (Детям показывается два “Звуковичка”: 1. для обозначения согласного твердого звонкого и 2. согласного мягкого звонкого звуков.
Звук [л] какой гласный или согласный? (Согласный.) Звонкий или глухой (Звонкий.) Твердый или мягкий? (Ттвердый.)
– А теперь пересели на маленький самолет звук [ л’]? (Согласный, звонкий, мягкий.)
– Чем эти звуки отличаются? (Л – твердый, ЛЬ – мягкий.)
– А чем они схожи? (Оба звука согласные и звонкие.)
А теперь садимся на места.
10. Связь звука и буквы.
Ребята, мы с вами все время говорим о звуках [Л], [Л'].
А скажите, пожалуйста, какой буквой обозначаются эти звуки на письме?
Ответы детей: Буквой Л (Эль). Демонстрация буквы.
- А теперь, ребята, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос:
“Чем отличается звук от буквы?”
Ответы детей: Звук я слышу, произношу,
Букву вижу, читаю, пишу.
11. Работа по развитию фонематического слуха.
- Сейчас мы поиграем в игру “Регулировщик”.
- Услышишь звук “Л” - подними синий флажок и произнеси его, а услышишь звук “Ль” – подними зеленый флажок и произнеси его. Будь внимателен, чтобы не случилось аварии.
Детям предлагается ряд изолированных звуков:
М, Н, Л, З, Ль, Ш, Ть, В, Р, К, Рь….
Детям предлагается слоговой ряд:
Ся- Ма – Ла – Ля – Зы – Лю – Ну – Лы – Бе – Лё ….
12. Дифференцивция звуков в слогах.
– Пока мы летим на самолетах, давайте споем песенку и поиграем на воображаемом пианино, В конце вы добавляете подходящий по смыслу слог, а затем повторяете всю чистоговорку за мной:
Ля-ла, ля -ла! Оля в лодочке плы… (ла).
Лё -ло, лё- ло! Светит солнышко теп (ло).
Лю-лу, лю -лу! Рада Олечка теп (лу).
13. Дифференциация звуков в словах.
– Наконец мы добрались до “Лесной поляны” (Выкладывается панно зеленого цвета со сменными картинками: животными, птицами, деревьями).
- Посмотрите сколько тут лесных жителей. Назовите сначала зверей. (белка, лиса, олень, лось, волк, теперь птиц. (орёл, лебедь, деревья. (ель, тополь, клен, липа, в названиях которых есть звук [л], а потом со звуком [л’].
14. Грамматический строй речи.
– Ребята, посмотрите на ель. Вокруг дерева собрались лесные жители. Скажите, кто где находится по отношению к липе? Ответы детей: Белка на липе, лиса под липой, олень идет к липе, волк уходит от липы.
15. Активизация словаря.
– Ребята, у лесных жителей разбежались детеныши, мы будим их называть, а они сами найдут своих родителей. Игра с мячом.
Лось – лосенок,
белка – бельчонок,
олень – олененок,
волк – волчонок,
орел – орленок,
лиса – лисенок.
16. Дифференциация звуков в предложении.
– Когда вы придете домой, то будете рассказывать о чудесной лесной поляне своим родителям. Чтобы составить рассказ вы будете придумывать предложения. Скажите, из чего состоят предложения? (Из слов.) Давайте попробуем составить предложения из слов – 1. лес, поляна, лесные жители; 2. дупло, белка, ель. (дети составляют предложения)
17. Домашнее задание.
Дома составьте небольшой рассказ или сказку о том как вы изучали звуки Л и Ль.
18. Итог.
Молодцы! Наше время удивительной прогулки подходит к концу. Мы со всеми прощаемся и садимся в самолет. Пока мы летим обратно, скажите, какие звуки вы учились различать? Чем они отличаются? А чем похожи?