Получи документы

Конспект логопедического занятия звуки «Дифференциация звуков [Л]-[Л’]»

Наталья Акулич
Конспект логопедического занятия звуки «Дифференциация звуков [Л]-[Л’]»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: звуки [Л] – [Л,]. Дифференциация.

Цели:

1. Образовательные:

-упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [л], [л'] изолированно, в слогах, словах, фразах

-закрепление и дифференциация слуховых и моторных звуков [л], [л'], используя схемы;

- продолжать учить проводить сравнительный анализ артикуляции звуков по плану и характеристику звуков по плану – схеме;

-обогащение словаря по теме «Лесные жители»;

Публикация «Конспект логопедического занятия звуки „Дифференциация звуков [Л]-[Л’]“» размещена в разделах

-закрепление употребления предлогов (на, под, к, от) по теме

«Лесные жители»;

2. Коррекционные:

-развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику;

-развивать фонематический слух, определяя наличие звука [л], [л'] в словах;

3. Воспитательные:

-воспитывать внимание и логическое мышление, общительность, через ответы на вопросы.

Структура занятия.

Оборудование:

План-схема для сравнительного анализа звуков; два “Звуковичка”: 1. для обозначения согласного твердого звонкого и 2. согласного мягкого звонкого звуков; картинка с изображением буквы Л; 3 синих флажка, 3 красных флажка; панно зеленого цвета со сменными картинками: животными, птицами, деревьями; мяч.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Уточнение пространственно-временных представлений.

-Ребята, назовите какое сейчас время года, месяц, день недели

2. Развитие общей моторики.

– На улице холодно и чтобы нам не замерзнуть, давайте сделаем зарядку:

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Правую руку вверх – ах!

Левую руку вверх – ух!

Ах – ух! Ах – ух!

3. Развитие мелкой моторики.

– Стало рукам тепло, но пальчики мерзнут, согреем пальчики, наденем “перчатки”.

На правую руку:

Стало тепло мизинчику,

стало тепло безымянному пальчику,

стало тепло среднему пальчику,

стало тепло большому пальчику.

Затем тоже самое для левой руки.

4. Массаж лица.

– А теперь разотрем замерзшее лицо.

Растираем лоб,

растираем щеки,

растираем подбородок,

растираем шею.

5. Артикуляционная гимнастика.

Погреем наши губки и язык:

5.1 Губы:

“Трубочка” ,“Улыбка” .Чередование “трубочки” и “улыбки”- 5 раз

5.2 Язык:

– Язычок проснулся и потянулся (открыть рот и вытянуть язык). -5 раза

– Поел “блинчик” с вареньем (упр. “вкусное варенье”).-5 раза

– Почистил зубки (упр. “чистим зубки”).-5 раза

5.3. Работа над развитием речевого дыхания.

А теперь поиграем (Игра “Пароход – капелька”).

Если я произнесу слово пароход, вы начинаете долго гудеть, как пароход: вдох, на выдохе – [ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ]. Если я произнесу слово капелька, то вы произнесете звук [Л’] коротко, словно капает водичка из крана: вдох, на выдохе – [Л’ – Л’ – Л’ – Л’].

6. Объявление темы занятия.

- Ребята, как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о звуках [Л], [Л']. Тема нашего занятия “Дифференциация звуков [Л], [Л'] в слогах, словах, предложениях.

7. Проговаривание изолированных звуков.

Ребята, а давайте сегодня полетим на лесную полянку на самолетах. Вы согласны (ответы детей). Сначала полетим на большом самолете, а затем на маленьком.

- Встаньте, расправьте “крылья” и полетели на большом самолете Как звучит большой самолет? (Л-Л-Л-Л-Л).

-А теперь на маленьком. Как звучит маленький самолет? (ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ).

8. Сравнительный анализ артикуляции звуков.

– Скажите, пожалуйста, в каком положении находятся губы и язычок при произношении этих звуков? На стол выкладывается план-схема для сравнительного анализа звуков.

Губы: губы в улыбке.

Зубы: разомкнуты

Язык: узкий, поднимается вверх и упирается в бугарки за верхними зубами.

Отличия:

[Л]: средняя часть языка опускается

[Л,]: задняя часть спинки больше продвинута вперед и опущена. (Спинка языка поднимается к небу)

Голосовые связки: работают

Воздушная струя: слабая плавная

9. Сравнительная характеристика звуков.

Пока мы летим, давайте дадим характеристику этим звукам. (Детям показывается два “Звуковичка”: 1. для обозначения согласного твердого звонкого и 2. согласного мягкого звонкого звуков.

Звук [л] какой гласный или согласный? (Согласный.) Звонкий или глухой (Звонкий.) Твердый или мягкий? (Ттвердый.)

– А теперь пересели на маленький самолет звук [ л’]? (Согласный, звонкий, мягкий.)

– Чем эти звуки отличаются? (Л – твердый, ЛЬ – мягкий.)

– А чем они схожи? (Оба звука согласные и звонкие.)

А теперь садимся на места.

10. Связь звука и буквы.

Ребята, мы с вами все время говорим о звуках [Л], [Л'].

А скажите, пожалуйста, какой буквой обозначаются эти звуки на письме?

Ответы детей: Буквой Л (Эль). Демонстрация буквы.

- А теперь, ребята, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос:

“Чем отличается звук от буквы?”

Ответы детей: Звук я слышу, произношу,

Букву вижу, читаю, пишу.

11. Работа по развитию фонематического слуха.

- Сейчас мы поиграем в игру “Регулировщик”.

- Услышишь звук “Л” - подними синий флажок и произнеси его, а услышишь звук “Ль” – подними зеленый флажок и произнеси его. Будь внимателен, чтобы не случилось аварии.

Детям предлагается ряд изолированных звуков:

М, Н, Л, З, Ль, Ш, Ть, В, Р, К, Рь….

Детям предлагается слоговой ряд:

Ся- Ма – Ла – Ля – Зы – Лю – Ну – Лы – Бе – Лё ….

12. Дифференцивция звуков в слогах.

– Пока мы летим на самолетах, давайте споем песенку и поиграем на воображаемом пианино, В конце вы добавляете подходящий по смыслу слог, а затем повторяете всю чистоговорку за мной:

Ля-ла, ля -ла! Оля в лодочке плы… (ла).

Лё -ло, лё- ло! Светит солнышко теп (ло).

Лю-лу, лю -лу! Рада Олечка теп (лу).

13. Дифференциация звуков в словах.

– Наконец мы добрались до “Лесной поляны” (Выкладывается панно зеленого цвета со сменными картинками: животными, птицами, деревьями).

- Посмотрите сколько тут лесных жителей. Назовите сначала зверей. (белка, лиса, олень, лось, волк, теперь птиц. (орёл, лебедь, деревья. (ель, тополь, клен, липа, в названиях которых есть звук [л], а потом со звуком [л’].

14. Грамматический строй речи.

– Ребята, посмотрите на ель. Вокруг дерева собрались лесные жители. Скажите, кто где находится по отношению к липе? Ответы детей: Белка на липе, лиса под липой, олень идет к липе, волк уходит от липы.

15. Активизация словаря.

– Ребята, у лесных жителей разбежались детеныши, мы будим их называть, а они сами найдут своих родителей. Игра с мячом.

Лось – лосенок,

белка – бельчонок,

олень – олененок,

волк – волчонок,

орел – орленок,

лиса – лисенок.

16. Дифференциация звуков в предложении.

– Когда вы придете домой, то будете рассказывать о чудесной лесной поляне своим родителям. Чтобы составить рассказ вы будете придумывать предложения. Скажите, из чего состоят предложения? (Из слов.) Давайте попробуем составить предложения из слов – 1. лес, поляна, лесные жители; 2. дупло, белка, ель. (дети составляют предложения)

17. Домашнее задание.

Дома составьте небольшой рассказ или сказку о том как вы изучали звуки Л и Ль.

18. Итог.

Молодцы! Наше время удивительной прогулки подходит к концу. Мы со всеми прощаемся и садимся в самолет. Пока мы летим обратно, скажите, какие звуки вы учились различать? Чем они отличаются? А чем похожи?

19. Оценка работы ребенка на занятии с положительной направленностью.

Автор публикации:
Конспект логопедического занятия звуки «Дифференциация звуков [Л]-[Л’]»
Опубликовано: 26 января 2014 в 13:10
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия звуки «Дифференциация звуков [Л]-[Л’]»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Акулич (УИ 115569) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД