МААМ-картинки

Конспект мастер-класса для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии старших дошкольников»

Любовь Козлова
Конспект мастер-класса для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии старших дошкольников»

Тема: «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

«Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»

Античная пословица

Цель: поиск инновационных технологий по развитию речи дошкольников, повышение профессиональной компетентности педагогов в аспекте применения в образовательном процессе интересных форм работы по речевому развитию.

Задачи:

Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов „Использование технологии „Синквейн“ в речевом развитии старших дошкольников“» размещена в разделах

1.. Вовлечь педагогов в творческий поиск по составлению синквейна

2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников мастер-класса.

3. Способствовать желанию педагогов применять полученные знания на практике в педагогической деятельности.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты мастер - класса :

возможность применение педагогами в своей практике технологии «Синквейн»

Использование наглядности :

презентация к мастер-классу, выполненная в программе Power Point ; атрибуты для дидактических игр (карточки, плакат с изображением сказочного героя).

Ход:

I. Организационный момент: (слайд 1)

– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы поделиться своим опытом работы по использованию технологии «Синквейн» в речевом развитии детей.

II. Теоритическая часть:

(слайд 2)

Актуальность

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, выучить наизусть стихотворение.

Одним из эффективных и интересных методов, позволяющих частично решить эту проблему, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

(слайд 3)

. Синквейн – французское слово, в переводе означает «нерифмованное стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была создана американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Она ссылалась на японские лирические стихи хокку и танка. Хокку (хайку) – это японское трёхстишие, танка – пятистишие. В них слова минимальны, однако каждое из них несёт в себе большую информационную и эмоциональную нагрузку.

Инновационность такой технологии состоит в том, что организуются условия для развития личности, которая способна критически мыслить, а именно исключать лишнее и выделять главные признаки, обобщать единым словом, классифицировать

(слайд 4)

Целесообразность использования в образовательной деятельности

технологии «Синквейн» :

- открывает новые творческие интеллектуальные возможности;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- является диагностическим инструментом;

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

-используется для закрепления изученной темы;

-является игровым приемом.

(слайд 5)

С чего начать?

Ознакомившись с технологией «Синквейн», я стаала применять ее в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Начинали мы с упражнений, направленных на обогащение словарного запаса. Такие как:

- «Подбери определения» (Какой? Какая)

- «Кто что делает» (Цветок – растет, цветет, благоухает)

- «Узнай о чем говорю» (Теплые, шерстяные, греют в мороз)

-«Назови части целого» (У дерева есть ствол, корни, ветки, листья)

Использование символов, картинок даёт возможность сделать работу с приемом синквейна понятнее.

Темы синквейна могут быть самые разнообразные: профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, времена года, природа и явления природы и погоды и т. д.

.

(слайд 6)

Способы работы дошкольников с синквейнами :

1. Составление нового синквейна.

2. Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

4. Анализ неполного синквейна без указания темы и определения названия темы этого синквейна.

(слайд 7)

Алгоритм составления синквейна

1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею (Кто, что);

2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль (Какой, какая, какое, какие);

3строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы (Что делает, что делают);

4. строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;

5. строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово). Вывод, итог, ассоциация.

(слайд 8)

III. Практическая часть.

1. Создание дактического синквейна.

Уважаемые коллеги, сейчас мы приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните основные правила его составления.

Пример:

Зима Весна

Холодная, снежная Солнечная, капризная

Морозит, радует, восхищает Капает, журчит, поет

К нам пришла настоящая зима Все вокруг оживает и радуется

Время года Праздник

2. Игра с применением синквейна : «Угадай имя сказочного героя и сочини синквейн».

(На доске плакат со сказочным персонажем, спрятанным под шляпой Незнайки, бантом Кота Леопольда, носом Буратино, ступой бабы Яги).

Наш сказочный герой спрятан под предметами, принадлежащими другим сказочным персонажам, ваша задача - убрать лишние, совершенно ненужные ему вещи. Для этого Вам нужно будет отгадать загадки, вспомнить песни и эпизоды из сказок.

1) – У отца есть мальчик странный, непослушный, деревянный. Всюду нос сует свой длинный, Кто же это? (Буратино)

– А самая выдающаяся его часть его лица? (Нос.) (Снимаю с плаката нос.)

2) Звучит песня Кота Леопольда “Если добрый ты”

– Кому принадлежит эта песня? (Кот Леопольд.)

– По какому предмету одежды можно всегда узнать Кота Леопольда? (по банту).

(Снимаю с плаката бант.)

3) – Сейчас я расскажу о сказочном герое, а вы отгадайте, кто он. :

– В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Один малыш был самым знаменитым, и прозвали его так за то, что он ничего не знал.

– Догадались, кто это? (Незнайка.)

– А самая выдающаяся его часть одежды? (Шляпа.)

(Снимаю с плаката шляпу.)

5) Звучит куплет частушек от Бабок - Ёжек.

- Отвечайте, кто поет? (Бабки-Ежки.)

– А каким летательным аппаратом пользовалась Баба-яга?

(Воспитатель снимает с плаката изображение ступы.)

– Так, и кто же это у нас получился?

Пришло время поупражняться в составлении синквейна. А вот и сказочный персонаж – Иван - царевич!

1. Кто? (Иван – царевич).

2. Он какой? (Смелый, добрый) 3. Что делает? (Стреляет, женится, ищет).

4. Иван – царевич женился на царевне - лягушке.

5. Сказочный герой.

IV. Заключение.

(слайд 9)

Использование в работе с детьми технологии «Синквейн» помогло мне научить детей сочинять описательные рассказы, быстро запоминать стихи, оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала.

Уважаемые коллеги, я благодарю вас за нашу совместную работу! Надеюсь, что тема моего мастер – класса заинтересовала вас! Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Применение технологии геймификации в речевом развитии дошкольниковПрименение технологии геймификации в речевом развитии дошкольников Геймификация - процесс использования игровых элементов в любом неигровом пространстве, для достижения реальных целей. Давайте разберемся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии старших дошкольников»
Опубликовано: 25 мая 2022 в 21:39
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД