Ирина Ларкина
Конспект мастер-класса «Формирование правильного звукопроизношения средствами артикуляционной гимнастики».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер-класса
«Формирование правильного звукопроизношения средствами артикуляционной гимнастики».
Цель мастер-класса : передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики;
Задачи:
-обучение управлению органами артикуляции;
-развитие координации и движений артикуляционного аппарата;
Публикация «Конспект мастер-класса „Формирование правильного звукопроизношения средствами артикуляционной гимнастики“,» размещена в разделах
-воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.
Ход мастер-класса :
1. Орг. момент. Знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.
2. Основная часть.
Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.
Своевременное овладение правильной чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Поэтому заботиться о правильности речи ребенка нужно, как можно раньше. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи –язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе, называется артикуляционной гимнастикой.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Принцип отбора артикуляционных упражнений.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки
подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.
При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки. Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями.
Статические упражнения («Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6 - 10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения 6 - 8 раз, координации, хорошей переключаемости.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики
• Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.
• Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
• Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
• Показывает выполнение упражнения.
• Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
Виды артикуляционных упражнений :
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
Самым подвижным речевым органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладает передняя часть языка и кончик языка, боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка: а) опущен за нижние зубы - «почистим зубы»; б) поднят вверх «маляр», «грибок», «гармошка».
Методика проведения артикуляционной гимнастики.
Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать перед завтраком в течение 3 - 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 - 3 упражнений.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.
Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребёнок. Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение – правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.
Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.
Предлагаем вашему вниманию игры и стихи для развития речи у малышей, а также логопедические зарядки для языка и артикуляционную гимнастику в стихах.
Что это? Кто это?
В эту несложную игру можно играть с самыми маленькими детками. Возможно также усложнить правила для более старших.
Суть игры в том, что один пытается объяснить загаданное слово характерными для него звуками. Другому необходимо как можно быстрее отгадать слово (или придумать как можно больше слов, подходящих к данному звуку).
Например:
молоток, дятел, каблучок - тук-тук
пила - вжик-вжик
поезд - ту-туууу
корова - муу-у
жук, пчела, электробритва - ж-ж-ж
Упражнение — разминка для язычка «Язычок-бурундучок»
Игра-потешка «Рыбка» на произношение звука [р].
Левая рука – рыбка, правая – рак (можно изготовить пальчиковые куклы или распечатать изображения для наглядности).
Рыбка в ручейке жила,
В речку к раку приплыла:
Расскажи, дружище рак,
Как в реке живешь ты так –
Утром рано просыпаясь,
Ты встаешь не умываясь?
Отвечает рыбке рак:
Я немытым жить мастак!
Игра потешка «Паровоз» на произношение звуков «т» и «ч».
Садимся на подушки, разложенные в ряд на полу или кровати, пропевая:
Едет-едет паровоз –
Три трубы и сто колес,
Три трубы и сто колес,
Он вагончики повез!
Ту-ту-ту-у-у-у!
Паровоз кричит: «Ту-ту-у-у!
Я уеду в Алма-Ату!
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я вас мигом прокачу!
Тук-тук-тук стучат колеса,
Будто капельки дождя,
Паровозик же, без спроса
Уезжает от меня (ребёнок убегает, воспитатель ловит – или наоборот)
Ту-ту-ту-у-у-у!
«Весёлые лягушки» (выполняйте упражнения в соответствии с текстом)
Квака любит улыбаться.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Рот у Кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
«Трубочка»
Мои губы – трубочка –
превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.
Адаптированные сказки.
Используются сказки С. Кремневой, А. Константиновой, А. Назаровой, В. Гурова и др. Сказки адаптируются в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей разных возрастных групп. Сюжетные линии сказок сохранены, но герои подобраны в соответствии с упражнениями артикуляционной гимнастики.
Практическое задание:
Занимательный материал к артикуляционным упражнениям
Сказка о Весёлом Язычке
Демонстрация наблюдающими упражнений статистических и динамических.
3. Заключительная часть. Самоанализ деятельности педагогов по данной теме, обмен мнениями присутствующих.