Наталья Плюскова
Конспект мастер-класса «Культура речи педагога»
Мастер-класс для педагогов
«Культура речи педагога»[/b]
Цель: повышение компетентности педагогов ДОУ в вопросах профессиональной речевой культуры.
Задачи:
• способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
• уточнить и закрепить знания педагогами компонентов правильной речи;
• совершенствовать умение педагогов применять культурные и методические требования к собственной речи во всех случаях общения с дошкольниками.
СЛАЙД №1
Уважаемые коллеги, предлагаем вашему вниманию мастер-класс «Культура речи педагога».
Публикация «Конспект мастер-класса „Культура речи педагога“» размещена в разделах
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.
Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.
СЛАЙД № 2
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ В РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ:
Частое употребление слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами;
Употребление в речи лишних слов: ну, вот, значит, это…
Неуместное использование звукоподражательных слов;
Ошибки в речи: ложить вместо класть, свекла вместо свёкла, придумай слово вместо назови и припомни, позвоним вместо позвоним и др.
От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.
Уважаемые коллеги, сейчас мы предлагаем Вам проверить себя. Насколько хорошо вы владеете культурой речи.
СЛАЙД № 3
Знатоки правильной речи
Задание: Вам предлагаются слова. Вы должны правильно поставить ударение.
НА ЭКРАНЕ
1. бАнты – бантЫ
2. вклЮчит – включИт
3. газопрОвод – газопровОд
4. дремОта - дремотА
5. звОнит – звонИт
6. катАлог – каталОг
7. красИвее – красивЕе
8. кУхонный – кухОнный
9. обеспЕчение – обеспечЕние
10. премИровать – премировАть
11. слИвовый – сливОвый
Правильность постановки ударений можно проверить в Толковом словаре.
Для запоминания постановки ударения в словах можно использовать стихи.
СЛАЙД № 4
Стихи для запоминания ударений в словах
• Мы не жулики, не воры, подписали договОры.
• Здесь стилисты-практиканты всем завязывают бАнты.
• Как у нашей Марфы есть в полоску шаАрфы!
СЛАЙД № 5, 6 Богатство речи
Воспитателю необходимо иметь как можно больший запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса. Мы часто употребляем слова, которые можно заменить синонимами. Например, заменить слово ПРИКОЛЬНО ловами-синонимами. Слово БЕСИТЬ словами-синонимами.
СЛАЙД № 7 Чистота речи
Воспитателю необходимо следить за чистотой речи. Чистота речи - устранение из речи слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных; а также слов иноязычных, которые употребляются без надобности. Вся эта лексика придает речи грубый, фамильярный характер.
СЛАЙД № 8 Как бороться со словами-паразитами.
• Читайте вслух литературные произведения. Это не только поможет вам расширить ваш словарный запас и избавиться от вредных слов, но и позволит развить дикцию, артикуляцию, избавиться от грубых слов.
• Научитесь грамотно выражать свои мысли. Для многих людей это является проблемой. Для того, чтобы мысленно составить фразу, а потом её произнести, нужно время. Поэтому человек употребляет слова-паразиты, стараясь получить время на обдумывание и формулирование своего высказывания.
• Прежде чем произнести что-то (предложение, доклад, рассказ, выступление и т. п., продумайте информативность и лаконичность речи.
СЛАЙД № 9 Заимствованные слова
В настоящее время заимствованные слова (особенно из английского языка) являются неотъемлемой частью нашей речи. Всё чаще появляются люди, употребляющие иностранные слова для того, чтобы утвердиться в собственной значимости. Иногда эти слова используются неверно.
НА ЭКРАНЕ
Объяснить значение иностранных слов
дежавю комильфо
Пояснение.
ДЕЖАВЮ (фр.) - психологический эффект, при котором создаётся впечатление, что человек оказывается в подобной ситуации не в первый раз.
КОМИЛЬФО (фр. – «как надо», «как следует») — приличный, хороший тон.
Стиль «черный низ – белый верх» - комильфо.
Пить шампанское утром - не комильфо.
Фужер шампанского за праздничным столом – комильфо.
Вывод. Использование заимствованных слов уместно, если говорящий точно знает значение этих слов.
СЛАЙД № 10 Точность речи
Точность речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления.
Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным выводам и действиям, к нарушению речевой этики
Задание. Доскажи словечко. Выберите нужный глагол. Помоги рассказать о путешествии снегиря, добавляя по ходу рассказа подходящее по смыслу слова.
Снегирь с сосны… слетел (слайд 10)
К кормушке…подлетел (слайд 11)
В кормушку… влетел (слайд 12)
Из кормушки …вылетел (слайд 13)
От кормушки … отлетел (слайд 14)
С ветку на ветку… перелетел (слайд 15)
Прочь… улетел. (слайд 16)
СЛАЙД № 17.
Путешествуя по огромной России, вы можете оказаться в дотоле неизвестном вам городе. Обязательно поинтересуйтесь, как правильно называть его жителей, чтобы их не обидеть. Информацию можно узнать в Словаре названий жителей.
Виртуальное путешествие по России (уточнение знаний названий жителей разных городов).
Мы приглашаем вас в путешествие по России. Мы побываем в разных городах и узнаем, как зовут их жителей.
СЛАЙД № 18 Отправная точка – Арамиль! Здесь живут … АРАМИЛЬЦЫ.
СЛАЙД № 19 В Анапе…АНАПЧАНЕ
СЛАЙД № 20 В городе Йошкал Ола …ЙОШКАРОЛИНЦЫ
СЛАЙД № 21 Братск… БРАТЧАНЕ
СЛАЙД № 22 Минеральные воды… МИНЕРАЛЬНОВОДЦЫ
СЛАЙД 23 Великие луки-ВЕЛИКОЛУЧАНЕ
СЛАЙД № 24 Анадырь…АНАДЫРЦЫ
СЛАЙД № 25 Гусь -хрустальный… ГУСЕВЧАНЕ
СЛАЙД № 26 Кострома… КОСТРОМИЧИ
СЛАЙД № 27 Набережные челны … ЧЕЛНИНЦЫ
СЛАЙД № 28 Архангельск… АРХАНГЕЛОГОРОДЦЫ
Спасибо всем за нашу встречу,
За заседание «Культура речи педагога»!