Приложение МААМ

Конспект математического занятия в старшей группе «Путешествие по следам Колобка»

Светлана Тимина
Конспект математического занятия в старшей группе «Путешествие по следам Колобка»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Знакомство детей с отрезками времени (утро - ночь, день -

вечер, сутки, неделя, их последовательности.

Продолжать формировать понятие об одно направленности времени. Систематизировать знания о смене времён года. Фантазирование на основе разрушения признака необратимости времени.

Закрепить умение определять, к какому времени относится предмет: прошлому, настоящему, будущему.

Развивать у детей чувство времени.

Публикация «Конспект математического занятия в старшей группе „Путешествие по следам Колобка“» размещена в разделах

Материал: коврик с пятью разноцветными кругами; такие же круги на столах и ковре в группе; счётные палочки 4-х цветов (12 шт.); конверт с письмом; рисунок с деревьями, над кронами которых можно спрятать записку; 4 картинки с частями суток; набор картинок с различными видами деятельности; цветные знаки-квадраты (4 символа суток); 6 матрёшек разной величины; магнитофон с записью физминутки и боя часов; “зеркало времени”; “река времени”.

Ход занятия:

- Ребята, у нас в гостях был Колобок, но укатился. В записке, которую он оставил, сообщил, что приготовил для вас подарки, которые мы получим, если отыщем его следы по шифру. Этот шифр на коврике - 5 разноцветных кругов. Первый круг какого цвета? Ищем этот знак в группе.

- Поищем следы Колобка. А где, вы узнаете, отгадав загадки о временах года:

Дел у меня немало: Я раскрываю почки,

Я белым одеялом В зелёные листочки

Всю землю укрываю, Деревья одеваю, посевы поливаю,

Белю поля, дома, Движения полна,

Зовут меня. (Зима) Зовут меня. (Весна)

Я соткано из зноя, Несу я урожаи,

Несу тепло с собою. Поля засеваю,

Я реки согреваю, Птиц к югу отправляю,

Купайтесь - приглашаю! Деревья раздеваю,

И любите за это вы все меня. Но не касаюсь сосен

Я -. (Лето) И ёлочек. Я -. (Осень)

- Про что эти загадки?

Достаю 4 разноцветных палочки из коробки. Показываю их детям по одной, они называют их в соответствии с цветом палочек: осень, зима, весна, лето.

- Как я должна разложить их? Что сначала?

- Почему мы разложили времена года друг за другом? (год круглый).

Достаю ещё палочки и подкладываю к каждой по 2.

- В каждом времени года у нас сколько месяцев? (3) Вспомним их названия.

Д/и “Назови моё имя”.(Все палочки ссыпаются назад в коробку. Дети, не глядя, достают палочки, называют любой месяц этого времени года).

- Да, следы Колобка мы обнаружили. Год - круглый, месяцы и времена года идут по кругу, а вот самого Колобка и след простыл, укатился. Но он оставил нам подсказку: конверт с письмом (лежал на дне коробки).

Письмо Колобка:

“Дорогие ребята, ищите меня в сутках. 1-я часть суток спрятана под деревом, у которого веток больше 8, но меньше 10”

- Сколько веток у дерева должно быть? Дети ищут среди деревьев рисунок, считая ветки. (9) Воспитатель достаёт из-под дерева часть суток, но не показывает детям, а предлагает отгадать её:

“В это время все возвращаются домой, солнце прячется за горизонтом, на небе появляются звёзды, по телевизору показывают передачу “Спокойной ночи, малыши. ” / вечер /

Д/и “Назови все части суток”.

- Я показываю вам найденную часть суток, а вы назовёте все остальные, которые следуют за ней, чтобы получились сутки. Вечер, а что дальше? / ночь, утро, день /

Д/и “Назови соседей”

- У части суток - утра есть соседи: ночь и день, потому что до утра бывает ночь, а после утра наступает день. Назови соседей ночи. (Вечер, утро)

Д/и “Назови пропущенное слово”

- Мы завтракаем утром, а обедаем. (днём)

- Мы играем днём, а спим дома. (ночью)

Д/и “Когда это бывает?”

1 вариант: чтение стихотворений, дети определяют время суток.

2 вариант: подбор картинок к частям суток с видом деятельности.

3 вариант: цветные знаки- квадраты раскладываются на картинки с видом деятельности.

- Может ли дождь идти 2 дня подряд? (нет, между ними ночь, утро, вечер).

- Из скольких частей состоят сутки?

- Как называются сутки, в которых мы живём в настоящий момент?

- Как называются сутки, которые прошли? (вчера)

- Как называются сутки, которые скоро наступят? (завтра)

- Если пройдут 7 суток, значит пройдёт 1. (неделя).

- Как зовут дни недели?

Можно раздать детям матрёшки, и, начиная с самой маленькой, обозначить дни недели.

- Какой третий день недели?

- Который по счёту вторник?

- Почему пятницу назвали “пятницей”?

Д/и “Что больше / меньше по продолжительности?”

- Что больше? (минута - час, сутки - неделя, месяц - год, минута - секунда, сутки - час, 7 суток - 1 неделя, 1 год - 12 месяцев).

- И здесь оставил Колобок свой след: всё идёт по кругу - день за днём, неделя за неделей, а сам опять укатился. Сделаем хоровод - колобок из рук и поиграем - отдохнём.

Физминутка: Тик-так, тик-так, все часы идут вот так:

тик-так, тик-так.

Смотри скорей, который час:

тик-так, тик-так, тик-так,

Налево - раз, направо - раз,

Мы тоже можем так.

Бом - бом - бом. (дети говорят “бом”, сколько бьют часы, т. е. сколько указывает часовая стрелка).

Дети сидят на ковре.

Небо называется - голубым,

Солнце называется - золотым,

Море называется - необъятным,

Время называется - невозвратным.

- Может ли время вернуться назад?

- Только волшебник Наоборот может повернуть время вспять. Он оставил нам своё “зеркало времени”. Если в него заглянет человек, то он станет расти наоборот:

1)старушка станет женщиной - девочкой - малышкой;

2)что случится с деревом?

- Хотите побывать в прошлом, на “реке времени”? Закройте глаза и отсчитайте от 10 назад.

Д/и “Размести на ленте времени”

1 вариант: дети размещают людей, которые жили в разные времена.

2 вариант: разместить дома.

- Ребята, я захватила с собой “зеркало времени”. Оно может показывать не только прошлое, но и даже будущее, если вы пофантазируете. Давайте посмотрим на своё будущее.

(Дети смотрят в зеркало и говорят, что они там видят)

- Пора нам возвращаться, закрываем глаза и считаем до 10.

Часы идут, часы идут,

Часы дут - куда?

Всё время льётся время,

льётся время, как вода.

Его хочу я удержать,

Я рядом слышу стук!

Но ускользает вмиг оно,

Едва коснувшись рук.

- Что ещё может идти?

- А литься?

- Теперь вы хорошо знаете, что это такое:

Идут круглые сутки,

Не стоят ни минутки,

А всё на одном месте. / Часы /

Д/и “Что лишнее?”

Дети говорят, что лишнее, называют, какие знают часы.

- Для чего нужны часы?

- Время нельзя ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать, оно только оставляет свои следы в виде фотографий, звуков, но время можно зафиксировать. И такой прибор, который показывает время - часы.

- Я вам принесла сегодня вот такие часы (песочные). Где используются такие часы? Эти часы ровно на одну минуту, а сколько секунд в этих часах?

- Сколько длится 1 секунда? А 1 минута - это много или мало? Что можно успеть за 1 минуту?

Д/и с песочными часами.

За 1 мин. дети пишут палочки на бумаге в клеточку.

Загадка-шутка: сколько шагов сделает воробей за 1 минуту (воробей не ходит, а прыгает)

- Отправляемся дальше на поиски следов Колобка.

(Показ циркуля, как способа встретиться с ним)

Нарисовать циркулем круг - это фото Колобка.

- У какой фигуры нет ни начала, ни конца (у круга)

- А фото какой геометрической фигуры даёт круг? (шара)

У круга есть одна подруга,

знакома всем её наружность,

она идёт по краю круга

и называется - окружность.

- Я раздаю вам фото Колобка, но превращённые в часики.

Две сестрички друг за другом

пробегают круг за кругом.

Коротышка - только раз.

Та, что выше - каждый час.

- Что это? (стрелки часов).

- Покажите, когда стрелки часов образуют острый угол?

- Какой угол получится, когда стрелки покажут 3 часа? (прямой)- - // - 5 часов? (тупой)

- Как не догнать время, так и мы не сумели догнать Колобка. Но он оставил нам на память свои фотографии, которые вы можете тоже превратить в часики:

На стене часы висели:

тик-так, тик-так,

тараканы стрелки съели:

тик-так, тик-так.

Мыши гири оторвали:

тик-так, тик-так,

и часы ходить не стали,

тик-так, тик-так.

- Только на ваших часиках разное время. Какая цифра вам попадётся, такое время вы и отмечаете. (Дети берут произвольно карточки с цифрами, перевёрнутыми вниз, рисуют стрелки на своих часах).

- Вот и получили мы подарки от Колобка, прошли по его следам, но занятие наше закончится тогда, когда вы скажете, сколько раз пробили часы? Слушайте. (запись на магнитофоне боя курантов 12 раз).

Показать детям на часах 12 часов.

- Сколько времени показывают стрелки этих часов?

- Ровно в полночь, в 12 часов приходит к нам Новый год! И всё начинается опять по кругу. Но время движется вперёд, и вы подрастёте, повзрослеете на целый год.

Публикации по теме:

Многофункциональная дидактическая игра «Умные матрешки» Цель: Формирование мотивации познания, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов и развития творческих способностей. Задачи:.

Знакомство дошкольников со временем. Модель «Спираль времени»Знакомство дошкольников со временем. Модель «Спираль времени» Предлагаю вашему вниманию модель. «Спираль времени» Время, как воздух — мы не видим его, но оно регулирует нашу жизнь Человек с древних.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект математического занятия в старшей группе «Путешествие по следам Колобка»
Опубликовано: 11 января 2014 в 20:03
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект математического занятия в старшей группе «Путешествие по следам Колобка»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Тимина (УИ 75604) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД