МААМ-картинки

Конспект мероприятия «Беседа-путешествие «Памятники детям Великой Отечественной войны»

Галина
Конспект мероприятия «Беседа-путешествие «Памятники детям Великой Отечественной войны»

МБОУ «СОШ №4 г Нарьян-Мара»

Беседа-путешествие «Памятники детям Великой Отечественной войны, поставленные на территории России, Украины, Белоруссии»

Выполнила:

Артеева Галина Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №4 г. Нарьян-Мара»

2014

Беседа-путешествие «Памятники детям Великой Отечественной войны, поставленные на территории России, Украины, Белоруссии»

Цель:

Формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.

Задачи:

Публикация «Конспект мероприятия „Беседа-путешествие „Памятники детям Великой Отечественной войны“» размещена в разделах

воспитание у школьников любви к Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его подвигам и достойным страницам прошлого;

закрепление и увеличение объема исторических знаний, воспитание патриотических чувств на примерах героизма, храбрости и мужества нашего народа;

углубить представление детей о Великой Отечественной войне;

способствовать воспитанию уважения к ветеранам войны, людям старшего поколения

Оборудование: презентация «Мы помним, мы гордимся», флеш-карта с песней «Вставай, страна огромная»,физическая карта России и стран СНГ.

Литература:

1. Вырщиков А. Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М. : «Глобус», 2007. — с. 8-9.

2. Горбова М. А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М. : «Глобус», 2007. — с. 208, 211-214.

3. Даринский А. В. Краеведение. М. : «Просвещение», 1987. — с. 154. Евгеньева А. П. Краеведение / А. П. Евгеньева //Словарь русского языка. — 4-е изд. Стер. — М. : Рус. яз., Полиграфресурсы, 1999. — Т. 2. — С. 118.

4. Иванов П. В., Матрусов И. С., Сейненский А. Е. Краеведение / П. В. Иванов, И. С. Матрусов, А. Е. Сейненский; под общ. ред. В. В. Давыдова. // Большая Российская энциклопедия. — М., 1993. — Т. 1.- С. 475—476.

5. Касимова Т. А., Яковлев Д. Е. Патриотическое воспитание школьников. М. : Айрис — пресс, 2005. — с. 5.

6. Михалков С. В. Быль для детей. М. : «Детская литература», 1969.

Ход мероприятия:

I. Вступительное слово учителя:

Стоял июнь 1941 года. Отзвенели звонки, закончились школьные экзамены, отшумел выпускной бал. Многие дети уехали в пионерские лагеря, санатории. Ничто не предвещало беды. Так же как и раньше заливались своими трелями соловьи, в воздухе витал аромат сирени. Закончилась трудовая неделя. Советские люди спали спокойным сном. На календаре было 22 июня…

Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских,

Это значит - против нас.

Немецкие войска наступали на огромных территориях. Линия фронта растянулась на 3, 5 тысячи километров: от Баренцева моря до Черного, от Балтийского и до Карпат.

(звучит песня «Вставай, страна огромная!»)

Больше всего пострадали от бед, горестей, тяжести той войны Россия, Украина и Белоруссия.

Много-много веков назад украинцы, белорусы, русские жили одним племенем, назывались они восточные славяне. У них были совместные праздники, традиции, ремёсла. И приходилось им вместе защищаться от многих врагов: печенегов, половцев, хазар, варяг, которые хотели завоевать земли славян. И когда 22 июня 1941 года фашистские войска напали на страну, на защиту нашей любимой Родины поднялся весь народ, и не только русский.

И от моря и до моря

Поднялись большевики,

И от моря и до моря

Встали русские полки.

Встали с русскими едины,

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины…

Во главе немецких войск стоял Адольф Гитлер.

Он велел, чтоб разгромили,

Растоптали и сожгли

Всё, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли,

Чтобы мы нужду терпели,

Наших песен петь не смели

Возле дома своего,

Чтобы было всё для немцев,

Для фашистов – иноземцев,

А для русских и для прочих,

Для крестьян и для рабочих, -

Ничего!

Война перечеркнула всё. Привычная жизнь превратилась в ад: деды, отцы, старшие братья уходили на фронт и не возвращались, бомбы сыпались на наши головы, начался голод, школы стали закрываться, женщины и дети пошли работать на заводы, где выпускали снаряды. Гибли целыми семьями, появилось много сирот.

О том, какие беды несла Великая Отечественная война, как издевались фашисты над нашими людьми, сколько было уничтожено городов, сёл и деревень немецкими захватчиками, мы говорили с вами, ребята, на последних классных часах.

Страшная война коснулась всех и особенно детей. Все они были лишены детства. А ведь у многих людей именно детство воспринимается как самое счастливое беззаботное время в жизни. Всегда вспоминаем его с улыбкой, когда перед нами проплывают милые сердцу моменты. Около пяти миллионов детей война лишила счастливых воспоминаний детства. У них не осталось ничего, кроме слёз о прошедшем времени. Шла война. В один день ребята повзрослели. Многие воевали на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Дети стремились стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они хотели так же, как и взрослые защищать своё Отечество. Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. Сегодня мы будем говорить о памятниках детям Великой Отечественной войны, поставленных на территории России, Украины, Белоруссии.

II. Основная часть:

1. Памятник детям блокадного Ленинграда. (слайд 2)

Начнём мы наше путешествие с города Санкт-Петербурга. Раньше он назывался город Ленинград.

Ленинградская блокада - ужасная страница истории Великой Отечественной войны. Люди, обреченные на голод, не только стойко обороняли свой любимый город, но и продолжали трудовую деятельность: взрослые - на предприятиях и заводах, дети - на улицах Ленинграда: они днем и ночью дежурили на крышах домов, тушили вражеские фугаски.

Слова дети и блокада трудно поставить рядом. Но война соединила их вместе. Более четырёхсот тысяч детей оказались в блокадном Ленинграде. И далеко не всех удалось вывезти по Дороге жизни, вывезти туда, где нет стрельбы, бомбёжек, а есть еда и питьё. 8 сентября 2010 года, в день памяти жертв блокады, был открыт памятник детям блокадного Ленинграда (слайд 2).

2. Этот памятник тоже поставлен детям блокадного города. (слайд 3)

Две бронзовые фигурки - памятник детям войны. Хрупкая девочка держит в правой руке кусочек хлеба - суточный паек блокадников. Рядом с ней малыш с бидончиком, с какими ходили на Неву за водой. Позади них саночки, служившие в Ленинграде для перевоза погибших к братским могилам. Скорбная пара стоит на фоне решетки Летнего сада.

3. Памятник детям, погибшим от фашистской бомбежки (слайд 4)

Много детей погибло в годы Великой Отечественной войны от зверств фашистов : ребят расстреливали, сжигали, бомбили, взрывали.

4 мая 2005 года в поселке Лычково Демянского района Новгородской области открыли памятник детям, погибшим от фашистской бомбежки. Вся страна собирала деньги на этот памятник после того, как о трагедии рассказали журналисты с 1 канала. Детей вывозили из Ленинграда, чтобы спасти, подальше от смерти и страданий. Оказалось, их везли прямо навстречу войне. На станции Лычково самолеты фашистов разбомбили эшелон из 12 вагонов. Летом 41-го погибли сотни невинных малышей.

На 3-метровом бронзовом монументе — девочка, поднятая взрывом в воздух, и выпавшая из ее рук кукла. Поэт А. Молчанов написал стихотворение "Памяти ленинградских детей, погибших на станции Лычково", там есть такие слова:

Разве можно забыть,

как детей по частям

собирали,

Чтобы в братской могиле,

как павших солдат,

схоронить?.

4. Памятник «Протест». (слайд 5)

"23 сентября 1942 года к семи часам вечера во двор детского дома прибыла пятитонная автомашина с шестью вооруженными немцами в военной форме. Старший из группы немцев Макс объяснил, что детей повезут в Брест, и приказал сажать их в кузов автомашины. В машину было посажено 55 детей и воспитательница Грохольская. Шахметова Тося, девяти лет, слезла с машины и убежала, а все остальные 54 ребенка и воспитательница были вывезены в направлении станции Дубица, в полутора километрах от деревни Леплевка. На пограничной огневой точке, расположенной на расстоянии 800 метров от реки Западный Буг, автомашина остановилась, дети были раздеты, о чем свидетельствует наличие детского белья в машине, вернувшейся в Домачево. Дети и их воспитательница были расстреляны. "

Через много лет скульптор Анатолий Солятицкий у поворота на Домачево создал монумент скорби, назвав его "Протест". А на лесной поляне, на месте расстрела детей и их захоронения, высился лишь деревянный крест. Именно туда из года в год приносили цветы местные жители. Чуть более двух лет назад на могиле поставлен памятный знак, на гранитной плите которого выбиты имена погибших детей и воспитательницы Полины Грохольской. Чтобы знали и помнили.

5. Памятник уничтоженным в Бабьем Яру детям. (слайд 6)

В овраге Бабий Яр, который находится около Киева, столицы Украины, фашисты расстреляли около ста тысяч детей-евреев.

Скульптор В. Медведев изобразил маленькую девочку, что тянет руки (скорее всего к родителям, чтобы ее защитили, а рядом с ней не кто-нибудь из взрослых, а сломанные игрушки. Так как родителей уже нет в живых, никто ее защитить уже не способен. Архитекторы Р. Кухаренко и Ю. Мельничук почему-то предпочли только образ одинокого ребенка в окружении сломанных игрушек…

Над Бабьим Яром памятников нет.

Крутой обрыв, как грубое надгробье.

Мне страшно. Мне сегодня столько лет,

Как самому еврейскому народу.

Над Бабьим Яром шелест диких трав.

Деревья смотрят грозно, по-судейски.

Все молча здесь кричит, и, шапку сняв,

Я чувствую, как медленно седею.

И сам я, как сплошной беззвучный крик,

Над тысячами тысяч погребенных.

Я - каждый здесь расстрелянный старик.

Я - каждый здесь расстрелянный ребенок.

Е. Евтушенко

6. Мемориальный комплекс, посвященный детям - жертвам Великой Отечественной войны.

(слайд 7, 8)

Мемориальный комплекс памяти детей - жертв фашизма в деревне Красный Берег Жлобинского района Гомельской области. Здесь в 1943–1944 годах располагался один из донорских детских концлагерей. В нем содержались дети, у которых брали кровь для нацистских солдат и офицеров. Большая часть содержащихся здесь ребятишек были полными донорами: у них забирали всю кровь за один раз, после чего дети умирали. «Детям, которые прошли фашистский ад.» - эти слова встречают вас на окраине яблоневого сада у деревни Красный Берег. В этом классе 21 парта и одна классная доска. Обыкновенный школьный класс на сорок два ученика. Эти парты стоят в яблоневом саду. За эти парты никто и никогда не сядет. Никто и никогда. Эти два слова - не из лексикона живых. За белыми партами под синим небом - незримо и навсегда - сидят 1990 учеников - узников детского лагеря Красный Берег. Здесь, где мы сейчас стоим, у этих детей брали кровь для офицерских госпиталей гитлеровской армии. Никто и никогда не сядет за эти парты. Никогда и никто - не увидит, не услышит, не поцелует, не родит, не нарадуется на своих детей и внуков. Умерли 1990 детских миров Красного Берега. Умерли, не родившись, тысячи и тысячи их потомков. Посетителям мемориального комплекса на прощание дарят бумажные кораблики - как символ детской веры в то, что никогда в мире больше не будет войн.

7. Памятник детям, которых немцы использовали как доноров. (слайд 9)

Памятник детям - донорам, погибшим в концлагере, есть и на Украине. На окраине Макеевки детям-донорам установлен памятник, трогательный и скромный, созданный на пожертвования простых людей. Официально детский концлагерь называли приютом для сирот. На самом деле у детей забирали кровь для раненых немецких солдат. За неделю погибли более трехсот маленьких украинцев. Самому старшему донору было 12 лет, младшему - всего 6 месяцев.

8. Памятник детям - жертвам войны. (слайд 10)

На территории России, Украины, Белоруссии в годы войны в концлагерях фашисты держали наших пленных взрослых и детей. Сотни тысяч детей были загублены в лагерях. Этот памятник на Украине, в городе Керчь, увековечил память обо всех детях войны - кто погиб в застенках фашистских концлагерей, в партизанских отрядах, на полях сражений, в катакомбах, кто просто не дожил до Победы.

9. Памятник детям - узникам фашистских концентрационных лагерей «Опалённый цветок».

(слайд 11)

А этот памятник тоже детям, узникам концлагерей. Но стоит он в России, в городе Смоленске. Монумент находится в Парке пионеров города Смоленск. Представляет собой несколько хрупких детских тел, слившихся вместе в шар. Под шаром находятся надписи с названиями концлагерей. Памятник установлен по инициативе Смоленской региональной организации «Бывшие малолетние узники фашистских концлагерей».

10. Мемориал детям - жертвам фашизма. (слайд 12)

В апреле 1943 года при отступлении фашисты обманным путём вывели в Рубащанский лес свыше 200 детей и подростков города, чтобы разминировать пути отступления. Беззащитных маленьких людей связали между собой верёвками и выгнали на минное поле. Их заставляли искать мины, но дети больше любовались первыми весенними цветами, начали собирать пролески и подснежники. Через некоторое время какая-то девочка закричала: «Ой! Мины!». Раздался первый взрыв. Многие тогда прямо с цветами в руках и погибли. На средства детей Луганской области был построен мемориал и высажены деревья в память о погибших.

11. Памятный знак "Детям войны". (слайд 13)

Памятный знак "Дети войны" установлен в Парке партизанской славы имени Миная Шмырева в Витебске. Композиция выполнена в виде двух скульптур мальчика-подростка и прижавшейся к нему маленькой девочки, которые сидят на ступеньках разрушенного дома. При этом паренек в руке бережно держит кусочек хлеба, на котором сконцентрированы взгляды детей войны. Автором памятного знака является витебский скульптор Валерий Могучий. События военных лет все дальше уходят в историю, все меньше остается живых свидетелей тех событий, поэтому сегодня важен каждый факт того страшного времени, и необходимо сохранить память и о тех, кто из-за войны раньше времени расстался с детством. Некоторые из них совершили свои подвиги с оружием в руках, будучи партизанами или разведчиками, связными или подпольщиками. Одни, пройдя все испытания, дожили до Великой Победы, но многие погибли, сраженные немецкой пулей или замученные в застенках гестапо или в концлагерях.

III. Заключительная часть:

О памятниках Великой Отечественной войны можно сказать :

Это истории, написанные кровью,

В исцеление глухим, слепым.

В каждом завещаньи рядом с болью -

Просьба - передать привет живым.

Вечная память всем погибшим. (слайд 14)

Пусть чисто будет небо над землей,

Пусть жизни мирной радуются люди!

А Вас, кто рядом был с войной,

Мы помним, бережем и любим!

В мае 2015года исполнится 70 лет победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Всё меньше становится свидетелей той страшной и героической войны. В благодарность за военный подвиг люди воздвигали и воздвигают памятники участникам Великой Отечественной войны, взрослым и детям, участникам сражений и работникам тыла. Это малая дань, которую можно принести человечество всем, кто дал нам возможность жить, и кто погиб безвинно.

- Мы с вами, ребята, совсем недавно в рамках урока чтения делали проект «Великая Отечественная война в памятниках моего города». О каких памятниках вы писали?

И я очень надеюсь, что, когда вы вместе с родителями будете отдыхать в городах России, Украины, Белоруссии, то обязательно сходите к памятникам, поставленным детям войны.

Публикации по теме:

«Дети войны». Воспоминания о тяжёлом детстве в годы Великой Отечественной войны "Дети войны". Воспоминания моего отца о тяжёлом детстве в годы Великой Отечественной войны. Мне хочется свои воспоминания начать стихотворением:.

Детям о великой отечественной войне Как детям рассказать о войне? Дети играют в "войнушку". Кто-то «наши», кто-то фашисты. И всегда «наши» побеждают. Это естественно. Но все.

Конспект интегрированного занятия «Дети — герои Великой Отечественной войны» для старшей группы Муниципальное образование Кондинский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Мастер-класс «Открытка ветерану Великой Отечественной войны»Мастер-класс «Открытка ветерану Великой Отечественной войны» Описание: данную работу могут использовать в своей деятельности воспитатели подготовительных групп в детском саду, учителя начальных классов.

Презентация «Мой родной край в годы Великой Отечественной войны. Магадан» На территории Северо-Востока самой большой части света-Азии расположена Магаданская область. Про нас, жителей Магаданской области, часто.

Память Великой Отечественной войныПамять Великой Отечественной войны В нашей группе подготовка к празднику начинается за 1–2 месяца. В уголке для чтения размещаются книги о войне в соответствии с возрастом.

План-конспект экскурсии к месту памяти героев Великой Отечественной войны Тема «Герои великой победы» Цель: познакомить с героическими достопримечательностями поселка. Воспитывать чувство гордости за героизм народа.

Проект «Детям о Великой Отечественной войне» Актуальность. В преддверии празднования Дня Победы с детьми провела опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что,.

Проект «Собаки — герои Великой Отечественной войны» Тип проекта: По виду деятельности: познавательно – продуктивный По числу участников: групповой По времени проведения: долгосрочный Участники.

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны г. ДубовкиВстреча с ветеранами Великой Отечественной войны г. Дубовки Валентина Кобликова Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны г. Дубовки В честь 76-летия Сталинградской битве, в нашей группе прошла.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мероприятия «Беседа-путешествие «Памятники детям Великой Отечественной войны»
Опубликовано: 10 февраля 2019 в 13:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД