Наталия Смирнова
Конспект мероприятия в подготовительной группе «Это имя как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мероприятия в подготовительной группе «Это имя как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград!» к 74-й годовщине снятия блокады.
Методические задачи: продолжать знакомить детей с историей нашей страны и героическим подвигом нашего народа в годы ВОВ; расширять представление о военном времени; способствовать формированию чувства гордости за свою Родину и свой народ.
Публикация «Конспект мероприятия в подготовительной группе „Это имя как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград!“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Блокада Ленинграда. Сценарии
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Материалы к занятию: мультимедийные презентации, лэпбуки о Великой Отечественной Войне; фотографии, открытки по теме.
Методика проведения:Давно закончилась война,
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена-
Горят, как памятные даты,-
За Брест, Москву, за Сталинград
И за блокаду Ленинграда,
За Керчь, Одессу и Белград,
За все осколки от снарядов.
(С. Кочурова)
В ряду городов- героев Ленинград стоит на особом месте- он единственный пережил почти трехлетнюю блокаду (871 день, но так и не сдался врагу. (кадр презентации)
Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.
Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли.
(Кадр презентации)
Летом 1941 года немецко-фашистские войска стали сжимать кольцо вокруг Ленинграда. Продвижение фашистской армии удалось остановить, но враг решил взять Ленинград осадой и перерезал дороги и железнодорожные пути к городу. (Кадр презентации)
Сообщение с городом шло по воздуху и по воде, через Ладожское озеро. (Кадр презентации). Путь по воде, а зимой по льду был назван «Дорогой жизни». По этому пути с ноября 1941, когда началась голодная блокада, доставляли продукты, лекарства, подвозили боеприпасы и вывозили больных и раненых.
Ребята, в прошлом году мы с вами составляли «Книгу памяти» нашего детского сада. В эту книгу- презентацию вошли рассказы о ваших и наших прадедушках, прабабушках храбро защищавшим нашу страну с годы войны на полях сражения и в тылу. Если мы откроем нашу книгу, то увидим, что многие наши родные сражались за Ленинград и награждены медалью «За оборону Ленинграда» (воспитатель демонстрирует детям кадры презентации «Книга памяти. Вызываем их из бессмертия…»)
Небольшое отступление: В нашей группе медалью «За оборону Ленинграда» были награждены родные 4 детей: Кирилла, Василисы, Насти и Евы. И деды двоих воспитателей… Там, на льду Ладожского озера, по самое сердце в снегу старшина саперного батальона Василий Иванович Лебедев, солдат из сказочного Подмосковного Лукошкина, из дома с резными наличниками прокладывал Дорогу жизни… Прокладывал, что бы 18-ти летний московский мальчишка- шофер Алексей Лысиков, отец моей мамы, мог провести в осажденный город свою полуторку с хлебом)
Жители и защитники Ленинграда заплатили страшную цену за удержание города. Погибло более половины жителей, большинство из них от голода (кадр презентации с блокадной пайкой хлеба)
(Кадр презентации «Ленинградский метроном»)
Ленинградский метроном - это система оповещения населения о воздушной атаке. Вошел в историю ленинградской блокады и является своеобразным символом блокады.
Полторы тысячи громкоговорителей по всему городу отбивали ритм, давая жителям знать о ситуации. Своего рода шифровка: быстрый ритм метронома - это воздушная тревога, медленный - отбой.
(Запись звука метронома)
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг- он дышит,
Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба…
(А. Ахматова)
С 1942 года каждый день умирало много людей. Морозы в первую зиму были суровыми, а отопление в домах не работало. (кадры презентации). Но, не смотря на все, город все-таки выстоял.
После тщательной подготовки 12 января 1943 года началась решающая битва. Советские войска, преодолев минные поля, проволочные заграждения, несколько линий окопов, сумели прорвать фронт в двух местах (кадр презентации)
В армии противника началась паника, фашисты спешно прибрасывали к городу войска с других участков фронта. Но 18 января блокада была прорвана, а 27 января окончательно снята, враг был отброшен от города.
(кадр презентации)
В память о массовом героизме участников обороны в городе установлены памятники и монументы (Воспитатель показывает детям фотографии памятников).
На Пискаревском кладбище, где покоится прах погибших и умерших от голода ленинградцев установлен памятник «Мать- Родина», а на гранитной стене высечены строки поэтессы О. Бергольц
Здесь лежат ленинградцы.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Как их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.
Огромное спасибо Елене Тыняной и Светлане Большаковой за презентации и другие методические материалы, которыми они с нами щедро поделились.
Послесловие.
Готовясь к мероприятию я не давала каких-то особенных заданий детям. В приемной висело объявление, у нас в группе так принято, о мероприятиях на январь и все. Бывает, мы просим выучить стихи, сделать какую-то работу, посмотреть, почитать… в этот раз как-то не просили ничего. Я, конечно, знала что уж что-что, а стихи о войне мои дети знают.
Но… Включила запись метронома и вдруг к мерному звуку прибавился тихий голос… Настя. «Птицы смерти в зените стоят…»- Настена читала Ахматову. Не на показ, не для всех, а глядя на фотографию- для того города, который выстоял.
Я даже не подозревала, что ребята это знают. А потом Алеша, хулиган Алешка, которому, все говорят, только б баловаться… Только собралась прочитать ребятам строки О. Бергольц, как Леша, глядя на экран, как будто читая (стихотворение на кадре нет) стал медленно и внятно читать стихи: «Здесь лежат ленинградцы…» Во время всего рассказа в группе было тихо-тихо, казалось все даже не дышали, и дети, и родители с педагогами.
Наверное, мы все-таки правильно их воспитали). Скажу честно, коллеги, я очень гордилась своими детьми.