Конспект методического диалога c педагогами по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Наиля Талгатовна
Конспект методического диалога c педагогами по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Тема: «Организация образовательного процесса, направленного на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников».

Цель: повысить педагогическую компетентность воспитателей в вопросах организации образовательного процесса, направленного на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников.

Оборудование: мультимедийная установка, карточки с названиями форм работы с родителями, микрофон, 2 мольберта.

Ход мероприятия

1слайд

Вопрос 1. Актуальность, проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников.

Ведущий: Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы вас приглашаем на Методический диалог, чтобы обсудить особенности организации образовательного процесса, направленного на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников.

Конспект методического диалога c педагогами по социально-коммуникативному развитию дошкольников

2слайд

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток и на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.

Вопрос педагогам: Анализируя проблемы современных дошкольников по социально-коммуникативному развитию, можно выделить некоторые типичные особенности и проблемы. Давайте попробуем определить их:

Ответы педагогов.

3слайд

Да, действительно:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития ребёнка, которую наш педагогический коллектив обозначил в этом учебному году одним из приоритетных направлений актуальна.

Этот факт находит отражение в основных федеральных документах: ФГОС ДО, закон РФ «Об образовании», в «Конвенции о правах ребенка».

4слайд

Вопрос 2. Содержание и особенности организации образовательного процесса по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие дошкольников направлено на решение определённых задач. Как вы считаете, какая из перечисленных задач, представленных на слайде, имеет наименьшую значимость в дошкольном образовании?:

-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Ответы педагогов

Каждая задача важна и актуальна на этапе дошкольного образования и требует особого внимания.

5слайд

Для решения большого спектра задач по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» определены направления, которые вы видите на слайде

6слайд

Основу содержания гражданско-патриотического воспитания составляют общечеловеческие ценности. Из всего спектра общечеловеческих ценностей, имеющих особое значение для содержания и организации воспитательного процесса можно выделить следующие:

«Человек»

«Семья»

«Труд»

«Культура»

«Отечество»

«Земля»

Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

7слайд

Основные направления работы по ОБЖ:

Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения,

Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки,

Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Вопрос педагогам. Какие важные принципы необходимо учитывать в работе с детьми по воспитанию навыков безопасного поведения? Ответы педагогов.

Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке,

Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке,

НОД проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно, в процессе игр, прогулок и т. д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил,

Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т. д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.

8слайд

Практическое задание. Определите представленные на слайде содержание работы по данному направлению… «Продолжи. Ребенок и ….»

9слайд

Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться нравственные качества.

Концепция – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а также привить ему желание помочь другим. Очень важно учитывать возраст малыша – от этого и будет зависеть выбор видов деятельности и их сложности.

Вопрос педагогам. Перечислите виды труда, используемые в ДОО.

10слайд

Навыки культуры быта, ознакомление с трудом взрослых, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

Существуют три формы организации трудовой деятельности:

Поручения, которые бывают простые и сложные, эпизодические и длительные, коллективные и индивидуальные.

Коллективный труд (не более 35-40 минут).

А также с целью формирования общественно-значимого мотива у дошкольников используется …. дежурство (не более 20 минут).

11слайд

Решение задач освоения детьми содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» осуществляется в целостном образовательном процессе Учреждения за счет комплексного использования форм организации, методов и приемов, средств психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста в интеграции во всех образовательных областях.

3. Методы, приёмы и формы работы с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Работа с детьми осуществляется в режимных моментах, НОД, совместной и самостоятельной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей.

Вопрос педагогам. Коллеги, на слайде перечислены методы реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Приведите несколько примеров из опыта работы: применение того или иного метода в образовательном процессе с детьми по одному из направлений.

Ответы педагогов. Обсуждение.

12слайд

Педагоги используют различные формы работы с детьми по социально-коммуникативному развитию. На слайде представлены только некоторые из них.

Сейчас я передаю слово воспитателю …., которая поделится опытом взаимодействия с семьёй для решения задач позитивной социализации и формирования личности дошкольников.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В её позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить

друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

Вопрос педагогам: Назовите основные принципы организации работы с семьей?

Ответ: Открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребёнок);

Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

Отсутствие формализма в организации работы с семьёй;

Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.

Вопрос педагогам: назовите формы взаимодействия с семьей?

Ответ: коллективные

индивидуальные

наглядно-информационные

Практическое задание: перед вами карточки с названиями форм работы с родителями воспитанников. Вам необходимо распределить их на два мольберта: на один те формы, которые используются в нашем Учреждении, на второй, которые не используются.

Ответ: в нашем Учреждении

1. Семейные чтения «Добрая книга», выставка коллажей, выставка творческих работ, оформление стенда «Удивляюсь, хвастаюсь и радуюсь, телеальбом на информационном телемониторе, мастерская Деда Мороза, День открытых дверей, родительское собрание в группе, наглядная информация на информационных стендах в групповых ячейках, индивидуальные беседы, анкетирование, консультации, консультации-практикумы, общее родительское собрание, индивидуально-практические занятия, педагогическая гостиная, семинар-практикум, педагогический брифинг, игровой тренинг, педагогический всеобуч, круглый стол, тематические дни, день здоровья, семейная гостиная, конкурсы, викторины, досуги, развлечения, мастер-классы, проекты

2. Ролевые игры, телефон доверия, занятия о профессиях, которые проводят родители, мини-собрания, семейные клубы, деловая игра, тренинговые игровые упражнения и задания, вечер вопросов и ответов, «Родительский университет», «Дни добрых дел», совместные экскурсии, походы, пикники, гость группы.

Вопрос педагогам: какие инновационные формы работы с родителями используете вы, реализуя проекты по данной годовой задаче?

(ответ воспитателей групп всех возрастов, педагогов учреждения)

Семья и детский сад – два важных социальных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы показывает, что в результате применения современных форм взаимодействия, позиция родителей стала более гибкой. Теперь родители – активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения говорят об эффективности использования современных форм в работе с семьями.

13слайд

Давайте подведём итоги нашего Методического диалога. Передаём друг другу микрофон по кругу и перечисляем, какие условия должны обеспечиваться педагогами в рамках организации образовательного процесса для успешной социализации дошкольника, формирования его личности:

эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям;

наличие позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным и социокультурным слоям, а также имеющими различные возможности здоровья;

поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

условия для развития коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, умение детей работать в группе сверстников.

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе и др.

Ответы педагогов.

Прикреплённые файлы:

metodicheskii-dialog_q6cut.pptx | 635,23 Кб | Скачан: 0
 
Публикации по теме:

Игра по социально-коммуникативному развитию дошкольников на тему «Эмоции»Игра по социально-коммуникативному развитию дошкольников на тему «Эмоции» Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими. Игра.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников Цель: формирование навыков позитивного, созидательного общения. Задачи: - развить коммуникативные навыки у детей; - создать возможность.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Ты и другие люди» Конспект ОД в подготовительной группе «Ты и другие люди» Задачи: Социально-нравственное развитие: формировать положительное, доброжелательное.

Лэпбук «Развивайка» по социально-коммуникативному развитию дошкольниковЛэпбук «Развивайка» по социально-коммуникативному развитию дошкольников Старший дошкольник стоит на пороге школьной жизни, где его ждут большие перемены. Ему необходимо социально-коммуникативное развитие, чтобы.

Методическая разработка образовательного проекта по социально-коммуникативномуразвитию дошкольников «Одногруппники»Методическая разработка образовательного проекта по социально-коммуникативному развитию дошкольников «Одногруппники» Сегодня современные дети действительно значительно отличаются от предыдущего поколения — и это не просто слова. Инновационные технологии.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Цветок Здоровья» Задачи : • Закреплять и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни и о составляющих его компонентах; • Формировать у детей привычку.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Весёлый огород» Цель: показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека. Задачи: Продолжать расширять представления детей о труде,.

Автор публикации:
Конспект методического диалога c педагогами по социально-коммуникативному развитию дошкольников
Опубликовано: 5 апреля 2019 в 13:36
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 сентября. Смотр уголков дежурных на МААМ

С чего начинается трудовое воспитание маленьких детей? Разумеется, с самообслуживания. Именно через самообслуживание ребёнок впервые выстраивает гармоничные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои...

24 сентября. Осенины

«Осенины – славной осени именины» – 24 сентября отмечается древнеславянский праздник Осенины. Для наших предков, живущих земледельческим календарем, это была особая дата. Этот день символизировал...

Стихи к осенним утренникам для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Стихи к осенним утренникам, для детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Мы листочки, мы листочки Желтые листочки. Подарила осень нам, Желтые...
Мастер-класс по изготовлению динамичной открытки из бумаги и картона «Каскад эмоций»
Описание: данный мастер-класс можно использовать в работе со старшими дошкольниками, в кружковой работе, в совместной деятельности детей и родителей....
Сценарий праздника, посвящённого Дню пожилого человека «Как Лунтик бабу Капу поздравлял»
Сценарий праздника, посвящённого Дню пожилого человека «Как Лунтик бабу Капу поздравлял» Вед: Дорогие бабушки и дедушки, уважаемые гости! Сегодня мы...