Конспект методического диалога c педагогами по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Наиля Талгатовна
Конспект методического диалога c педагогами по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Тема: «Организация образовательного процесса, направленного на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников».

Цель: повысить педагогическую компетентность воспитателей в вопросах организации образовательного процесса, направленного на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников.

Оборудование: мультимедийная установка, карточки с названиями форм работы с родителями, микрофон, 2 мольберта.

Ход мероприятия

1слайд

Вопрос 1. Актуальность, проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников.

Ведущий: Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы вас приглашаем на Методический диалог, чтобы обсудить особенности организации образовательного процесса, направленного на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников.

Конспект методического диалога c педагогами по социально-коммуникативному развитию дошкольников

2слайд

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток и на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.

Вопрос педагогам: Анализируя проблемы современных дошкольников по социально-коммуникативному развитию, можно выделить некоторые типичные особенности и проблемы.Давайте попробуем определить их:

Ответы педагогов.

3слайд

Да,действительно:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития ребёнка, которую наш педагогический коллектив обозначил в этом учебному году одним из приоритетных направлений актуальна.

Этот факт находит отражение в основных федеральных документах: ФГОС ДО, закон РФ «Об образовании», в «Конвенции о правах ребенка».

4слайд

Вопрос 2. Содержание и особенности организации образовательного процесса по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие дошкольников направлено на решение определённых задач. Как вы считаете, какая из перечисленных задач, представленных на слайде, имеет наименьшую значимость в дошкольном образовании?:

-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Ответы педагогов

Каждая задача важна и актуальна на этапе дошкольного образования и требует особого внимания.

5слайд

Для решения большого спектра задач по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» определены направления, которые вы видите на слайде

6слайд

Основу содержания гражданско-патриотического воспитания составляют общечеловеческие ценности. Из всего спектра общечеловеческих ценностей,имеющих особое значение для содержания и организации воспитательного процесса можно выделить следующие:

«Человек»

«Семья»

«Труд»

«Культура»

«Отечество»

«Земля»

Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах,в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

7слайд

Основные направления работы по ОБЖ:

Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения,

Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки,

Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Вопрос педагогам. Какие важные принципы необходимо учитывать в работе с детьми по воспитанию навыков безопасного поведения? Ответы педагогов.

Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке,

Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке,

НОД проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно, в процессе игр, прогулок и т. д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил,

Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т. д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.

8слайд

Практическое задание. Определите представленные на слайде содержание работы по данному направлению… «Продолжи. Ребенок и ….»

9слайд

Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться нравственные качества.

Концепция – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а также привить ему желание помочь другим. Очень важно учитывать возраст малыша – от этого и будет зависеть выбор видов деятельности и их сложности.

Вопрос педагогам. Перечислите виды труда, используемые в ДОО.

10слайд

Навыки культуры быта, ознакомление с трудом взрослых, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

Существуют три формы организации трудовой деятельности:

Поручения, которые бывают простые и сложные, эпизодические и длительные, коллективные и индивидуальные.

Коллективный труд (не более 35-40 минут).

А также с целью формирования общественно-значимого мотива у дошкольников используется …. дежурство (не более 20 минут).

11слайд

Решение задач освоения детьми содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» осуществляется в целостном образовательном процессе Учреждения за счет комплексного использования форм организации, методов и приемов, средств психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста в интеграции во всех образовательных областях.

3. Методы, приёмы и формы работы с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Работа с детьми осуществляется в режимных моментах, НОД, совместной и самостоятельной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей.

Вопрос педагогам. Коллеги, на слайде перечислены методы реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».Приведите несколько примеров из опыта работы: применение того или иного метода в образовательном процессе с детьми по одному из направлений.

Ответы педагогов. Обсуждение.

12слайд

Педагоги используют различные формы работы с детьми по социально-коммуникативному развитию. На слайде представлены только некоторые из них.

Сейчас я передаю слово воспитателю …., которая поделится опытом взаимодействия с семьёй для решения задач позитивной социализации и формирования личности дошкольников.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В её позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить

друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

Вопрос педагогам: Назовите основные принципы организации работы с семьей?

Ответ: Открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребёнок);

Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

Отсутствие формализма в организации работы с семьёй;

Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.

Вопрос педагогам: назовите формы взаимодействия с семьей?

Ответ: коллективные

индивидуальные

наглядно-информационные

Практическое задание: перед вами карточки с названиями форм работы с родителями воспитанников.Вам необходимо распределить их на два мольберта: на один те формы, которые используются в нашем Учреждении, на второй, которые не используются.

Ответ: в нашем Учреждении

1. Семейные чтения «Добрая книга», выставка коллажей, выставка творческих работ, оформление стенда «Удивляюсь, хвастаюсь и радуюсь, телеальбом на информационном телемониторе, мастерская Деда Мороза, День открытых дверей, родительское собрание в группе, наглядная информация на информационных стендах в групповых ячейках, индивидуальные беседы, анкетирование, консультации, консультации-практикумы, общее родительское собрание, индивидуально-практические занятия, педагогическая гостиная, семинар-практикум, педагогический брифинг, игровой тренинг, педагогический всеобуч, круглый стол, тематические дни, день здоровья, семейная гостиная, конкурсы, викторины, досуги, развлечения, мастер-классы, проекты

2. Ролевые игры, телефон доверия, занятия о профессиях, которые проводят родители, мини-собрания, семейные клубы, деловая игра, тренинговые игровые упражнения и задания, вечер вопросов и ответов, «Родительский университет», «Дни добрых дел», совместные экскурсии, походы, пикники, гость группы.

Вопрос педагогам: какие инновационные формы работы с родителями используете вы, реализуя проекты по данной годовой задаче?

(ответ воспитателей групп всех возрастов, педагогов учреждения)

Семья и детский сад – два важных социальных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы показывает, что в результате применения современных форм взаимодействия, позиция родителей стала более гибкой. Теперь родители – активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения говорят об эффективности использования современных форм в работе с семьями.

13слайд

Давайте подведём итоги нашего Методического диалога. Передаём друг другу микрофон по кругу и перечисляем, какие условия должны обеспечиваться педагогами в рамках организации образовательного процесса для успешной социализации дошкольника,формирования его личности:

эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям;

наличие позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным и социокультурным слоям, а также имеющими различные возможности здоровья;

поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

условия для развития коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, умение детей работать в группе сверстников.

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе и др.

Ответы педагогов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игра по социально-коммуникативному развитию дошкольников на тему «Эмоции»Игра по социально-коммуникативному развитию дошкольников на тему «Эмоции» Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими. Игра.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников Цель: формирование навыков позитивного, созидательного общения. Задачи: - развить коммуникативные навыки у детей; - создать возможность.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Ты и другие люди» Конспект ОД в подготовительной группе «Ты и другие люди» Задачи: Социально-нравственное развитие: формировать положительное, доброжелательное.

Лэпбук «Развивайка» по социально-коммуникативному развитию дошкольниковЛэпбук «Развивайка» по социально-коммуникативному развитию дошкольников Старший дошкольник стоит на пороге школьной жизни, где его ждут большие перемены. Ему необходимо социально-коммуникативное развитие, чтобы.

Методическая разработка образовательного проекта по социально-коммуникативномуразвитию дошкольников «Одногруппники»Методическая разработка образовательного проекта по социально-коммуникативному развитию дошкольников «Одногруппники» Сегодня современные дети действительно значительно отличаются от предыдущего поколения — и это не просто слова. Инновационные технологии.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Цветок Здоровья» Задачи : • Закреплять и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни и о составляющих его компонентах; • Формировать у детей привычку.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Весёлый огород» Цель: показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека. Задачи: Продолжать расширять представления детей о труде,.

Рекомендации родителям по социально-коммуникативному развитию дошкольников Рекомендации родителям по социально-коммуникативному развитию дошкольников. 1) Способствовать созданию атмосферы доверия, понимания, уважения.

Система работы педагогического коллектива по социально-коммуникативному развитию дошкольников на основе ФГОС ДО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Незабудка» Алтайский край, Усть-Пристанский район, с. Усть-Чарышская.

Занятие по социально-коммуникативному развитию «Веселое путешествие» для старших дошкольников Занятие по социально – коммуникативному развитию «Веселое путешествие» (для старших дошкольников) Тимофеева А. В., воспитатель МБДОУ «Детский.

Автор публикации:
Конспект методического диалога c педагогами по социально-коммуникативному развитию дошкольников
Опубликовано: 5 апреля 2019 в 13:36
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. Праздник риса на МААМ

Очередной тематический день посвящен важному продукту питания, который мы часто видим на своем столе. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать ребенку о рисе и увлечь его...

29 октября. День народных противовирусных средств на МААМ

В этом году время повышенной опасности гриппа, которое наступает поздней осенью, дополнительно усугублено разгулом пандемии коронавируса. Поэтому особенно важно научить детей заботиться о своём здоровье....

Мастер-класс по конструированию из бумаги «Мальчики и девочки» с детьми средней группы
Цель: формировать у детей умение создавать из цветной бумаги образы мальчиков и девочек. Материал: желтая бумага 20х15 см, красная, оранжевая, синяя...
Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей дошкольного возраста...
Пояснительная записка Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, способствующих всестороннему развитию ребенка,...
Сценарий развлечения «Письмо от Золотой Осени» для детей среднего дошкольного возраста
Дети под музыку входят в зал. Вед: Лето быстро пролетело, Ветерком прошелестело. Осень к нам в окно глядит, Частым дождичком стучит. Двери ветром...