Юлия Курилова
Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы «Памятники композиторам в Петербурге»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы
Цель: знакомство детей с городскими памятниками Санкт-Петербурга, посвященными русским композиторам.
Задачи:
расширять общий кругозор детей через рассказ о памятниках великим русским композиторам, которые находятся в Санкт-Петербурге;
развивать тембровый слух посредством прослушивания музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра;
Публикация «Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы „Памятники композиторам в Петербурге“» размещена в разделах
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Памятники войны, вечный огонь. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
развивать музыкальную память, образное мышление в самостоятельной творческой деятельности (танцевальная импровизация);
формировать умение играть в ансамбле через исполнение разученного музыкального произведения в детском оркестре;
воспитывать уважительное отношение к великим произведениям музыкального искусства на примере музыкального материала занятия, а также в беседе с музыкальным руководителем.
Оборудование:
музыкальный центр;
фортепиано;
проектор и компьютер;
детские музыкальные инструменты: металлофон, треугольники, бубны, румбы, колокольчики.
Музыкальный репертуар:
И. Смирнова, С. Сивцова, Игра-танец «Бегемотик-обормотик»;
М. И. Глинка, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»;
Н. А. Римский-Корсаков, «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».
Предварительная работа:
слушание произведений «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки; «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова;
разучивание на музыкальных инструментах «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.
Образовательные области:
художественно-эстетическая;
познавательная;
речевая;
социально-коммуникативная;
физическая.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель (МР): Здравствуйте, ребята! Ко мне в руки попала карта нашего города -- Санкт-Петербурга. Но на ней есть «черная дыра». Предлагаю отправиться в интересное путешествие и найти недостающий кусочек карты. Но нам нужен экскурсовод-помощник, который будет сопровождать нас в музыкальном путешествии по городу, рассказывать истории прошлых лет и поможет раскрыть тайны. А кто он, вы мне сейчас сами и скажете.
(Слайд №2). В это время звучит песенка «Чижика-Пыжика» (ноты).
Ответы детей.
МР: Верно, ребята! Это действительно Чижик-Пыжик. Это птичка-невеличка живет в нашем городе на берегу реки. Может быть, вы и название реки назовете? Если кто-то не помнит, то вам поможет подсказка-загадка. (Слайд №3)
Много лет тому назад
Появился Летний сад.
Люди знатные хотели,
Чтоб фонтаны в нем звенели.
Где же взять для них воды?
Кто спасет нас от беды?
— Мне воды совсем не жалко, —
Говорит река … (Фонтанка) (С. Сивцова)
МР: И опять верный ответ! Наш помощник живет на берегу реки Фонтанки. Раньше на набережной этой реки находилось Императорское училище правоведения. Его воспитанники носили весьма необычную форму, выполненную в желто-зеленых тонах, а зимой этот наряд дополнялся пыжиковыми шапками. За это их прозвали «чижики-пыжики». В стенах этого училища обучался известный русский композитор. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Кто это? (Слайд №4)
Ответы детей.
МР: Верно, ребята. Этого композитора зовут Петр Ильич Чайковский. После училища правоведения он учился в Петербургской консерватории. (Слайд №5) Это музыкальное учебное заведение, где обучаются будущие композиторы и исполнители.
МР: Сейчас Чижик-Пыжик предлагает вам немного отдохнуть и поиграть в музыкальную игру, которая называется «Бегемотик-обормотик». Вы согласны?
Игра-танец «Бегемотик-обормотик» (Сл. С. Сивцовой, муз. И. Смирновой).
МР: А теперь Чижик-Пыжик приглашает продолжить путешествие по карте Петербурга. Он оставил подсказку. Внимание на экран. (Слайд №6) Вы узнали эту сказку? Как она называется?
Ответы детей.
МР: Верно, ребята! Как легко вы отгадали загадку Чижика-Пыжика. Но эта сказка не простая. Русский композитор Михаил Иванович Глинка написал по мотивам поэмы А. С. Пушкина оперу «Руслан и Людмила». Посмотрите, пожалуйста, на портрет композитора. (Слайд №7) Памятник этому композитору расположен напротив Мариинского театра. (Слайд №8)
МР: Ребята, подскажите, пожалуйста, а где можно послушать оперу и посмотреть балет?
Ответы детей.
МР: А какие вы знаете музыкальные театры Санкт-Петербурга? В каких театрах вы бывали?
Ответы детей.
МР: Ребята, смотрите, Чижик-Пыжик вновь оставил вам задание. (Слайд №9) Если правильно отгадаете загадку — то ответ появится на экране.
Я на сцену в полумраке
Выйду в элегантном фраке.
Тонкой палочкой взмахну —
Скрипочки зальются,
Всколыхнет арфист струну,
Трубы отзовутся.
Как оркестр играет славно!
Ну а я в нем — самый главный! (Дирижер)
МР: Ребята, а ведь у нас есть свой музыкальный оркестр. Чтобы открыть «черную дыру» на карте вам нужно стать артистами и исполнить на музыкальных инструментах «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».
Оркестр «Марш Черномора» (М. И. Глинка)
МР: Как слажено вы играли, молодцы! Чижик-Пыжик зовет нас дальше. Сейчас мы с вами познакомимся с памятником еще одному русскому композитору, который расположен напротив Мариинского театра и рядом с Петербургской консерваторией. Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Слайд №10) Это — композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Он писал музыкальные произведения для симфонического оркестра, для различных музыкальных инструментов, а также произведения для хора, романсы, оперы («Садко», «Ночь перед Рождеством», «Кощей бессметрный», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане»). Сейчас мы послушаем музыкальную загадку, которую для вас оставил Чижик-пыжик. Если вы отгадаете название — на экране появится ответ. (Слайд №11)
Звучит «Полет шмеля» Н. А. Римского-Корсакова.
Ответы детей.
МР: Верно, ребята! Вы правильно отгадали загадку. Чтобы открыть «черную дыру», надо пройти еще одно задание от Чижика-Пыжика: Он предлагает вам превратиться в шмелей или пчел, а может в стрекозу и придумать свой танец.
Дети исполняют танцевальную импровизацию под музыку «Полет шмеля» (музыка Н. А. Римский-Корсакова).
МР: Ребята, как вы думаете, Чижику-Пыжику понравился ваш танец? Почему? Ответы детей.
Спросим у самого Чижика. (Слайд №12) Чижик-Пыжик доволен вами, вашими знаниями, талантами. Он готов разрешить открыть «чёрную дыру» на карте и приготовил для вас последнее испытание, самое трудное: нужно выбрать из предложенных картинок те, которые подходят друг другу по назначению. (Слайд №13)
Ответы детей.
МР: Ребята, все ваши ответы правильные. Теперь можно открыть «черную дыру». (Слайд №14)
МР: До свидания, ребята! До новых встреч!