Александра Эрназарова
Конспект музыкального занятия «По ноткам шагаем, песню спасаем» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального занятия по теме :
«По ноткам шагаем, песню спасаем…»
(старшая группа)
Цель занятия :
Развитие ритмического, темпового и звуковысотного восприятия, формирование коммуникативных способностей.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект музыкального занятия „По ноткам шагаем, песню спасаем“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Ноты. Конспекты занятий
- Песни. Все материалы на тему песен
- Старшая группа
- Темочки
1. Знакомить с особенностью музыкальной речи (фразировкой, ритмического построения фраз, слышать начало и конец музыкальной фразы.
2. Учить детей вступать в музыкальное сопровождение, используя опорный сигнал.
3. Упражнять детей в различении ритмических рисунков, соотносить звуки по высоте.
Развивающие задачи:
1. Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей.
2. Развивать координацию, переключаемость движений.
Воспитательная задача:
1. Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом.
Методы и приё мы:
Словесные: вопросы, задания, словесное объяснение.
Наглядные: слайдовые фрагменты.
Практические: музыкальные игры, творческие задания.
Материалы и технологии:
слайдшоу;
видеослайд;
детские музыкальные инструменты (ложки, румба, дудочка, коробочка, кастаньеты, маракасы, металлофон, треугольник, бубен);
бабочки, цветы бумажные по количеству детей;
ритмические кубики;
нотки двух цветов желтые и синие;
магнитные доски, магниты;
2 нарисованных нотных стана;
бумажные фигурки животных (кот, собака, корова) по кол-ву нот
Ход занятия.
Дети заходят в зал, выстраиваются по краю коврика. Музыкальное приветствие Картушиной «Здравствуйте»
Муз. рук. : Ребята, я приготовила для вас любимую песню. Но она спряталась в нашем музыкальном зале. Только вот где она? Как вы думаете?
Ответы детей.
Муз. рук: А мне кажется, я знаю, где находится песенка… посмотрите, на экране. Только песня зашифрована в нотах. Нам с вами необходимо открыть все ноты, чтобы узнать мелодию песни. Но, чтобы нотки открылись и зазвучали, необходимо выполнить задания.
Как думаете, где спрятано первое задание?
Если дети затрудняются ответить, педагог помогает им наводящими словами.
Обратите внимание, что все нотки разноцветные.
Ответы детей.
Все ноты разных цветов. И станции с заданиями соответствуют по цвету нотки. Смотрите, какого цвета первая нотка?
Ответ детей
Дети переходят на первую станцию. Педагог берет нотку, на которой написано задание.
1-е задание:
Песню надо петь со словами,
А какими – подумайте сами.
Вы знаете, такие слова, которые можно использовать в веселой жизнерадостной песенке?
Дети предлагают варианты
Молодцы, все ваши слова подойдут для веселой песенки. А теперь, я предлагаю все ваши замечательные слова пропеть и прохлопать.
Речевая игра «Слово на ладошках»
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Вы не слышали такого?
Не беда, играем в СЛОВО!
Дети прохлопывают ритмослоги.
Муз. рук: Как вы думаете, мы справились с заданием? Это мы сейчас проверим. Если нотка зазвучит, значит, задание мы выполнили верно.
В это время на слайде появляется нотный стан с первой ноткой.
Муз. рук. : Справились, молодцы! Как думаете, где спрятано второе задание?
Дети переходят на вторую станцию, педагог берет вторую нотку, читает задание:
Нужен аккомпанемент,
Чтобы песня зазвучала,
Инструменты нужно взять
Дружно, весело сыграть.
Муз. рук: Интересное задание! Перед вами инструменты, возьмите себе какой больше приглянулся. Теперь попрошу вас объединиться в группы по одинаковым инструментам.
Дети разделились по инструментам.
Звучит рус. нар. мелодия, дети играют на ДМИ.
Муз. рук. : Молодцы!
В это время, на слайде появляется нотный стан и вторая нотка.
Муз. рук. : Вот и вторая нотка нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились.
Переходят на третью станцию. Берут 3 нотку.
Чтобы узнать следующее задание, сядем с вами в круг.
Долгий звук и звук короткий
Есть у песни непременно.
Их вы в кубиках найдите,
По рисунку спойте верно.
Посмотрите, что вы видите? Почему, как вы думаете, кубики разные: короткие и длинные?
Как вы думаете, чтобы это значило?
Ответы детей.
Муз. рук. : Прямоугольники обозначают долгий звук, а кудики – короткий звук. Долгий звук обозначается слогом «ТА», а короткие «ТИ-ТИ»
Музыкально-дидактическая игра «Ритмический кубик»
Ты беги веселый кубик
Быстро-быстро по рукам.
У кого остался кубик –
Тот прохлопает «ти-та»
В это время, на слайде появляется нотный стан, 3 нотка, звучит фрагмент песни.
Муз. рук. : Вот и третья нотка нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились. Ну что, ребята, хотите узнать, какое задание нам приготовила следующая нота?
Давайте перейдем на следующую станцию и послушаем задание.
Берет 4 нотку, читает задание.
Есть слова, есть инструменты,
Ну а где мелодия?
Вы на схемы посмотрите
И мелодию найдите.
Посмотрите, какая интересная схема.
Обратите внимание, что все звери находятся на разной высоте. Как вы думаете, что бы могло это означать?
Ответы детей.
Есть звуки высокие и низкие. Если кошечки находятся наверху, как бы они пропели эти звуки (Мяу). А как поет корова? (Му). А как поют собачки? (гав, гав).
Я предлагаю вам поделиться на две команды: команда мальчиков и девочек. Перед вами мольберты со схемами и изображения животных. Давайте договоримся, что кошка отвечает за высокие звуки, собака за средние и корова за низкие. Ваша задача прослушать звук и поместить подходящее изображение на стан. Посмотрим, кто лучше справится с заданием, мальчики или девочки.
Теперь, предлагаю вам пропеть получившуюся мелодию.
На слайде появляется нотный стан, 4 нотка, звучит фрагмент песни.
Музыкальный руководитель : И эта нотка зазвучала, что это значит? (Ответы детей)
Теперь мы поместим нашу четвертую нотку на нотный стан.
Берет5 нотку, читает задание
Начало есть у песни,
Начало есть у фразы,
Услышать вы сумеете
Начало и конец?
Музыкальный руководитель : Предлагаю вам разделиться на группы по 4 человека : выбрать одного, кто будет цветком, остальные бабочки. У каждого цветка есть клумба.
Дети занимают места.
Вы все знаете, что у каждой песни есть музыкальные фразы. У каждой музыкальной фразы есть начало и конец. Послушайте! (звучит вальс) Очень похоже на полёт бабочки. На начало музыкальной фразы бабочка взлетает, а на конец музыкальной фразы садится на цветок.
Чтобы услышать начало и конец музыкальной фразы, что нужно делать? (Ответы детей)
Да, нужно очень внимательно слушать мелодию, чтобы вовремя взлетала и садилась ваша бабочка.
У каждого ребёнка на тыльной стороне ладони – бабочка, которая с помощью резиночки крепится на одном или нескольких пальцах. Дети «цветочки» держат бумажные цветы, на которые будут опускаться бабочки. Дети поднимают руку в начале музыкальной фразы и опускают на цветок в конце музыкальной фразы.
Вальс-шутка (музыка Д. Шостаковича)
В это время, на слайде появляется нотный стан,5 нотка, звучит фрагмент песни.
Муз. рук. : А вот и пятая нотка нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились.
Берет 6 нотку, читает задание
Зазвучала песня в ритме,
А теперь – с движением,
Вы на месте не сидите,
А на танец выходите!
Предлагаю исполнить польку «Добрый жук».
На слайде появляется нотный стан,6 нотка, звучит фрагмент песни.
Муз. рук. : А вот и шестая нотка нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились. Мы дошли до 7-й ступени.
Берет 7 нотку читает задание
Вы дошли до вашей песни,
Молодцы, вы справились!
Угадайте, что за песня
В этих нотах спряталась?
Педагог играет мелодию, дети узнают её, называют.
Звучит вступление, дети выходят в круг, исполняют знакомую песню
Песня «Лесная песенка»
Музыкальный руководитель подводит итог.
Вы справились со всеми заданиями, молодцы, вы смогли дойти до песенки. И песенка дарит вам нотки. Но посмотрите нотки разноцветные. Если у вас хорошее настроение от сегодняшней нашей встречи - возьмите жёлтую нотку, а если вам было трудно, возьмите синюю нотку. Я вижу, что вы выбрали жёлтые нотки, а что самым интересным для вас показалось? Скажите, а что-то новое вы сегодня узнали? А вам было трудно? А какое задание было самое трудное для вас?
Вы трудились не напрасно,
Все согласны? Да, согласны!
И с весёлым настроеньем
Мы выходим все из зала.
До свидания, ребята!
Дети идут по залу под весёлую ритмичную музыку, уходят из зала в группу.