Наталья Иванова
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе. Знакомство с творчеством П. И Чайковского
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
Познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музыкальных инструментах.
ЗАДАЧИ:
- дать представление о П. И. Чайковском как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу и русского человека;
Публикация «Конспект музыкального занятия в подготовительной группе, Знакомство с творчеством П, И Чайковского» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Чайковский П.И.
- Темочки
-вспомнить ранее прослушанные пьесы, познакомить с новыми произведениями композитора из цикла «Времена года», побуждать детей к активному восприятию музыки;
-познакомить с историей создания музыкального сборника «Детский альбом» и некоторыми музыкальными произведениями из него;
-научить определять характер и настроение прослушанной музыки;
-научить передавать содержание музыкальных произведений в движениях и рисунках.
Интеграция образовательных областей:
• В области "Познавательного развития" – познакомить детей с творчеством русского композитора П. И. Чайковского.
• В области "Художественно - эстетического развития" – развитие художественной культуры детей посредством ознакомления с иллюстрациями, развитие творческого воображения воспитанников.
• В области "Социально - коммуникативного развития" – расширять и активизировать словарь; формирование элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
• В области "Физического развития" – накопление и обогащение двигательного опыта детей.
Музыкальный репертуар:
1. «Саночки» Филипенко.
2. "Апрель" П. И. Чайковский.
3 «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига
4. "Вальс цветов» П. И. Чайковский.
5. "Осенняя песнь" П. И. Чайковский.
6. Упражнение: «Фонопедическое»
7. «Тройка» из альбома «Времена года»
Оборудование:
• Шкатулки (Снежок, сосулька, цветы, гномики)
• Магнитная доска.
• Магниты по числу картинок.
• Портрет композитора П. И. Чайковского.
• Самодельные музыкальные инструменты – по количеству детей.
• Колпачок.
•Палочка.
• Диски для слушания музыки:
«Путешествие гномика»
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети свободно входят в музыкальный зал (под пение птиц)
М. Р: Здравствуйте, ребята. Какое у вас сегодня настроение?
Дети : Нормальное, веселое, грустное, задумчивое и т. д.
-У кого веселое. Поднимите руки. У кого грустное? Веселого настроения сегодня больше, значит сегодня будем здороваться…
Дети: В мажоре!
М. Р: А если бы детей с грустным настроением было бы сегодня больше, значит мы здоровались бы …
Дети: В миноре.
Дети поют распевку «Добрый день» в мажоре, садятся на стульчики.
Приветствие «Доброе утро».
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро - солнцу и птицам,
Доброе утро - приветливым лицам!»
В аудиозаписи звучит «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига. Дети узнают знакомое произведение и называют композитора, написавшего его.
М. Р: Ребята, как вы думаете, где живут сказочные гномы? /Ответы детей/
Я хочу рассказать об одном из них, потому что он пришел к нам сегодня
в гости! (Показывает детям гномика – игрушку) Зовут его Погуляй–ка! Поздоровайтесь с ним! Погуляй-ка очень любит гулять по музыкальным тропинкам, напевая свои любимые песенки. А еще, гуляя, он слушает журчание веселого ручейка, шепчется с озорным ветром, играет в прятки с солнечными зайчиками! Одним словом, много-много удивительного и музыкального встречается у него на пути! И вот однажды гномик Погуляй-ка нашел на музыкальной тропинке четыре шкатулки! И он решил принести их к нам в детский сад.
Муз. рук. показывает детям четыре красочные шкатулки. В первой лежит «снежок» (из ваты, во второй «сосулька» (из целлофана, в третьей – цветы, а четвертой - гномики, лица которых изображают разные чувства.
М. Р: Шкатулки эти волшебные! Спрятались в них музыка зимы, весны, лета и осени. Узнаете знакомое музыкальное произведение – возьмете в шкатулке волшебный предмет, с которым можно будет отправиться на волшебные полянки!
звучит в записи «Тройка» П. И. Чайковского из альбома «Времена года». Дети узнают знакомое музыкальное произведение – находят в первой шкатулке «снежок», который указывает им путь на «зимнюю полянку».
Упражнение на дыхание.
Сделать несколько коротких вдохов через нос и долгий выдох через рот.
Леса аромат вдохни (вдох через нос, руки поднимаются вверх,
Фи-фи-фи – тихонько протяни (на выдохе произносится слог «фи», руки опускаются вниз).
Дети берут колокольчики и исполняют для гномика песню.
«Саночки» Муз. Филиппенко
М. Р: А теперь, ребята, не хотите ли узнать, музыка какого времени года спряталась во второй шкатулке?
Звучит аудиозапись «Апрель» П. И. Чайковского из альбома «Времена года». Можно ли отгадать, о чем рассказала нам музыка? Ребята узнают звуки весны, выбирают из шкатулок вторую – с «сосулькой», которая помогает найти «весеннюю полянку».
Стихотворение «Весна»
Песня «Воробышки»
(фонопедическое упражнение)
Теплый ветер Дети, сложив губы трубочкой, слегка дуют.
Топит, топчет снег отталый, Топ – шлеп, топ – шлеп
Куролесит, колесит, Ф-р-р-р, ф-р-р-р (в разных регистрах)
Запевалой голосит Ля-ля-ля, ля-ля-ля (лесенка)
Над землею разомлелой Вжи-и-и-к! (поднимаются со среднего
Пронесясь зимою белой. голосового регистра в верхний)
Старый дед на убыль шел, Топ-топ-топ.
Солнце весело печет, Кап-кап-кап!
С крыш завеянных течет.
М. Р: А теперь, ребята, присядем и послушаем вместе с гномиком тишину в нашем доме. (Дети берут шумовые инструменты)
В аудиозаписи исполняется песня «В доме моем тишина», дети подпевают и играют каждый на своем шумовом инструменте: (шуршунчики, ворчунчики, бурчунчики, скрипунчики, кап-капки, и т. д.)
М. Р: Молодцы, ребята, гномику Погуляй-ка очень понравилось, а теперь он предлагает вам открыть третью шкатулочку.
Звучит в аудиозаписи «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. В шкатулке дети находят цветы.
М. Р: Ребята, давайте все вместе пойдем на «летнюю полянку»
М. Р: Но с начала, ребята, поработаем пальчиками. (Дети играют в пальчиковые игры, выполняют движения по тексту).
«Теремок»
Стоит терем – теремок Сложить из ладоней крышу
Между двух лесных дорог Вытянуть руки вперед
В этом тереме тетери Помахать ладонями скрестно
Захотели печь пирог
Если любишь пироги «Лепить пироги»
Приходи, приходи! «Звать в гости
"Танец цветов"
М. Р: Смотрите, ребята, гномику не терпится заглянуть в четвертую шкатулку. А вам хочется посмотреть? Ну тогда слушайте!
Звучит в аудиозаписи фрагмент «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Дети узнают музыкальное произведение, открывают шкатулку, вместе с гномиками идут на «осеннюю полянку»
М. Р: Ребята, как здорово, что мы повстречали друзей нашего гномика! Но что это? Посмотрите на их лица! У всех разное настроение. Покажите какое настроение у каждого.
Дети рассматривают гномиков, стараются повторить выражение, мимику их лиц.
М. Р: Гномики немножко повеселели.
Игра «Колпачок и палочка.
Играющие образуют круг. Выбирается водящий, он получает палочку и становится в середине круга. Воспитатель надевает ему на голову красивый колпак. Колпак надвигается ребенку до носа, прикрывает ему глаза, не касаясь их. Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять – будет палочка стучать». Водящий в это время, присев на корточки, стучит палочкой об пол. С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого указала палочка, берется за ее конец и называет водящего по имени, а водящий отгадывает, кто его назвал. Игра продолжается с новым водящим.
М. Р: Вот и закончилось наше путешествие с гномиком Погуляй – ка, и наступило время попрощаться с ним до новых встреч на музыкальных тропинках.