Ольга Азовская
Конспект н. о. д. «Болото и его обитатели» с использованием элементов ТРИЗ-технологии.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект н. о. д. «Болото и его обитатели» с использованием элементов ТРИЗ-технологии. для детей старшей группы. Познание.
Автор: Азовская Ольга Александровна, воспитатель первой квалификационной категории, ГБДОУ № 64, Невского района Санкт-Петербурга.
Тема: болото и его обитатели
Цель: Обобщить и систематизировать представления о болоте и его обитателях.
Задачи:
образовательные: Формировать знания о значении болот в экологической системе Земли, представления о некоторых обитателях болот;
Публикация «Конспект н, о, д, „Болото и его обитатели“ с использованием элементов ТРИЗ-технологии,» размещена в разделах
развивающие: развивать речь, познавательные способности; активизировать и обогащать словарный запас детей
воспитательные: развивать умение работать в группе и самостоятельно; высказывать и отстаивать свое мнение
предварительная работа: рассматривание и обсуждение различных водоемов (река,озеро,пруд,болото); чтение сказки «маленький водяной»
оборудование: проектор (показ презентации,аудиозапись «звуки болота», разрезные картинки, картинки для игры «раньше-позже», материалы для свободной изобразительной деятельности.
Ход н. о. д.
1. организационный момент: Игра психологической направленности «Приветствие»
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. постановка цели:
- ребята, сегодня мы отправимся в страну «Загадляндию» - там нас ждет много интересного. На чем мы туда поедем, вы узнаете, отгадав загадку:
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Ведет всех за собой. (Поезд)
-Верно, это поезд. Итак, в путь!
3. Игра - имитация «поезд» (под музыку «мы едем,едем,едем») – 1 мин.
4. остановка «город загадочных дел и мест» (показ слайда «болото»)
-куда же мы попали? Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги. (болото)
-что же такое болото? Посмотрите внимательно на картинку, что вы можете сказать про это место? (ответы детей)
-Там, где почва сильно увлажнена, образуются болота. Это происходит от того, что растения у берегов постепенно разрастаются и продвигаются в глубь водоема. Мелкие водоемы быстрее превращаются в болота.
В далекие времена люди боялись болот. Все звуки которые слышались на болоте - кваканье лягушки, жужжание комаров, хлопанье крыльев птиц - люди приписывали разным чудищам – хозяевам болот (слайд - Болотник, Болотница, Кикимора, Водяной). Включение аудиозапись «Звуки на болоте»
На самом деле это особый мир растений и животных. Почти вся поверхность болот покрыта влаголюбивыми растениями - здесь растёт очень высокая трава под названием тростник. В ней легко спрятаться и даже заблудиться. А земля на болоте - это вязкий ил и грязь. (слайд с изображением растений)
Весной и осенью отдыхают на болотах перелётные птицы. Утки и гуси - это самые шумные обитатели болот. Когда они собираются в стаи, на воде разыгрывается целый спектакль. Но за ними интересно наблюдать и тогда, когда они спокойно плавают. Вот утка, секунду назад, казалось, дремала, и вдруг - нырнула головой вниз, только хвостик смешно торчит над водой. Зачем? Она поймала рыбу или лягушку. А спать она пойдёт в своё гнездо, в зарослях тростника на берегу. (слайды с изображением птиц)
Каждый вечер на болоте можно услышать концерт. Лягушки-папы квакают без умолку, глядя на луну, а лягушки-мамы в это время мечут икру среди водорослей. (слайд-лягушки с икрой)
5. Динамическая пауза «лягушки»
Посмотрите, две лягушки, пальцы растопырить как «лягушачьи лапки»
Две зеленые подружки, поворот с приседанием
Прискакали на пригорок
И заквакали спросонок:
Ква-ква-ква-ква-ква-ква-ква, прыжки с поворотом вокруг себя
Всем вам доброго утра.
Поскакали, порезвились медленная остановка
И водичкою умылись. имитация умывания
После дружно развернулись поворот в сторону изображения
И к своей икре вернулись.
- а кто знает, почему лягушки к икре вернулись и зачем она им нужна?
- правильно, вскоре из икринок появятся маленькие головастики, точно такие же, как те, что уже резвятся в болоте. Все они скоро подрастут, у них появятся лапки, исчезнет хвост, и они станут похожи на своих родителей. (слайд – стадии развития лягушки)
6. Игра «собери целое»
Ребята, маленький водяной прислал нам картинки с изображением своего болота, но по дороге они рассыпались на мелкие части и перепутались – помогите мне их собрать.
7. Заключительный этап.
- Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о болотах.
- вам понравилось? Что было интереснее всего?
-Ребята, как вы думаете, нужны ли болота на Земле? (Ответы детей)
-осенью и весной (когда тает снег или идут частые дожди) - болота накапливают воду, а в сухое время года отдают её ручьям, рекам и не дают им обмелеть. Люди осознали пользу болот и перестали их осушать. Главная польза от болот – сохранение воды Живущих птиц, животных, растущих растений на болотах, люди должны беречь и охранять.
т. р. и. з - игра на определение линии развития объекта «Раньше – позже»
Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.
Ход игры:
Воспитатель: посмотрите, что вы можете сказать о болоте? Оно какое?
Дети: вязкое, заросшее, топкое.
Воспитатель: Оно всегда было таким? Что было раньше?
Дети: Его не было, было озеро или прудик.
Воспитатель: Правильно, а еще раньше?
Дети: возможно была ямка.
Воспитатель: А еще раньше?
Дети: просто земля, поле, лес и т. д.
Воспитатель: А что будет с болотом потом?
Дети: Оно может стать еще шире или наоборот пересохнет.
(Аналогично можно провести игру по теме «лягушка» по желанию)
Вы молодцы, справились с заданием,но Маленький водяной просил,чтобы вы как-нибудь изобразили его болото (если оно вам понравилось)
На столе вы найдете краски и листы бумаги, пластилин и многое другое-пофантазируйте! Изобразите болото или обитателей как вам нравится.
Свободная изо. деятельность и выставка работ.